Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Не явилась исключением и его новая книга «Белая вилла» о музее-усадьбе Николая Александровича Ярошенко, прекрасно изданная издательством «Снег». В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.
Николай Александрович Ярошенко (113декабря1846, Полтава, Российская империя— 26июня 8июля1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя)— русский живописец12345678 и портретист, член Товарищества Передвижников. У Ярошенко открылся туберкулез. В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет. Николай Александрович Ярошенко (1декабря1846, Полтава— 26июня 1898, Кисловодск)— русский и украинский живописец и портретист. Николай Александрович Ярошенко (1декабря1846, Полтава, Российская империя— 26июня 1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя)— русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Николай Александрович Ярошенко (113декабря1846, Полтава— 26июня 8июля1898, Кисловодск)— русский живописец и портретист.
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора12.
Мягкий по внешности – он кремень духом. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками. Менделеева (акварельный, там же), В. С. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Усадьбу назвали Белой виллой. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора4. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной Невский проспект ночью. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Мягкий по внешности – он кремень духом. Трепова. Брал уроки рисования у A. M.
(1846—1898) — художник-жанрист и портретист. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи3.
Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. Русский художник. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
Кроме жанров и портретов, Я. писал также пейзажи, очень недурно воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Лит. : Н. А. Ярошенко (1846—98), его жизнь и произведения (текст Н. В. Некрасова фототипии К. А. Фишера), М., 1908. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой».
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Учился у И. К.
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Стерпетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Лучшие из этих произведений – портреты П. А.
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». В. Позен4.
Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы.
В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск.
Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Трепова. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея).
Наиболее известные жанры Ярошенко – "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" (все пять в Третьяковской галерее, в Москве), "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью". Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
Спасовича, Г. И. (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург).
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. «Совестью художников» называли его современники. Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Успенского, А. Н.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Зайцева в Полтаве, затем у А. М. Художник раскрыл внутреннюю красоту и силу духа этого человека, наделенного высокими гражданскими чувствами, тоскующего о свободной жизни.
Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки».
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Унковского, В. Д. До 1892 – военнослужащий.
Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. ЯРОШЕНКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1846–1898), русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Волкова, занимался у И. Н. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Совестью художников называли его современники.
Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
Кавелина. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Брокгауз Ярошенко, Николай Александрович (1846—1898) — художник-жанрист и портретист. гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. Совестью художников называли его современники. В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика.
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции.
В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Д. И. Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при ЛГУ), Н. Н. Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Отец его – Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. Художник раскрыл внутреннюю красоту и силу духа этого человека, наделенного высокими гражданскими чувствами, тоскующего о свободной жизни.
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея). Участник выставок (с 1875) и член (с 1876) Товарищества Передвижных художественных выставок. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867).
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Толстого, 1894, ГРМ). Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
Н. Моргунов. Мягкий по внешности – он кремень духом». Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Соловьева. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника.
Ярошенко проводили лето именно здесь. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров.
Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874). Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.
С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Он писал лица людей, стараясь передать не столько портретное сходство, сколько характер человека. В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у И. Н. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Плещеева и К. Д.
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк.
Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Соловьева. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884).
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Картины Кочегар (1879), Заключенный (1879), Студент (1881), Курсистка (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров.
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. в Москве), Курсистка, Старое и молодое, Причины неизвестны и Невский проспект ночью. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Соловьева, Л. М. Спустя два года с отличными успехами в науках он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ).
Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы – 1878, Третьяковская галерея, Москва).
В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Содержанием его жанровых картин служили преимущественно мотивы гражданской скорби. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888).
Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Произведения Я. в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Ярошенко (Николай Александрович, 1846 – 1898) – художник-жанрист и портретист.
Даже критика тех времен отметила, что художник выразил симпатию не только к личности своего героя, но и к зарождающемуся рабочему движению в целом. Крамского. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
С удивительным мастерством Ярошенко создавал выразительные портреты типичных представителей своего времени. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы.