Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. О жизни Халса известно немногое. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Они появились около 1600 года — это время и принято считать датой рождения жанра. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. в стране намечаются признаки перелома. Справа в глубине изображена таверна.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Этому способствовал целый ряд факторов. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство.
Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Голландии особенно выдвинулись Биллем Клаас Хеда (1594—1682) и Питер Клаас (ок. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Чувство предмета, его свойств и качеств сочетается в этом натюрморте с богатой, хотя и темноватой живописью. В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Серебряные блюда и кубки, тонкое стекло, фрукты, устрицы сочетаются в декоративное целое. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. В XV–XVI вв.
Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637). Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем.
Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Лишь 11 её работ датированы, а самые ранние написаны в 1607 – 1608 годах. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты».
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой.
От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены.
Франс Хальс (Халс, Frans Hals около 1582-1666) работал в жанре группового и индивидуального портрета, создал неповторимые детские портреты. Справа в глубине изображена таверна. Крупнейшим мастером в этой области был Ян Давиде де Хеем (1606—1684). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Все присутствующие — равноправные участники праздника. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Контраст с остальной Европой был разительный. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. В тот момент слова для его определения еще не существовало.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Замечательна его «Цыганка». В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Эти последние работы голландского мастера отличаются эмоциональностью и яркой индивидуальностью образов.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью. Сдержанная серовато-золотистая, оливковая тональная гамма объединяет предметы и придает особую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах. Предполагается, что она родилась в Антверпене, приблизительно в 1588 – 1590 годах. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы.
Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. В 1610 г. он вошел в гильдию Св.
Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Великолепный образец работ Кальфа имеется в Эрмитаже. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада.
Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта — «завтрака».
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. — Амстердам). На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание.
Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Здесь нет главного героя. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. 1621—1690 гг. ), специализировавшийся на изображении рыб и крабов и Биллем Кальф (1622—1693).
Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Действительно, на картины голландских художников, казалось, выплеснулся весь окружавший их предметный мир. «Детские сценки в живописи «малых голландцев» одновременно отражают гуманистическую педагогику воспитания чувств в целом, как младенческих, так и взрослых и непосредственно живописуют реальные обстоятельства семейного уклада, сливая эмблематику и натурную модель до полной неразличимости».
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри ит. д. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. Эти натюрморты отличаются лаконизмом и простотой все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. Отказ от них – один из способов спасти душу. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок78. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Композиция стала спокойной и строгой.
Поющие дети Хальса – (по некоторым данным это собственные дети художника) это собирательный образ музыканта и паяца, то есть герои легкомысленные, но искренние и чистые. Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Часто в их творчестве можно встретить «вариации» на тему одной и той же бытовой ситуации, но с небольшими изменениями: на первый взгляд бесхитростный сюжет их картин зачастую содержит изобретательную фабулу с многочисленными деталями и подробностями, понять которую помогает музыка. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов».
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Теперь обратим внимание на задний план. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
«Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Все кажется художникам достойным внимания. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte).
Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Предметы имеют строго определенное место и значение. В ранних своих работах художник часто использует асимметричную композицию и символику, характерную для натюрморта-ванитас: подсвечник с недогоревшей свечой, карманные часы, опрокинутый кубок. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке искрятся в бокалах.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. 1530.
Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. 1597—1661 гг. ), писавшие всевозможные «завтраки», Абраам ван Бейерен (ок.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. Они являлись основным торговым центром Северной Европы, голландские корабли постоянно курсировали между нидерландскими портами и колониями в Азии и Африке. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Теперь обратим внимание на задний план. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Сама микрокосмичность, составленность человека из кирпичиков вселенной становилась теперь залогом его богоподобного совершенства, тогда как в средние века, напротив изымали человека как образ и подобие божие из тварного мира, подчеркивая его сверхъестественную обособленность от чувственно осязаемой среды». За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки».
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. С помощью музыкальных мотивов эти художники тонко передавали мир чувств своих героев.
Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Живопись в Голландии XVII века не могла избежать влияния новых общественных отношений и развития экономики. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаков чувствуется симпатия и уважение автора. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
В 1640-х гг. Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Главные его представители — Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). Строже и спокойнее становится его палитра.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Ян Вермеер Делфтский (Вермер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675) и Герард Терборх (Terborch, Ter Borch, 1617-1681) в своих картинах особенно часто обращались к сюжетам, связанным с музицированием. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.