Тимофей Андреевич Нефф – исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор. Многочисленные работы художника Тимофея Неффа (образа, портреты, вельможные красавицы и сценки из жизни курляндских крестьян) давным-давно украшали залы императорских дворцов и вельможных аристократов, своды храмов. Имя «Тимофей Андреевич» художник получил в 1844 году, когда Неффу было пожаловано дворянство2. Нефф Тимофей Андреевич (1805-1875)- выдающийся эстонский исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I. Даю согласие на обработку моих персональных данных.
23 Об этом писал П. Петров, по словам «лиц знакомых с профессором» — факт, говорящий о том, что легенда об оглушительных успехах молодого художника была к началу 1860-х годов (благодаря рассказам самого Неффа) достоянием многих друзей и знакомых. Нефф Тимофей Андреевич (Тимолеон Карл фон Нефф) (1805-1876) – знаменитый живописец XIX века, представитель зрелого академизма, придворный художник Николая I, талантливый портретист, автор монументальных храмовых образов и картин на исторические темы. В оценке личности Неффа и его работ преобладает восторженный оттенок, понятный, если принять во внимание, что книга написана дочерью художника.
Методом данной работы являются традиционный искусствоведческий анализ отдельных, наиболее важных произведений художника, а также сравнение их с произведениями других современных Неффу мастеров. Вскоре Тимофей Андреевич Нефф был приглашен на должность придворного художника.
Макария, об особенностях их характера подчеркнул значение для той же картины двух факелоносцев — с римским и германским типом лиц — означающими веру и сомнение отметил жизненную убедительность («портретность») изображенных персонажей в «Покрове Пресвятой Богородицы». И тогда в 1809 году молодые, забрав маленького Карла Тимолеона, вместе уехали в Россию, в городок Вольск, где жил хороший знакомый Генриха, художник Карл Кюгельген. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. В 1824–1825 учился в Академии художеств в Дрездене, по окончании которой отправился в Рим.
Дрезден и Рим», включает в себя эпизод поступления Неффа в дрезденскую Академию «анекдотизм» повествования говорит о том, что этот эпизод был семейной легендой и, вероятно, художник об этом часто любил вспоминать, так же как и об окончании Академии «всего за год». 24 Большую часть главы занимает первое дрезденское письмо Неффа и отрывки из других его писем комментарии Грюневальдт в этой главе сводятся к минимуму. Из них наиболее известны: по религиозной живописи — образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: «Святой Исаакий Далматский»), «Воздвижение Креста» и «Спаситель во гробе» (в столбищах того же храма), «Ангел смерти» и «Ангел молитвы» (собственность Государя Императора), «Ангел Воскресения», «Христос, Богоматерь и 4 евангелиста», в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, «Христос, благословляющий детей» и «Богоматерь», в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, «Вознесение Господне», запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи — «Купальщица» (1858 в музее Александра III), «Две молодые девушки в гроте» (1859 там же), «Итальянка» (в Третьяковской галерее), «Неаполитанка, сидящая в барке у руля» и «Молодой неаполитанец на скале у моря» по портретной живописи — портреты императрицы Александры Фёдоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. — М. : Терра, 2001.
— Т. 1. Приблизительно тогда же Неффу был дан заказ на девять образов для готической церкви в Императорской даче Александрии в Петергофе, который он исполнил в 1834 году. В 1839 году за живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе за весьма удачный образ «Тайной Вечери», Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. Сблизился с художниками-назарейцами. (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи. Анны 3-й степени.
кн. Не обойден в работе и вопрос о художественных влияниях. — Т. 3. В начале 1820-х был усыновлен владельцем усадьбы Кюти Г. -О.
вел. В диссертации подробно рассматриваются стилистические особенности «византийского стиля» в русской живописи 1860-х годов на примере дошедших до нас произведений Неффа. Именно вот таким образом трудно определить вклад художника в искусство второй трети и середины XIX века, важнейшим лозунгом которого было понятие «национального». Проект дома и парка был составлен самим хозяином.
Среди важного вопросов раннего периода, затронутых в диссертационной работе, — вопрос о «назарействе» Неффа в связи с «Портретом неизвестной в зеленом платье». Дальнейшую его судьбу решил случай.
Новость о талантливом и способном живописце из Европы дошла и до Императора. Творчество последних двадцати лет жизни художника, который до конца своих дней оставался верен идеалам своей молодости, все более обнаруживало контраст со вкусами нового поколения. (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи.
Его искусство космополитично. 59) «Приверженцы итальянщины напротив, привыкли отделываться общими местами, относиться к жизненным явлениям почти всегда безотчетно и только со стороны одной декоративной обстановки, не углубляясь во внутреннюю сторону человека — рычаг его внешней деятельности» (там же, стб. тельною выделкою материй на драпировках. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим. 14 РГИА, ф. 789, оп.
Первый крупный заказ – образа для готической капеллы на даче «Александрия» в Петергофе. в Эстляндии. и его окрестностей. — 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Зеге фон Мантейффелем.
Кюгельгена, далее учился в Дрезденской академии художеств (1823-1825). Став в это время главой «византийского направления», художник был вынужден считаться с одной из основных его черт — «археологизмом», но, все же, возрождая «византийскую традицию», стремился к духовному его постижению. В 1839 за образа, выполненные для малой церкви Зимнего дворца, удостоен звания академика.
Большое значение имеет глава «Мастерская. Наиболее известные из картин этого рода: «Неаполитанские прачки в гроте», «Купающиеся нимфы», «Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря», «Девушка, собирающаяся купаться» и др. М., 1996, с. 73—132) фамилия Неффа упоминается лишь дважды и то мельком. Занимался у К. Ф.
Он доверил дело совсем неизвестному человеку, но бесспорно талантливому портретисту. Во второй половине 1827 года Нефф отправился в Петербург, где писал портреты по частным заказам. Riga, 1902, lk. чества художника в силу общего характера издания (биографический словарь) также не дана. Так, благодаря свидетельству о первом награждении Неффа орденом Св.
Теофилъ Готье.
В 1842 г. предпринял третью поездку в Рим, откуда вскоре был вызван обратно в СПб. Оно приносит европейское признание живописцу.
Наиболее известные из картин этого рода: "Неаполитанские прачки в гроте", "Купающиеся нимфы", "Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря", "Девушка, собирающаяся купаться" и др. В 1864 г. назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа. «Росписи Бруни в отношении композиции и стиля, работы Неффа в отношении цвета и мастерского их исполнения кажутся мне здесь самыми лучшими», — делает вывод Готье3.
Однако, книга писалась не столько как воспоминания об отце, сколько как монографическое исследование о «значительном художнике XIX столетия». В 1827 переехал в Петербург. Нефф не принадлежит к их числу. Художественное образование получил в дрезденской академии, под руководством X. Гартмана и X. фон Ауе, после того изучал в Италии произведения Рафаэля и др. Традиционно перечисляются факты биографии и произведения (сведения о многих их них почерпнуты у Грюневальдт), но не более того. Его живописное мастерство знакомо не только россиянам.
Кстати, она находится там до сегодняшнего дня. Не менее актуальным является обращение к Неффу и в связи с малой изученностью его жизни и творчества. 6 Приведем некоторые фрагменты, отражающие взгляды Петрова на искусство: «лучшим мерилом наблюдательности артиста служит выбор сюжета для картины. «Грация сочинения», «изящество письма», яркость колорита — все эти достоинства Неффа присущи и Брюллову. В 1835–1836 совершил вторую поездку в Италию.
прп. Лучшие произведения Т. А. Неффа – иконы Исаакиевского собора.
Для изучения биографии художника очень информативным является личный фонд Т. А. Неффа, находящийся в Российском государственном историческом архиве. По окончании обучения в Германии Нефф совершил поездку в Италию (Рим), где изучал произведения Рафаэля, Тициана, Микеланджело и других великих мастеров. В Риме художник приобрел высокую покровительницу в лице великой княгини Елены Павловны, по совету которой приехал в 1826 году в Петербург, где вскоре приобрел большую известность своими портретами и другими работами, в особенности после того, как получил звание придворного художника и был назначен состоять при Императорском Эрмитаже. Автор парадных портретов и отличающихся внешней красивостью картин (Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1846, ГТГ Две девушки в гроте, 1859, ГРМ).
Далее: Петров, 1863) «привычное, знакомое, ближе к сердцу и понятиям — это характер страны, придающий искусству оригинальность» (там же, стб. — С. 53. 59. С 1826 г. жил и работал в России.
Он был противником в церковной живописи узкого стилизаторства и набиравшего силу «позитивизма», проявившего себя в живописи храма Христа Спасителя, в росписи Владимирского собора в Киеве и произведениях В. Д. Поленова. тт. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. В 1832 г. он получил звание придворного живописца и признан назначенным в академики. Она нанялась гувернанткой в дом фон Крюденера в имении Пюсси, где 2 октября родила сына. Важнее то, что в работе была осуществлена попытка «расшифровать» аллегории и «второй смысл» конкретных произведений романтизма и прежде всего, Неффа. Петров.
Целью работы является исследование творчества Неффа, определение его места в развитии русской живописи второй трети и середины XIX века. 1866, т. III, стр.
Порядок ведения работы, характер композиции и линии исследование «палитры художника» — все это чрезвычайно ценно не только для историков искусства, но и для реставраторов работающих с произведениями Неффа. Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике появившейся в 1862 году в журнале «Северное сияние». 5 Она появилась в то время, когда требование времени шло уже вразрез со взглядами художника да и П. Н. Петров — автор этой статьи — не был поклонником творчества Неффа. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св. Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Нефф не сразу пришел к религиозной живописи.
великомученицы Екатерины и Св. За время путешествия по Италии (1835 – 1837 гг. ) Нефф копировал произведения старых мастеров XVI в. и, прежде всего, Рафаэля. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. Живопись Неффа открылась во всем своем блеске.
— «Северное сияние», 1863, т. 12, стб. Портретов написано Неффом очень много. С 1855 по 1864-й преподавал в Академии художеств. За эту работу он получил звание профессора исторической и портретной живописи и стал преподавать в живописном, натурном, рисовальном и этюдном классах Академии художеств. Его мать Луиза Фелиците Нефф приехала из Франции, отец неизвестен. Летом 1842 вновь предпринял путешествие в Италию. Baltische Maler und Bildhauer des XIX Jahrhunderts. апостола Павла (переведены в мозаики во втор.
Место Неффа в русской живописи XIX века не определено самое значительное, что оставил Нефф согласно книге Грюневальдт — религиозная живопись. Парадокс заключается в том, что помимо своей воли Нефф, много позже, станет во главе «византийского направления», задача которого будет схожа с задачей «назарейства», — возрождение духовности средневекового искусства. Ценность этой статьи в том, что Булгарин мог отразить в ней точку зрения самого Неффа, поскольку видел работы в его мастерской и, более чем вероятно, общался с художником. Нефф. Полевого В. М.
Исаакий Далматский"), "Воздвижение Креста" и "Спаситель во гробе", две иконы, вставленные в пилястры того же храма, "Ангел смерти", "Ангел молитвы" и "Вознесение Господне", запрестольный образ в церкви имения г-на Головнина в Рязанской губернии по части жанра — "Неаполитанские прачки в гроте" ("La cucumella nelle grotte "), "Купающаяся девушка" (в Императорском Эрмитаже), "Неаполитанка, сидящая в барке у руля" и "Молодой неаполитанец на скале, у моря" (в московском Публичном музее) и, наконец, по портретной живописи — портреты великих княгинь Марии Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны императрицы Александры Феодоровны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, сенатора Капгера и др. При крещении получил имя Тимолеон Карл. I. С. -Пб. Именно там было создано большинство его картин.
В 1857–1858 снова совершил поездку в Италию. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. За эту работу отмечен почетным дипломом Флорентийской Академии художеств. В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье.
Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. Прибалтийский юноша чтил императора Николая.
1 Так, например, в большой по объему и обстоятельной статье П. Ю. Климова «Живописное убранство Храма Христа Спасителя» (в сб. : Храм Христа Спасителя. Только по одной этой причине русская художественная критика (особенно в 1860-е годы) могла предпочесть Неффу Брюллова. Это ли не свидетельство высокого мастерства живописца, получившего образование у частных учителей и занятий в одной из студий Дрездена (1823—1825). Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) – таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа – родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. С 1864 исполнял должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти. При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. Искусство Неффа не анализируется, преобладает «описательный» стиль.
В 1855 принят на академическую службу «по живописи исторической и портретной», стал членом Совета ИАХ. С 1864-го – хранитель картинной галереи Эрмитажа. 56-59. С 1849 г. – профессор за иконостас в Исаакиевском соборе. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов.
Его статьи, появляющиеся в «Северном сиянии», содержали призывы к художникам обратиться к окружающей действительности и стоят в одном ряду с выступлениями в печати В. В. Стасова, К. Варнека, М. Л. Михайлова, Л. М. Жемчужникова, П. М. Ковалевского6. Нефф стал приемным сыном Генриха Отто Зеге фон Мантейффеля. Готье подчеркивал станковый характер образов Неффа, объясняя это тем, что его работы (особенно семь образов в нишах столбов) находятся всегда близко от зрителя хвалил его «точный и ловкий рисунок», «верное чувство цвета и игры светотени». С 1839 г. – академик за живописные работы исполненные для Малой церкви Зимнего дворца. Карл Тимолеон Нефф (по русски – Тимофей Андреевич)- исторический, религиозный художник, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор.
Нефф был последним представителем «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства XIX века, с его мистицизмом и стремлением к эмоциональной убедительности сюжета. В 1844 получил русский дворянский титул. Таким образом, Грюневальдт не столько изучает, сколько собирает материалы о художнике. XIX в. ).
Это делает фигуру Неффа особенно актуальной в качестве объекта исследования. За эту работу Нефф получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Елены и величественной фигуры Св. Достоинства и даже заслуги его перед русской художественной школой (на чем настаивали современники художника) были заслонены гигантской фигурой Брюллова. Особенно интересны страницы о «византийском направлении» в живописи шестидесятых годов и отношении к нему Неффа — малоисследованная страница русского искусства XIX столетия.
Но даже сам факт сопоставления этих имен говорит о многом. В стилистике Нефф скорее опирается на творчество швейцарца Леопольда Робера, нежели на «ретроспективизм» Овербека или Корнелиуса. — М: Изобразительное искусство 1987. — 40 726 стр., П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер.
W. Neumann. блгв. Юноша влюбился всерьез, но отец не позволил ему жениться на учительнице французского языка неизвестного происхождения. За исполнение образов в Исаакиевском соборе Нефф в 1849 году был возведен в профессорское звание.
Анализ таких картин, как «Две итальянки», «Неаполитанский пастушок», «Грот Кукумелла», «Портрет великих княжон», «Две нимфы в гроте» позволяет утверждать о приверженности художника к аллегорическим и символическим истолкованиям сюжетов. Итальянские сцены и виды в русской живописи. Недоверие, связанное с тем, что автор книги дочь художника исчезает, когда убеждаешься, что рассказ об отце основан на документах (письма Неффа, его друзей и знакомых) или рассказах художника (в некоторых случаях подтверждаемых в другой литературе и архивах). М., 1990, с. 201. Ей посвящены почти половина страниц монографии.
Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. Хотя с точки зрения художественного мастерства вклад Неффа в русское искусство довольно скромен, он оставил несколько произведений, заставляющих говорить о достойном соперничестве с «великим Карлом» («Две итальянки», «Грот Кукумелла», образа Исаакиевского собора и некоторые другие). Не меньшую известность, чем портретная живопись, Неффу принесла монументальная живопись. Николая Мирликийского, Св. Александра Невского, Св.
Эти существенные разделы диссертации помещены в приложения. 58).
Исаакия Далматского, Св. В образе «Воздвижение честного креста» Булгарин тонко почувствовал авторский замысел, говоря о контрастном противопоставлении изящной фигуры Св. Им также были созданы семь образов для ниш пилонов:Рождество БогородицыСошествие Св. Имел чин тайного советника, был награжден орденом св.
По поводу картины Т. А. Неффа «La cucumella nelle grotte». Сын француженки-гувернантки Л. -Ф. Серьезного влияния на молодого Неффа «назарейцы» не имели, хотя он и был знаком со многими из них. В 1832 был назначен на должность придворного живописца. и 4 доп. Перед нами, таким образом, еще один «первоисточник» не уступающий по своей значимости монографии Грюневальдт. Первой работой на тему храмовой росписи было оформление капеллы в Александрии в Петергофе. Некоторые неточности (например, в датировках произведений), которые есть в монографии, не умаляют ее значения для исследователей жизни и творчества Неффа.
В 1849 удостоен звания профессора ИАХ. Владимира 2-й степени. родился 2 сентября 1804 года (по другим данным – 2 (14) октября 1805 г. ) в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии. Автор подчеркивает определяющее значение символа для немецкой и русской художественных школ, значение неизмеримо большее, чем формальные признаки романтического направления — «динамизм композиции», «насыщенность цвета» и «яркость освещения».
Сформировавшись как художник под воздействием романтических идей, Нефф в стилистике своего искусства стоял ближе к классицизму или, точнее сказать, к тому «реформированному классицизму», крупнейшим представителем которого во Франции был Энгр и менее крупные мастера, такие, например, как швейцарец Л. Робер. Это оправдывает сравнение художника с «поздними немецкими назарейцами», оброненное вскользь А. Н. Бенуа.
1899 г. Анны 3 степени можно узнать год, когда художник получил право на дворянство, поскольку в России до 1845 года потомственное дворянство автоматически получали все награжденные любым российским орденом. Он по-прежнему много работает.
В это время Нефф — один из характерных представителей «византийского направления» в русской живописи 1860-х годов большая часть художественной деятельности мастера связана с работой над образами для православных храмов. С 1844 по 1857 гг. (Timoleon Karl von Neff, 1805—1876) — исторический художник и портретист род. 14, д. 14-Н, л. 136-138. Свои высшие официальные звания российский художник Карл Тимолеон (Тимофей Андреевич) Нефф получил за росписи малой церкви Зимнего дворца (звание академика) и иконостаса Исаакиевского собора (профессора Академии) в Петербурге.
апостола Петра, св. В 1834 г., за образа, написанные для церкви при петергофском дворце Александрия, Высочайше назначена ему пожизненная пенсия. В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный. Среди них К. -Д.
Уже сегодня можно говорить о значительном научном и художественном открытии расчистка множества других живописных работ художника (особенно образов в нишах Исаакиевского собора, находящихся не в лучшем состоянии), позволила бы относиться к уровню мастерства Неффа без скептицизма. Художник много работал с натуры, но руководствовался принципом «выбора», отражая самое прекрасное и абсолютное, что есть в природе. Родом из Эстляндии. Эту задачу, прежде всего, выполняет «Научный список произведений Неффа». А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома.
Особое внимание уделено изящной «дугообразной» линии Неффа, указывается на ее связь с изучением Рафаэля и эллинистической скульптуры отмечается пристрастие к «чувственной» линии в творчестве других мастеров эпохи романтизма. В истории русского искусства его отсутствия не замечают до сих пор1. Другая не менее важная задача: создание «Летописи жизни и творчества с использованием письменных источников (архивные материалы, периодическая печать). Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Портретов написано Неффом очень много.
Петров отмечает следующие особенности творчества Неффа: это, во-первых, отсутствие «мысли или общей идеи» во-вторых, отсутствие характеров в-третьих, — ориентирование на вкусы широких зрительских масс и, наконец, — яркость колорита. Для нее Нефф был «чужим», «немцем». Его избирают членом флорентийской Академии художеств. Осенью 1837 провел персональную выставку в собственной мастерской в Петербурге.
Бесспорно новыми являются те факты, которые связаны с его пребыванием в Эстонии. Так, например, первая глава, «Годы учебы. Особое место в творчестве Неффа занимает камерный портрет, в котором он как художник- романтик, лелея образ женской грации, создает образы своих знаменитых «купальщиц», дев божественной красоты.
С главными же произведениями Т. А. пол.
середины XIX века. После исполнения в 1832 г. группового портрета детей императора Николая I (великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны) был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Быстро приобрел репутацию первоклассного портретиста.
При этом необходимо помнить о принципиальной разнице между ними: Брюллов по характеру импульсивен, его работы более живописны (в узком значении этого слова) Нефф — более сдержан, у него нет того, что называется «силой кисти» — следствие немецкого художественного образования. Из Рима возвратился в Эстляндию. Путешествие в Россию. Приведем некоторые из них.
Занимался жанровой и пейзажной живописью. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. 90, 93, 96, 130, 132, 145, Н. П. Собко.