В 17 веке в голландском натюрморте появился череп, как символ бренности бытия. Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Контраст с остальной Европой был разительный. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Вокруг него организовывалось пространство дома, его «разгадывали», с ним «играли». На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Еще ниже— развернутый текст, поясняющий рисунок и его связь с надписью (subscriptio, declaratio, epigramma)— подпись. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена.
Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Великолепный образец работ Кальфа имеется в Эрмитаже. Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек.
Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов».
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Важен и ход планет и полет птицы и движение бактерий под микроскопом (тогда только открытым) и рост простой полевой травы. 1530. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Его композиция очень проста и лаконична.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Голландии особенно выдвинулись Биллем Клаас Хеда (1594—1682) и Питер Клаас (ок.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Строже и спокойнее становится его палитра. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685).
В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. На картинах голландских художников, наряду с битой дичью и уснувшей рыбой, можно увидеть живых птиц, животных, насекомых. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта.
Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Справа в глубине изображена таверна. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. stilleben, англ. Таким образом, развитие натюрморта напрямую зависело от изменения жизненного уклада и вкусов общества.
Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности.
Все кажется художникам достойным внимания. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Так постепенно создавалась целая культура девизов. Очень скоро это общество становится центром нового художественного направления— «маньеризма».
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Обычные детали таких композиций – окорок, молочник со сливками, булочка на блестящем металлическом блюде, полуочищенный лимон с закручивающейся кожурой. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Учился у Флориса ван Дейка. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. Дети имея искреннюю природу восприятия и выражения чувств, часто проявляют себя вне рамок норм правильного телесного поведения. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
imprese damore) точно так же, как это сделал пушкинский «рыцарь бедный», написав на своем щите кровью «Ave, mater Dei». Вот таким образом правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Это самое яркое пятно на картине. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
1493 — ок. Термин «застывшая жизнь» (голл. В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов». Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. Еще во второй половине XVI века в Праге при дворе императора Рудольфа II, страстно любившего искусство, возникает общество, метко названное «кругом рудольфинцев».
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины.
С помощью музыкальных мотивов эти художники тонко передавали мир чувств своих героев. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Но второе рождение натюрморт получил с конца XIX века, с распространением символизма. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Он разработал собственные приёмы наложения друг на друга нескольких слоёв краски, благодаря чему добивался исключительного богатства цвета и разнообразия его оттенков. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664).
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Эти натюрморты отличаются лаконизмом и простотой все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра.
Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством.
В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. stilleben, англ. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача.
Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. stilleven, нем. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
1530 — ок. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
vanitas). О жизни Халса известно немногое. Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). А начало этого удивительного жанра живописи, вроде бы изображающего «неживое» (ит. Франс Хальс (Халс, Frans Hals около 1582-1666) работал в жанре группового и индивидуального портрета, создал неповторимые детские портреты. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). А в XV веке эмблема приобрела свой классический вид— стала трехчастной. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. На первый план теперь выходит цвет (его символизм), линия (ее ассоциативный план). Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Сами предметы уже почти не «читаются» во всей полноте их ассоциативных связей.
При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Отказ от них — один из способов спасти душу. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704).
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь.
Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Этому способствовал целый ряд факторов. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте.
Под ней следует рисунок (pictura). Во второй половине XVII столетия огромной популярностью стали пользоваться пышные букеты цветов, красота которых подчеркивалась блеском золоченых сосудов и белизной фарфоровых блюд с разложенными на них спелыми плодами. Каждый персонаж на картинах имеет свою яркую индивидуальность и в то же время эти произведения отличаются целостностью.
Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное.
Справа в глубине изображена таверна. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
Серебряные блюда и кубки, тонкое стекло, фрукты, устрицы сочетаются в декоративное целое. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Да и их традиционная символика в значительной степени забыта. Свет из окна освещает большой раскрытый фолиант, карту, висящую на стене, лицо ученого, в глазах которого видна напряженная работа мысли.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. Поющие дети Хальса – (по некоторым данным это собственные дети художника) это собирательный образ музыканта и паяца, то есть герои легкомысленные, но искренние и чистые. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». vanitas). Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта — «завтрака».
Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. в стране намечаются признаки перелома. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. В представлении же культурного человека «галантной эпохи» эмблема— это искусство picta poesis, то есть «рисованная поэзия». В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. В 1640-х гг. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Центральным предметом композиции мог стать пучок спаржи, ломтик лимона, ягоды крыжовника— скромные, повседневные предметы. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть.
Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада. Кроме живописцев, среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, там работали те, кто готовил под картины основу – доски или холст, грунтовал изготавливал рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
«Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Классический натюрморт— это довольно ограниченный исторический период (XVI—XVII века).
Часто в их творчестве можно встретить «вариации» на тему одной и той же бытовой ситуации, но с небольшими изменениями: на первый взгляд бесхитростный сюжет их картин зачастую содержит изобретательную фабулу с многочисленными деталями и подробностями, понять которую помогает музыка. Но девиз же (особенно умело составленный) заставлял зрителей угадывать за ним его обладателя, спорить о личноси под доспехами и даже заключать выгодные пари. stilleven, нем. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Термин «застывшая жизнь» (голл. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам.
На передке повозки — три яблока. Хотя, если на художественном Олимпе не ему принадлежало первое место, то у его подножия, в быту (особенно в северной Европе) натюрморт занимал важное место. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Яблоко в центре изображения повествует о грехопадении первого человека, покрывающая его виноградная гроздь рассказывает об искупительной жертве Христа. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Стены жилища украшены пейзажами. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. По мере роста материальной культуры, усиления идеологической роли наиболее зажиточной части буржуазного класса комплекс изображаемых предметов становится богаче, наряднее.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни. В дальнейшем развитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, свою одухотворенность и поэзию, свое обаяние. Для «рудольфинцев» нет «незначащих» предметов или явлений. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. И лишь с уходом «галантного века» роль натюрморта в быту становится все более орнаментальной и украшательной.
Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть».
Крупнейшим мастером в этой области был Ян Давиде де Хеем (1606—1684). Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Скатерть не закрывает весь стол полностью. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil). Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат голландской живописи. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
Теперь обратим внимание на задний план. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). «nature morte»— «мертвая природа»), следует искать в обычаях средневековых рыцарей. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике.
— Амстердам). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
И слить все это в единой гармонии должен именно художник на своем полотне. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене67. Девиз позволял ему отличаться, выделяться из массы таких же, с одной стороны и подняться над уровнем простой драки в доспехах, с другой. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. «Детские сценки в живописи «малых голландцев» одновременно отражают гуманистическую педагогику воспитания чувств в целом, как младенческих, так и взрослых и непосредственно живописуют реальные обстоятельства семейного уклада, сливая эмблематику и натурную модель до полной неразличимости».
Большие книги лежат на столе и на полу. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус.
Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Пустота отвечает не только за разделение вещей и индивидуализацию, но и за их стремление к падению. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Богатые горожане предпочитали охоту на зайца, а крупные землевладельцы с триумфом везли домой лебедей и фазанов.
Всякий рыцарь, спешаший на турнир в честь «перкрасной дамы» избирал себе девиз (фр. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. Значительную роль играл Лейденский университет. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние.
В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Они появились около 1600 года — это время и принято считать датой рождения жанра. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки». Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Все присутствующие — равноправные участники праздника.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Композиция стала спокойной и строгой. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637). Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Открывает эмблему короткая фраза, чаще всего латинская (inscriptio, titulus, lemma), которую в русской традиции называют надписью. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. В свою очередь Кик воспитал одарённых учеников— Элиаса ван ден Брука и Якоба ван Валскапелле. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
В тот момент слова для его определения еще не существовало. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Отказ от них – один из способов спасти душу.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). Вероятно, визуальная форма появляется, когда мы получаем исчерпывающую информацию с поверхности вещи. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Натюрморт принимал самое активное участие в самой гуще изысканной бытовой культуры барокко, рококо, да и классицизма. И в мире том нет случайных предметов.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Здесь нет главного героя.
В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения.
От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Ян Вермеер Делфтский (Вермер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675) и Герард Терборх (Terborch, Ter Borch, 1617-1681) в своих картинах особенно часто обращались к сюжетам, связанным с музицированием.
определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
В него входили ученые и астрологи, алхимики, художники и поэты. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны.
В XV–XVI вв. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Интересно композиционное решение этой картины. Позже, некоторый интерес к натюрморту проявляют художники-романтики.
От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия.
Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. 1597—1661 гг. ), писавшие всевозможные «завтраки», Абраам ван Бейерен (ок. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни75. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом.
Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. К тому времени тональное направление уже разрабатывали голландские художники-пейзажисты: их работы отличались тонкими градациями и переходами тона, а предметы словно растворялись в серо-коричневой дымке. В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений.
Таково полотно "Трубки и жаровня". Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. На столе лежит все купленное ею. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. В композиции показан маленький босоногий мальчик, олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. 1621—1690 гг. ), специализировавшийся на изображении рыб и крабов и Биллем Кальф (1622—1693).
Художник реалистично изображает этот предмет. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета.
Замечательна его «Цыганка». Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры.
Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
С 1617 года работал в Харлеме. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Преимущественно обращался к излюбленному в Голландии типу натюрморта "завтрак". Данному сюжету не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки108. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Вскоре рисунок в эмблеме стали именовать «телом», а текст «душой».
В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Предметы имеют строго определенное место и значение. Так, вначале на надгробьях, а позднее и на реверсе заказных портретов было принято изображать человеческий череп5354.
В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость.
На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Теперь обратим внимание на задний план. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи.