Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
произв., дают обобщённый образ спектакля в живописном претворении. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Мир искусства, Золотое руно), участвовал в археологич. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская).
Академии художеств. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Потом было последовательное сообщение букв. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). костюма, поэтически передав в эскизах этнографич. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
С 1936 года начались письма, запросы. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Посылали книги. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины.
Выставки имели исключительный успех. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Среди его лучших работ – оформление балета Весна священная (1913, Русские сезоны, балетм. С 1920 жил за границей (США, Индия).
В 1940 году в галерее им. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В последнем учреждении в 1898—1903гг. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44.
Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. городов, работал как художник-художник (выставлялся в России и за границей).
В 1937 году официально открывается музей Николая Рериха в Риге, в котором экспонировалось более 40 полотен художника147, а также проходит Первый конгресс Балтийских обществ Рериха148. Исследователи, участвующие в рериховском движении, 8693 считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». В 1907 дебютировал как театр. факультет Петерб. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.
Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. раскопках древних рус.
Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. С 1905г. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии182183. Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.
Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии.
В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Рерихи переезжают в Америку. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху.
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. С 1909 сотрудничал в антрепризе С. П. Дягилева. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики».
В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в Петербургском регионе. искусстве (в журн. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. особенности одежды и облика древнего человека.
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Русский художник, график, археолог, театральный художник. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество.
В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Академик живописи (1909).
Летом 1910г. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов.
Братство». Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым.
Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха.
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. М. М. Фокин). К 1910г.
Он скончался в 1960 году, а значительная часть наследства Н. К. Рериха продолжала оставаться в его квартире, поскольку принятие решения Министерством культуры СССР о создании мемориального музея-квартиры затянулось. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея— 29-этажном небоскрёбе Мастер Билдинг. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Ждали вестей»154. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. художник (оформление мистерии Три волхва Евреинова, Старинный театр, Петербург). В. Ф. Нижинский), в котором художник воссоздал ряд величеств.
В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Писали в Комитет по делам искусства. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Именно он может строить светлое будущее своей страны». В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917г. университета. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик.
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Экспедиция продолжалась до 1928 года.
С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Выступал с лекциями и статьями о рус. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. В 1893-97 учился в петерб.
Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Так было собрано несколько фраз. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. В 1898 окончил юридич.
С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким).