Об изготовлении для королевы нидерландской, Анны Павловны, мозаичных копий с двух картин Неффа изображающих Ангелов молитвы и смерти.
Ангел молитвы – редкий, но утвердившийся во времени сюжет на ангельскую тему. Написанная по итальянским впечатлениям "Итальянка у фонтана" (ок. И ни стихия, ни лихой человек мене не погубит.
В 1849 г. Н. получил звание профессора исторической живописи. апостола Петра, св. Аминь. случайно, что параллельно с писанием образов византийском духе, Нефф именно в этот период жизни выполнил свои многочисленные "свободные" копии мастеров ХУ1-ХУП вв. Порядок ведения работы, характер композиции и линии исследование «палитры художника» — все это чрезвычайно ценно не только для историков искусства, но и для реставраторов работающих с произведениями Неффа. Потеря коллекции оказалась смертельной. И ничто благодаря твоим стараниям не причинит мне зла.
Эту задачу, прежде всего, выполняет «Научный список произведений Неффа». В 1849 г. Н. получил звание профессора исторической живописи. Ф. Булгарин Художник Неф и его работы в Исаакиевском соборе в Петербурге M. v. Аминь. Аминь.
Для художника была характерна особая эмоциональная восприимчивость (усиливающаяся с возрастом), которая является составным элементом (наряду с созерцанием бесконечного) религиозного чувства, как его понимал Шлейермахер.
Петра и св. Нефф преподавал в Академии Художеств состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. Он был противником в церковной живописи узкого стилизаторства и набиравшего силу «позитивизма», проявившего себя в живописи храма Христа Спасителя, в росписи Владимирского собора в Киеве и произведениях В. Д. Поленова. Уже сегодня можно говорить о значительном научном и художественном открытии расчистка множества других живописных работ художника (особенно образов в нишах Исаакиевского собора, находящихся не в лучшем состоянии), позволила бы относиться к уровню мастерства Неффа без скептицизма.
В 1837 году он путешествовал по России для ознакомления с народными типами и бытом. Итальянские сцены и виды в русской живописи. Помолись тогда за меня перед Богом и помоги мне дело свое укрепить.
При этом необходимо помнить о принципиальной разнице между ними: Брюллов по характеру импульсивен, его работы более живописны (в узком значении этого слова) Нефф — более сдержан, у него нет того, что называется «силой кисти» — следствие немецкого художественного образования. За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Его мать — гувернантка Луиза Фелиците Нефф, приехавшая из Парижа отец — неизвестен. – Ср. Так, например, первая глава, «Годы учебы.
Это — не считая русской «половины» (зашкаливавшей за триста работ), поскольку Морозов покупал еще и современную русскую живопись, причем в товарных количествах. (Karl-Timoleon von Neff) — профессор портретной и исторической живописи родился 2-го октября 1805 года в Эстляндии, в Рюс (Rhs) или Куркулле. М., 1990, с. 201. Спаси, святый, удержи от того, чтоб другим не доставить страдания по недомыслию своему и слабости своей.
и его окрестностей. Из образов, помещенных в Исаакиевском соборе, лучшие: Воздвижение Креста и Покров Пресвятой Богородицы. Главной своей задачей при работе над церковными образами Нефф считал создание особого молитвенного настроения, прибегая не столько к максимальной исторической достоверности, сколько к использованию таких традиционных выразительных средств живописи, как композиция, свет, колорит.
Современных русских художников не покупал, зато в особняк пускал охотно. широко распространенной, что порождает ощущение некоего единого "стиля". Аминь. О сем прошу тебя в своей молитве. В 1842 году Нефф в третий раз отправился в Италию с целью приготовить заказанные ему образа для Исаакиевского собора, но пробыл там недолго, так как порученная ему работа требовала его присутствия в Петербурге. Но что касается исторических фактов — Грюневальдт пытается изучить предмет и подать его как можно полнее и объективнее.
Особое внимание уделено изящной «дугообразной» линии Неффа, указывается на ее связь с изучением Рафаэля и эллинистической скульптуры отмечается пристрастие к «чувственной» линии в творчестве других мастеров эпохи романтизма. Святый ангеле Христов, взывает к тебе твой подопечный, раб Божий (имя), с молитвою. Осенью 1831 года славившаяся своей благотворительностью графиня Ю. Ф. Баранова во время нахождения Николая I и Александры Федоровны в Москве, заказала Неффу групповой портрет императорских детей.
Достоинства и даже заслуги его перед русской художественной школой (на чем настаивали современники художника) были заслонены гигантской фигурой Брюллова. И до поездки в Дрезден и во время учебы, Нефф пишет композиции, отличающиеся романтическим характером и аллегоричностью (например иллюстрации к рыцарскому роману Ф. де ла Мотт-Фуке "Волшебное кольцо") много работает в области пейзажной живописи, пишет портреты близких друзей (Портрет В. Кюгельгена 1825) и заказные (Портреты семейства К. С. Моргенштерна 1824). Нефф не принадлежит к их числу. Хотя с точки зрения художественного мастерства вклад Неффа в русское искусство довольно скромен, он оставил несколько произведений, заставляющих говорить о достойном соперничестве с «великим Карлом» («Две итальянки», «Грот Кукумелла», образа Исаакиевского собора и некоторые другие).
За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Прибыв в 1826 г. в Петербург, вскоре приобрел известность своими портретами и другими работами. тонские девушки" характерна неясность сюжета: трудно определенно сказать имеет ли здесь место идиллия или речь идет о теме обманутой любви (немаловажно, что картина имеет и другие названия: "Сюрприз" и "Подслушивающий"). Волей Господа ниспослан ты мне, ангел-Хранитель, защитник и попечитель мой. Учился в Дрезденской академии художеств.
Нефф (Timoleon Karl von Neff), Тимофей Андреевич, фон – исторический и портретный художник (1805 – 1876) родом из Эстляндии. По жанровой живописи лучшие работы Неффа: Купальщица (в музее Александра III), Две молодые девушки в гроте (там же), Итальянка (в Третьяковской галерее), Неаполитанка, сидящая в барке у руля и Молодой неаполитанец на скале у моря.
Бесспорно новыми являются те факты, которые связаны с его пребыванием в Эстонии. Аминь. Эти произведения доказывают, что мастерство в трактовке фигур, общее композиционное построение (с помощью которого, порой, раскрывается содержание произведения), красота и выразительность линий — лучшее, что есть у Неффа. 58). Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике появившейся в 1862 году в журнале «Северное сияние». 5 Она появилась в то время, когда требование времени шло уже вразрез со взглядами художника да и П. Н. Петров — автор этой статьи — не был поклонником творчества Неффа.
Осеняя себя крестным святым знамением, обращаюсь в молитве усердной к тебе, ангеле Христов, хранитель моея души и тела. Кроме них, он оставил много жанровых картин, среди которых преобладают изображения красавиц. Знаю, то испытание мне, грешному.
Помоги мне, рабу Божию (имя), яко помогаешь всем по воле Господа Бога. Впрочем, недостаточная информативность статьи в отношении второй половины жизни мастера, полностью искупается ценными сведениями почерпнутыми из архивов Эстонии, а также историей устройства после смерти двух его имений — Пийра и Мууга. И буде на все воля Божия.
Две утраченные в годы войны круглые картины на стекле «Ангел молитвы» и «Ангел у Гроба Господня» восстановлены петербургскими художниками-витражистами С. Хваловым и В. Лебедевым. Равнодушие это объяснялось еще и тем, что искусство Неффа, будучи рожденным в эпоху романтизма, все более и более входило в противоречие с новыми требованиями к искусству. Колорит Неффа отличается повышенной декоративностью с начала 1840-х годов он не теряет яркости (характерной для работ 1820-1830-х гг. ), но картины приобретают общий тон, придающий им цельность. В 2008 году в петербургской мастерской Вадима Лебедева был создан витраж «Ангел со скрипкой». Однако, "примитивизм форм", отмечаемый в этой работе, — характерная черта не только "назарейцев", но немецкой (и не только немецкой) романтической живописи вообще. За эту работу Нефф получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Достаточно вспомнить «Огненного Ангела» Валерия Брюсова или суровых Ангелов и Демонов Михаила Врубеля.
С середины 1850-х годов, когда Грюневальдт была уже абсолютнолетней, повествование становится более подробным. Молю тебя, святый, обереги меня от пустого стола исполни волю Господа и воздай мне за деяния мои скромный обед, чтобы мог я утолить голод свой и напитать чад своих, кои еси безгрешны перед лицом Всевышнего. Николая Мирликийского, Св. Святии Безплотные Власти, удостойте Меня иметь силу победы над злом. Саму монографию Грюневальдт, Росс, скорее всего, в руках не держал: в тексте всего две ссылки на нее.
Аминь. Помоги мне, рабу Божьему (имя), яко помогаешь всем по воле Господа Бога. Аминь.
Несомненно, сюжет приглянулся художнику вследствие своей "приятности" и "чувственности". — «Северное сияние», 1863, т. 12, стб. блгв.
Счастьем лицезреть лучшие в мире картины французских импрессионистов, а также Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо мы обязаны двум москвичам: дерзкому новатору, не боявшемуся эпатировать московскую публику, безжалостному к конкурентам коммерсанту Сергею Щукину и миллионеру Ивану Морозову, которого в Париже называли «русский, который не торгуется». Поелику чем погрешил против Слова Божия и в немилость впал, то не по злому умыслу. «Росписи Бруни в отношении композиции и стиля, работы Неффа в отношении цвета и мастерского их исполнения кажутся мне здесь самыми лучшими», — делает вывод Готье3. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св. Молю тебя о супружестве своем ибо хочу жить с женою своей, как Господь учил.
Аминь. В начале XIX столетия эпоха романтизма принесла разноцветные окна в Россию. Третьяковы, Щукины, Морозовы, Остроухов — классический московский набор. Учился в Дрезденской Академии Художеств. Сравнение с картиной Л. Ро-бера "Доверие" (1830, Шантильи) и стихотворением Гете "Пряха", — схожими с "Двумя итальянками" по теме, — доказывает, что картина Неффа лишена идилличности ее детали — тревожный взгляд девушки и укоризненный взгляд пожилой женщины, смятый передник и прижатая к животу рука последней, пустая корзина из-под фруктов (аллегория обманутых, несбывшихся надежд) — свидетельствуют о драматичности сюжета. Путешествие в Россию.
Булгарин, Т. Готье и др. ), отмечая некоторые недостатки в творчестве художника, в целом, относилась к его произведениям восторженно. Убереги меня от тяжких бед ибо попала душа моя в искушение. W. Neumann. Художественная молодежь реагировала на увиденное в особняке в Большом Знаменском переулке, «как эскимосы на патефон», как выразился князь Щербатов. Искусство Неффа не анализируется, преобладает "описательный" стиль.
Исаакий Далматский", "Св. В конце 1830-х — начале 1840-х годов Нефф написал немало жанровых произведений с подчеркнуто "национальной" тематикой: "Девушка-черногорка" (1839), "Эстонская крестьянка, кормящая кур", "Эстонская крестьянка с ребенком", "Жницы" (все — нач. На картины тратился с легкостью, парижский торговец картинами Амбруаз Воллар про него так и говорил: «Русский, который не торгуется». Ему должно было исполниться пятьдесят. XIX в. ). Некоторые иконы ("Св.
прп. Можно определенно назвать его главные создания — образа Исаакиевского собора и живопись храма Христа Спасителя. Сформировавшись как художник под воздействием романтических идей, Нефф в стилистике своего искусства стоял ближе к классицизму или, точнее сказать, к тому «реформированному классицизму», крупнейшим представителем которого во Франции был Энгр и менее крупные мастера, такие, например, как швейцарец Л. Робер. И буде на все воля Божия.
О сем молю тебя, ангеле святый, воитель Христов. Пусть будет у нас с ней лад, пусть она верна будет мне и покорна, относится с почтением. Riga, 1902, lk. 59) «Приверженцы итальянщины напротив, привыкли отделываться общими местами, относиться к жизненным явлениям почти всегда безотчетно и только со стороны одной декоративной обстановки, не углубляясь во внутреннюю сторону человека — рычаг его внешней деятельности» (там же, стб. Восторженную оценку получила живопись Неффа в Исаакиевском соборе в очерках Теофиля Готье, писавшихся в конце 1850-х — начале 1860-х годов и вышедших отдельным изданием в 1867 году в Париже. В диссертации подробно освещается история создания этой картины, разбираются ее композиционные и живописные особенности. тельною выделкою материй на драпировках.
Помимо собственной коллекции он управлял третьяковской. 1840-х, Эстонский худ. Им также были созданы семь образов для ниш пилонов:Рождество БогородицыСошествие Св. Однако, книга писалась не столько как воспоминания об отце, сколько как монографическое исследование о «значительном художнике XIX столетия». И се есть испытание для меня. В подобной трактовке нужно видеть новое понимание назначения иконы. вел. Приведем некоторые из них.
По этому поводу Нефф написал картину "Две девушки в национальных костюмах" (1838, ГРМ). середины XIX века.
Аминь. Сходство с Брюлловым сыграло. злую шутку с творчеством Неффа: оно было заслонено гигантской фигурой "первого русского живописца". Аз же молю тебя, благодетеля и защитника своего ибо слаб чрезвычайно, немощен стал. В 1832 г. он получил звание придворного живописца и признан назначенным в академики. Того хочет Бог, так тому и быть. Не дай лютому зверю поверже мене, не дай ворогу лишить живота меня.
Став в это время главой «византийского направления», художник был вынужден считаться с одной из основных его черт — «археологизмом», но, все же, возрождая «византийскую традицию», стремился к духовному его постижению. Сергей Иванович Щукин картины выбирал только сам. Его статьи, появляющиеся в «Северном сиянии», содержали призывы к художникам обратиться к окружающей действительности и стоят в одном ряду с выступлениями в печати В. В. Стасова, К. Варнека, М. Л. Михайлова, Л. М. Жемчужникова, П. М. Ковалевского6. Словом — он всегда был чужестранцем среди русских художников, хотя и оставил в России очень много своих произведений»16 Мысль о том, что Нефф не принадлежит к русской художественной школе, высказывалась и ранее, но такой категоричности в оценке деятельности Неффа в России еще не было.
Тот и другой учились за границей, знали языки, любили музыку. Художественное образование Нефф получил в Дрезденской академии, где главными его руководителями были профессора Гартман и фон Ауэ. Искусство Неффа не анализируется, преобладает «описательный» стиль. Именно вот таким образом трудно определить вклад художника в искусство второй трети и середины XIX века, важнейшим лозунгом которого было понятие «национального».
Среди них К. -Д. Не радуют глаз больше закрома мои, а мошна пустая. В современном искусствознании Т. А. Нефф известен многим, однако жизнь и творчество этого художника практически не исследованы историками искусства. Теофилъ Готье.
Осеняя чело святым крестным знамением, я – раб Божий, воздаю хвалу Господу и молю святого ангела Его о помощи. Главный же вывод, который делает автор из анализа картин в том, что они великолепны в техническом отношении, глубоко продуманны и подтверждают серьезность взглядов художника на искусство. Однако расписки торговцев Морозов хранил все до последнего клочка, вот таким образом подсчитать, во сколько ему обошлась коллекция, можно с точностью: 1 миллион 410 тысяч 665 франков (за рубль давали сорок франков). Святый ангеле Христов, к тебе взывает раб Божий (имя), осенив себя крестным пресвятым знамением. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов.
Творчество Неффа целиком принадлежит своему времени, не отставая, но и не опережая его. Биографии их во многом типичны для русских купеческих династий. Но это отдельная история. На тебя, мой ангел-хранитель, надежды свои возлагаю.
Убереги, спаси мою душу и помолись за меня перед Господом. Защити меня от лукавого и не позволь чем обидеть моих ближних. При этом, по словам дочери, Нефф не был активным прихожанином. Пусть же и они внемлют Слову Божию и возлюбят меня. Петров отмечает следующие особенности творчества Неффа: это, во-первых, отсутствие «мысли или общей идеи» во-вторых, отсутствие характеров в-третьих, — ориентирование на вкусы широких зрительских масс и, наконец, — яркость колорита.
Большое значение имеет глава «Мастерская. В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный. Например, на иконе 19-го века художника Тимофея Неффа в образе ангела изображена Мария Николаевна, дочь Николая I (картина являлась собственностью императора).
Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда и ныне и присно и во веки веков. Впоследствии Т. А. Нефф сделал ее копию меньше размером, возможно, не одну. Важнее то, что в работе была осуществлена попытка «расшифровать» аллегории и «второй смысл» конкретных произведений романтизма и прежде всего, Неффа. 14, д. 14-Н, л. 136-138.
Перед нами, таким образом, еще один «первоисточник» не уступающий по своей значимости монографии Грюневальдт. Эти существенные разделы диссертации помещены в приложения. Аминь. Современная Неффу художественная критика в 1840-1850-е гг.
Аминь. Одновременно Нефф брал уроки у пейзажиста Ф. де ля Троба и, возможно, А. Хагенса. Короче, «гипноз или магия», как он объяснял «случай Пикассо». Убереги, спаси мою душу и помолись за меня перед Господом.
Живопись Неффа открылась во всем своем блеске. Оба унаследовали отцовскую предприимчивость и приумножили капиталы, один — торгового дома «И. ственную Академию) отражает романтические устремления молодого человека. Морозов продержался на десять месяцев дольше, не в силах расстаться со своим музеем.
Вероятно, в 1822-1823 гг. С 1844 по 1857 гг. Картина маслом «Ангел молитвы» изначально была написана придворным живописцем Т. А. Неффом по заказу императорской семьи.
Защити, святый, от невезения. Александра Невского, Св. Из них наиболее известны: по религиозной живописи – образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: «Святой Исаакий Далматский»), «Воздвижение Креста» и «Спаситель во гробе» (в столбищах того же храма), «Ангел смерти» и «Ангел молитвы» (собственность Государя Императора), «Ангел Воскресения», «Христос, Богоматерь и 4 евангелиста», в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, «Христос, благословляющий детей» и «Богоматерь», в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, «Вознесение Господне», запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи – «Купальщица» (1858 в музее Александра III), «Две молодые девушки в гроте» (1859 там же), «Итальянка» (в Третьяковской галерее), «Неаполитанка, сидящая в барке у руля» и «Молодой неаполитанец на скале у моря» по портретной живописи – портреты императрицы Александры Фёдоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Витражи того времени время не пощадило. Илья Семенович Остроухов — фигура несколько иная, но личность по-своему выдающаяся. Смысловая усложненность характерна и для "Двух итальянок".
Щукин деньгами не сорил и старался расплачиваться с процентов с капитала. Grunwaldt (дочь художника), Skizzen u. Bilder aus dem Leben Carl Timoleon v. Heff (Дармштадт, 1887, напечатано на правах рукописи). Baltische Maler und Bildhauer des XIX Jahrhunderts. Екатерины Исаакиевского собора (1864, 1868). Из них наиболее известны: по религиозной живописи – образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: Святой Исаакий Далматский), Воздвижение Креста и Спаситель во гробе (в столбищах того же храма), Ангел смерти и Ангел молитвы (собственность Государя Императора), Ангел Воскресения (у г-жи Ф. Грюнвальдт), Христос, Богоматерь и 4 евангелиста, в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, Христос, благословляющий детей и Богоматерь, в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, Вознесение Господне, запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи – Купальщица (1858 в музее Александра III), Две молодые девушки в гроте (1859 там же), Итальянка (в Третьяковской галерее), Неаполитанка, сидящая в барке у руля и Молодой неаполитанец на скале у моря по портретной живописи – портреты императрицы Александры Федоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского.
Павла в них особенно заметны уроки искусства ХУ1-ХУИ вв. «Грация сочинения», «изящество письма», яркость колорита — все эти достоинства Неффа присущи и Брюллову. Особенно хороша его картина Св. Для нее Нефф был «чужим», «немцем».
И ни стихия, ни лихой человек мене не погубит. Лучшими с точки зрения формы автор называет фигуры св. Трудился я много весьма и сейчас ты видишь честные руки мои, которыми я трудился. Да како возможеши воззрети на мя или приступити ко мне, аки псу смердящему. Елены и величественной фигуры Св.
Другая не менее важная задача: создание «Летописи жизни и творчества с использованием письменных источников (архивные материалы, периодическая печать). Из них наиболее известны: по религиозной живописи— образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: «Святой Исаакий Далматский»), «Воздвижение Креста» и «Спаситель во гробе» (в столбищах того же храма), «Ангел смерти» и «Ангел молитвы» (собственность Государя Императора), «Ангел Воскресения», «Христос, Богоматерь и 4 евангелиста», в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, «Христос, благословляющий детей» и «Богоматерь», в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, «Вознесение Господне», запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи— «Купальщица» (1858 в музее Александра III), «Две молодые девушки в гроте» (1859 там же), «Итальянка» (в Третьяковской галерее), «Неаполитанка, сидящая в барке у руля» и «Молодой неаполитанец на скале у моря» по портретной живописи— портреты императрицы Александры Фёдоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Морозов исчез весной 1919-го. Возрождая "византийскую традицию", Нефф стремился к духовному ее постижению. Аминь.
В диссертации уточнена дата рождения Неффа. Аминь. Заслуживают внимания: Воздвижение Креста и Спаситель во гробе (в том же храме), Ангел смерти и Ангел молитвы (собственность Государя Императора), Ангел Воскресения (у г-жи Ф. Грюнвальдт), Христос, Богоматерь и четыре евангелиста (в церкви лейб-гвардии Семёновского полка, в Петербурге), Христос, благословляющий детей и Богоматерь (в церкви Академии Художеств), 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, Вознесение Господне (запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии) и иконостас русской церкви в Висбадене. Аминь. Таков, например, портрет великой княгини Марии Николаевны (1866, НИМАХ), подробно проанализированный в этой главе.
пол. 56-59. Овеществленный результат щукинского просветительства — искусство первого русского авангарда: ученики Школы живописи писали под Сезанна, «матиссничали», дробили форму а ля Пикассо Щукин рассказывал о картинах с таким же азартом, с каким и покупал. Типичным образцом "византизма" современники считали образа в малом иконостасе придела св.
К числу таких произведений нужно отнести и исполненную Неффом по заказу Императора Николая Павловича с рисунков Солнцева картину Две женщины в народном костюме Рязанской губернии. Здесь лучшая из всех религиозных картин Неффа: Святой Исаакий Далматский. Как только речь заходит о России — повествование основывается на все той же книге Грюневальдт, вернее — на ее пересказе Фальком и Генссом. Аминь. Святый Ангеле, воин Христов, к тебе взываю о помощи ибо в тяжелом недуге тело мое.
В дальнейшем, в 1860-е годы по отношению к творчеству Неффа преобладал критический тон. Исаакий Далматский. Святии Безплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией. Прототипом этой работы стала фигура Ангела с полотна «Святая Цецилия 1895 года английского художника Д. У. Уотерхоуза. В диссертации подробно разбираются особенности этих форм иносказания в эпоху романтизма, объясняются и расшифровываются некоторые широко распространенные аллегории живописи того времени (корзина, плоды, кувшин, пряжа и др. ) Также сравниваются особенности художественных школ с точки зрения их предпочтения символической (Германия, Россия) или аллегорической (Франция) интерпретации действительности.
Дрезден и Рим», включает в себя эпизод поступления Неффа в дрезденскую Академию «анекдотизм» повествования говорит о том, что этот эпизод был семейной легендой и, вероятно, художник об этом часто любил вспоминать, так же как и об окончании Академии «всего за год». 24 Большую часть главы занимает первое дрезденское письмо Неффа и отрывки из других его писем комментарии Грюневальдт в этой главе сводятся к минимуму. Среди важного вопросов раннего периода, затронутых в диссертационной работе, — вопрос о «назарействе» Неффа в связи с «Портретом неизвестной в зеленом платье». Серьезного влияния на молодого Неффа «назарейцы» не имели, хотя он и был знаком со многими из них. Так пусть же будет, как учит Писание, что воздастся по трудам.
Особенно интересны страницы о «византийском направлении» в живописи шестидесятых годов и отношении к нему Неффа — малоисследованная страница русского искусства XIX столетия. В это время Нефф — один из характерных представителей «византийского направления» в русской живописи 1860-х годов большая часть художественной деятельности мастера связана с работой над образами для православных храмов. Анализ таких картин, как «Две итальянки», «Неаполитанский пастушок», «Грот Кукумелла», «Портрет великих княжон», «Две нимфы в гроте» позволяет утверждать о приверженности художника к аллегорическим и символическим истолкованиям сюжетов. Прости мои прегрешения, поелику погреших против веры.
Пусть ни лютый зверь, ни ворог, ни стихия, никакой лихой человек не причинит им зла. А посему взываю к тебе в трудный миг в молитве своей, чтобы оберег ты меня от большой беды. Все работы, написанные им в 1860-1870-е годы выдержаны в этом стиле. О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий.
Изгони из меня болезни, наполни силами телеса мои, руки мои, ноги мои, проясни голову мою. Пособи, святый, в делах моих. И не брал я греха на душу, но всегда разживался по божьему промыслу. Рассматривается вопрос о связи творчества Неффа с Брюлловым после смерти последнего петербургская публика ставила Неффа чуть ли не вровень с "великим Карлом". Нефф не сразу пришел к религиозной живописи. Характер у Ильи Семеновича был вздорный, нередко он любил покрасоваться и поиграть в купца, «оправдывая свое замоскворецкое происхождение». Из них наиболее известны: по религиозной живописи – образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: Святой Исаакий Далматский), Воздвижение Креста и Спаситель во гробе (в столбищах того же храма), Ангел смерти и Ангел молитвы (собственность Государя Императора), Ангел Воскресения (у г-жи Ф. Грюнвальдт), Христос, Богоматерь и 4 евангелиста, в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, Христос, благословляющий детей и Богоматерь, в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, Вознесение Господне, запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи – Купальщица (1858 в музее Александра III), Две молодые девушки в гроте (1859 там же), Итальянка (в Третьяковской галерее), Неаполитанка, сидящая в барке у руля и Молодой неаполитанец на скале у моря по портретной живописи – портреты императрицы Александры Федоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского.
Что касается до прочих его работ, то при несомненных достоинствах их рисунка, колорита и письма, они, за редкими исключениями, страдают холодностью композиции и слабостью или деланностью выражения. П. М. Третьяков в этой группе стоит особняком, как и его Галерея. В. Щукин с сыновьями», другой — Товарищества Тверской мануфактуры.
Готье подчеркивал станковый характер образов Неффа, объясняя это тем, что его работы (особенно семь образов в нишах столбов) находятся всегда близко от зрителя хвалил его «точный и ловкий рисунок», «верное чувство цвета и игры светотени». Особенно хороша его картина "Св. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов.
В стилистике Нефф скорее опирается на творчество швейцарца Леопольда Робера, нежели на «ретроспективизм» Овербека или Корнелиуса. Музеи личного вкуса собирали и братья Щукины — Петр и Дмитрий Ивановичи (судеб которых мы касаемся лишь вскользь), но Остроухов делал это с невероятным темпераментом, азартом и подлинной страстью ибо в отличие от них был натурой артистически одаренной. Картины, подобные "Двум эстонским девушкам" и "Итальянке у фонтана", в которых сочетались чувственная красота и невинность, грация и эмоциональность, очень импонировали Николаю I — поклоннику Мурильо и Корреджо.
Именно ему ставят в заслугу открытие художественного феномена русской иконы, в которой ранее ценились совсем иные, нежели собственно живописные, достоинства. Анны 3-й степени. Творчество последних двадцати лет жизни художника, который до конца своих дней оставался верен идеалам своей молодости, все более обнаруживало контраст со вкусами нового поколения.
М., 1996, с. 73—132) фамилия Неффа упоминается лишь дважды и то мельком. музей, Таллинн), позволяющий представить характер светских портретов Неффа того времени. 1 Актуальность темы исследования. Подробно анализируются фигуры из нижнего ряда главного иконостаса. (Ф.
Портретов написано Неффом очень много. Этому помогают аллегории и символы — одна из характерных черт романтической живописи. Ей посвящены почти половина страниц монографии. Его искусство космополитично. До нас дошло совсем немного работ, относящихся ко второму итальянскому путешествию. Спаси тело мое и душу мою, святый ангел-хранитель.
Стеклянных «Ангелов» тоже, видимо, было несколько: один находился в предмолельне Александровского двора в Царском Селе (ныне в коллекции Павловского музея-заповедника), второй – в церкви в петергофской Александрии. Далее: Петров, 1863) «привычное, знакомое, ближе к сердцу и понятиям — это характер страны, придающий искусству оригинальность» (там же, стб. Николаю импонировали люди скромные и исполнительные, каким был Нефф.
Убереги от проступков, дабы вреда никому не причинил и Божиих заповедей тем не нарушил. И ничто благодаря твоим стараниям не причинит мне зла. Воспоминания», где приведены мысли художника об искусстве и описание его творческого метода.
Только по одной этой причине русская художественная критика (особенно в 1860-е годы) могла предпочесть Неффу Брюллова. На тебя, мой ангел-хранитель, надежды свои возлагаю. В образе «Воздвижение честного креста» Булгарин тонко почувствовал авторский замысел, говоря о контрастном противопоставлении изящной фигуры Св.
О сем молю тебя, благодетель. Не дай стихии погубить меня, не дай лихим людям причинить мне какое зло. В истории русского искусства его отсутствия не замечают до сих пор1.
Прозрачные иконы выполнили в середине XIX века мастера Императорского стеклянного завода. в Эстляндии.
Картина висела в ее спальне в Зимнем дворце. Святии Безплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу. Она должна производить впечатление минимумом художественных средств. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят.
59. Находящаяся там же Церковь Святого Александра Невского, более известная как Готическая Капелла, была одним из первых православных храмов, украшенных витражами, причем не только в окнах, но и в иконостасе. В этих работах (особенно в "Ангеле Молитвы") необычайно сильно выражено религиозное настроение, в основе которого — сочетание красоты и благоговения, выраженной в облике Ангела и душевного напряжения, близкого к страху.
чества художника в силу общего характера издания (биографический словарь) также не дана. О, всесвятый, великий Михаиле Архистратиже. В апреле 1835 г. Нефф испросил себе отпуск на два года в Рим для усовершенствования. Внимательное изучение формальных особенностей произведений Неффа (композиция, линия, колорит, освещение), последовательности ведения работы и живописной техники художника, позволяет говорить о несомненной ценности диссертации для художников-реставраторов. Преподавал в Академии Художеств состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. Исаакия Далматского, Св.
кн. 14 РГИА, ф. 789, оп. Стремясь к "идеалу" он старался не потерять ощущение жизненности и характерности. Исаакий Далматский"), "Воздвижение Креста" и "Спаситель во гробе", две иконы, вставленные в пилястры того же храма, "Ангел смерти", "Ангел молитвы" и "Вознесение Господне", запрестольный образ в церкви имения г-на Головнина в Рязанской губернии по части жанра — "Неаполитанские прачки в гроте" ("La cucumella nelle grotte "), "Купающаяся девушка" (в Императорском Эрмитаже), "Неаполитанка, сидящая в барке у руля" и "Молодой неаполитанец на скале, у моря" (в московском Публичном музее) и, наконец, по портретной живописи — портреты великих княгинь Марии Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны императрицы Александры Феодоровны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, сенатора Капгера и др.
Это делает фигуру Неффа особенно актуальной в качестве объекта исследования. В 1842 г. предпринял третью поездку в Рим, откуда вскоре был вызван обратно в СПб. В 1837 г. путешествовал по России для ознакомления с народными типами и бытом. О сем молю тебя, ангеле святый, воитель Христов. «О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий. Так отзовись же сейчас, низойди не меня и помоги мне.
Нефф был последним представителем «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства XIX века, с его мистицизмом и стремлением к эмоциональной убедительности сюжета. Автор подчеркивает определяющее значение символа для немецкой и русской художественных школ, значение неизмеримо большее, чем формальные признаки романтического направления — «динамизм композиции», «насыщенность цвета» и «яркость освещения». Это время расцвета творчества мастера, период, когда были написаны главные и лучшие его произведения.
Однако, нельзя утверждать, что на всех иконах Ангел Молитвы изображен именно Селафиил. Макария, об особенностях их характера подчеркнул значение для той же картины двух факелоносцев — с римским и германским типом лиц — означающими веру и сомнение отметил жизненную убедительность («портретность») изображенных персонажей в «Покрове Пресвятой Богородицы». Нефф, Тимофей Андреевич (Karl-Timoleon von Neff) — профессор портретной и исторической живописи родился 2-го октября 1805 года в Эстляндии, в Рюс (Rhs) или Куркулле.
В диссертации приводятся фрагменты высказываний Неффа по этому поводу. Молю тебя о помощи, не забудь меня, но выручи и спаси мою душу грешную. В диссертации предпринята попытка определить место Неффа в русской живописи конца 1830-х — первой половины 1850-х годов.
музей, Таллинн), "Две эстонские девушки" (1842, ГРМ). В этой и в других статьях (например: А. И. Сомова (1863), некрологе 1879 г. ) мы видим попытку определить место и значение Неффа в русском искусстве его времени. Аминь. В 1864 г. назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа. Второе путешествие в Италию (1835—1837) — период, чрезвычайно важный в творчестве Неффа. И ни зверь лютый, ни ворог мене не поверже. Шуточная интонация, где "мифологическое" содержание (баронесса изображена в виде Амура) просвечивает сквозь конкретный облик ребенка, соединение реального облика модели с откровенной идеализацией — все это не могло не нравиться утонченному аристократическому обществу, воспитанному на романтической поэзии с ее изобилием смыслов.
Лучшие произведения Т. А. Неффа – иконы Исаакиевского собора. Движение девушки, подхватывающей ртом струю воды ассоциируется не только с утолением жажды, но и с желанием поцелуя. По поводу картины Т. А. Неффа «La cucumella nelle grotte».
Это были годы, когда завершился период формирования художника. Умер Т. А. Нефф, готовя образа для храма Спасителя, 24-го декабря 1876 года в чине тайного советника. Историю каждого собрания можно разделить на судьбу вещей и судьбу человека их собравшего. Можно сказать, что написанные им в нижнем ярусе Исаакиевского собора образа (воспроизведенные мозаикой) составляют его лучшие произведения по религиозной живописи.
Пусть ни лютый зверь, ни ворог, ни стихия, никакой лихой человек не причинит им зла. В диссертации подробно рассматриваются стилистические особенности «византийского стиля» в русской живописи 1860-х годов на примере дошедших до нас произведений Неффа. Диссертант кратко останавливается на источниках рождения "новой линейной манеры": помимо Рафаэля, это было увлечение эллинистическим искусством (любимейшим произведением античной пластики была у Неффа "флорентийская Ниоба"). великомученицы Екатерины и Св.
Исполни волю Всевышнего и облагодетельствуй меня земными щедротами по трудам моим. Не обойден в работе и вопрос о художественных влияниях.
Так, благодаря свидетельству о первом награждении Неффа орденом Св. Святии Безплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды. Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех. Современников, если верить биографам художника, поразил колорит Неффа.
Неудивительно, что Бенуа назвал покупку матиссовских «Танца» и «Музыки» «подвигом». Убереги от проступков, дабы вреда никому не причинил и Божиих Заповедей тем не нарушил. Основные особенности создания романтического портрета в рассмотренной работе не меняются и в шестидесятые годы Нефф — типично романтический художник. Взываю к тебе ибо оскудели житницы мои, стоят пустыми хлева мои. Портретов написано Неффом очень много.
Действительно, на первый взгляд, Нефф не принадлежитк тем мастерам, которые оставили бесспорное художественное наследие. Но даже сам факт сопоставления этих имен говорит о многом. Это оправдывает сравнение художника с «поздними немецкими назарейцами», оброненное вскользь А. Н. Бенуа. В августе 1918-го Сергей Иванович исчез из Москвы («киевский поезд», фальшивые паспорта, кукла с зашитыми бриллиантами), оставив галерею на попечение дочери и зятя. На все то воля Божия, от всего же, что сверх воли Божией, спаси меня, ангел-хранитель мой. Художник много работал с натуры, но руководствовался принципом «выбора», отражая самое прекрасное и абсолютное, что есть в природе.
Нефф (Timoleon Karl von Neff), Тимофей Андреевич исторический и портретный художник (1805 – 76) родом из Эстляндии. Можно сказать, что написанные им в нижнем ярусе Исаакиевского собора образа (воспроизведенные мозаикой) составляют его лучшие произведения по религиозной живописи. Убереги меня от тяжких бед ибо попала душа моя в искушение. Святии Безплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией. Их красота и очарование радует глаз и возвышает душу. Аминь.
(Timoleon Karl von Neff, 1805—1876) — исторический художник и портретист род. Щукин не выдержал первым. Фактура его работ меняется в зависимости от цели и назначения произведения: от свободного, открытого мазка (прежде всего в жанровой живописи) до сглаженной фактуры (как правило, в заказных портретах). апостола Павла (переведены в мозаики во втор. Портретный жанр превращен здесь художником в почти жанровую картинку. Парадокс заключается в том, что помимо своей воли Нефф, много позже, станет во главе «византийского направления», задача которого будет схожа с задачей «назарейства», — возрождение духовности средневекового искусства.
Однако витраж В. Лебедева не является копией картины эпохи модерна. К тебе, ангеле Христов, взываю.
И ни зверь лютый, ни ворог мене не поверже. Часто ему приходилось бороться даже с самим собой: он заранее знал, что назовут сумасшедшим, когда он привезет Дерена и Руссо. Так, например, в случае с замечанием Синода по поводу молодого возраста св. В юности он чувствовал свое призвание в области жанровой живописи, с удовольствием писал пейзажи. Исаакий Далматский". Идеализация и религиозный мистицизм уступали место "позитивизму", проявившему себя в живописном убранстве храма Христа Спасителя (за исключением живописи иконостасов работы Неффа), в росписи Владимирского собора в Киеве и достигшего своего крайнего проявления в произведениях В. Д. Поленова.
Традиционно перечисляются факты биографии и произведения (сведения о многих их них почерпнуты у Грюневальдт), но не более того. Наиболее известные из картин этого рода: Неаполитанские прачки в гроте, Купающиеся нимфы, Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря, Девушка, собирающаяся купаться и др.
"Назарейские влияния" обычно усматривают в одном из самых ранних из дошедших до нас произведений Неффа — "Портрете неизвестной в зеленом платье" (1827 ГРМ). В апреле 1835 г. Нефф испросил себе отпуск на два года в Рим для усовершенствования. Таким образом, Грюневальдт не столько изучает, сколько собирает материалы о художнике. Некоторые неточности (например, в датировках произведений), которые есть в монографии, не умаляют ее значения для исследователей жизни и творчества Неффа.
Эпоха конца XIX – начала ХХ века также не была равнодушной к Ангелам. Недоверие, связанное с тем, что автор книги дочь художника исчезает, когда убеждаешься, что рассказ об отце основан на документах (письма Неффа, его друзей и знакомых) или рассказах художника (в некоторых случаях подтверждаемых в другой литературе и архивах). 1 Так, например, в большой по объему и обстоятельной статье П. Ю. Климова «Живописное убранство Храма Христа Спасителя» (в сб. : Храм Христа Спасителя. Необычайно ценным информативным источником для изучения жизни и творчества Неффа являются воспоминания, написанные дочерью художника Мэри фон Грюневальдт (1839—1919). Петров.
И страдания большие испытываю от болезни своей. О сем прошу тебя, ангеле Христов, воитель Божий, в молитве своей. Защити меня, святый, от бед многочисленных, кои поджидают меня вокруг. Суть состоит в том, что за так называемой "бессодержательной видимостью" (Гегель), необходимо увидеть основной смысл, сущность происходящего.