Главной задачей Голландских художников являлось: привлечь зрителя необыкновенной красотой натюрморта с фруктами, развить в человеке чувство восприятия прекрасного, заставляющее думать и размышлять о красоте окружающих их вещей, привычных взгляду неодушевленных предметов.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Вспомним натюрморт В. Ф. Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Большинство авторских картин натюрмортов это картины маслом написанные на холсте. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Стожарова с изображением льна. Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Фламандские мастера 17 века в натюрмортах решали иную задачу, показывая в своих огромных декоративных полотнах все изобилие даров природы. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Каждый предмет пишется тщательно.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа. Художник (или художники т. к. Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь.
Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте.
Что такое натюрморт (nature франц. - мертвая природа) (вид станковой живописи), как правило это изображение неодушевленных предметов (фрукты, букеты цветов, дичь, предметы повседневного быта, всевозможная утварь, фарфор, стекло) всегда существовавших в окружении человека в картинных галереях. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. В то же время в их подборе и расположении скрыт сложный художественный расчет.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры.
Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Т. е. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Справа в глубине изображена таверна. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
Справа в глубине изображена таверна. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов.
Отказ от них — один из способов спасти душу. Если мне не изменяет память, сами художники письменно не анализировали своё творчество, т. к.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью.
Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. И эти мастерские работали круглый год, без перерывов на безцветочную зиму). Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа.
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
Предметы имеют строго определенное место и значение. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Теперь обратим внимание на задний план. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На них запечатлено присутствие человека в виде крошек, надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, наполненные общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». 3). Веретена висят на стене.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Голландия стала лидером среди прочих. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно -- при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно -- при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Они как бы хранят следы его прикосновений, подчиняются ритму его движений. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Для этого на одном листе делают несколько вариантов зарисовок небольшого размера, стараясь понять, как распределяются свет и тень на всех предметах, где расположены наиболее освещенные и наиболее затемненные участки натюрморта. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Например, в своем натюрморте французский художник 19 века.
Создание подобных натюрмортов было примерно таким. Теперь обратим внимание на задний план. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения.
За ними стоят деревянная чаша-братина, берестяной туесок, которые своей массой и цветом подчеркивают и легкость спелого льна и белизну полотенца. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Начинают с обобщенной передачи объемов предметов.
Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний2255. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Но к передаче формы может быть и другой подход. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от трактовки фона, на котором находятся предметы.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Чаше всего он писал «прерванные завтраки».
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. При необходимости цвета уточняют.