Свои натюрморты Репин не выставлял, вероятно, они были написаны им для себя, а не для публики.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Теплов и Т. Ульянов. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). В детстве пережил блокаду Ленинграда. На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп. Материал из которого изготовлены вещи, будь то бронза подсвечника, стекло графина или матовый отблеск свечи, ощутимо дрожит от колоссального внутреннего напряжения. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Подсвечник, графин, стакан.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. О картине появилось много статей в периодической печати. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем и, пожалуй, не без резону. Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска.
Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. Л. Н. Толстого». Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка». Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией. Это сокрушительный триумф яростной объективности. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Однако они есть. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал.
Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол.
Америка—Франция—Россия. Это было тяжелое время в истории России. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. я работал завороженный.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург).
Линии как будто пронзают предметы насквозь, преломляясь в них и показывают их структуру, оттеняя соразмерность друг с другом, пространством и воздушной средой.
Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Крупные мастера не считали натюрморт достойным внимания и использовали предметы только для того, чтобы убедительно показать обстановку и украсить изображение. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Например, в картине И. Н. Каждый персонаж переживает что-то своё. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Она ушла из жизни в 1931 году55. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Силу человеческого духа увидели в картине современники. После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Транспортировать картины нужно в сухую погоду, не допускаются резкие перепады температур. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Профессор кафедры живописи и реставрации. Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри». В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1910 году он скончался от воспаления легких. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1903 году художник уехал в Европу. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В то же время композиция не является и жанровой сценой, хотя некоторые элементы жанровости в ней присутствуют.
Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Это сокрушительный триумф яростной объективности.
Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Если Вы покупаете подарок, то исключительно от Вас зависит, чем они будут наполнены.
В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Виктор Васнецов Букет.
С 1806 года он работал в Эрмитаже. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен.
Но есть здесь и исключения. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. С 1889 года художник проживал в Москве. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Все предметы в композиции почти одинаковы по размерам, но все же художник выделяет главные: чувствуется, что яблоки, яркие и свежие, важнее для него, чем листья и потому написаны тщательнее. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Третьяков»109.
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Оторвались на натюрмортах постимпрессионисты – Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать – мы охотимся за редкими работами нелюбителей натюрморта). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта.
В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Марк Шагал Белые цветы на красном фоне. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. С. Н. Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями.
Е. Репин», увидевшая свет в 1937 г. Причины этой длительной эволюции — от альбома репродукций с кратким вступительным текстом, задуманного в 1906 г., до двухтомного исследования — достаточно сложны. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Страсть серебрянных украшений иногда натыкается на многие преграды, как чрезмерные цены. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей).
Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Выгода от данного коллекционирования очевидна. Моделью для второго портрета стала двоюродная сестра Серова, Мария Симонович, для первого позировала Вера Мамонтова. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти.
И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Пенаты – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции.
Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
М. Бунакову. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Имя Репина стало широко известным.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Конечно и среди импрессионистов есть исключения – очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом.
Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт. Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко.
Грабарь широко использует эту переписку. Праздников-множество, возможностей для того, чтобы приобрести подарок дорогому человеку – очень много, а ведь каждый раз хочется подарить что-то необычное. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Эти произведения, проникнутые чувством любви к людям, к родному краю, его природе, прошлому и настоящему, сближают творчество Кустодиева с искусством таких замечательных русских мастеров, как В. И. Суриков и А. П. Рябушкин. За границу Репин отправился в 1873 году. Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта.
При этом максимально допустимая освещённость – 75 люкс. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. После смерти мужа ей пришлось зарабатывать на жизнь вышиванием, чтобы прокормить четверых детей.
Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). Также нужно и развешивать картины: их деформация недопустима. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. В Париже он занимался в частной студии Р. Менара. В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва).
Затем Кустодиев отправился в Испанию. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Тем не менее, многие русские художники, не писавшие натюрмортов, восхищались ими, глядя на полотна западных мастеров. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям художника, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим Ильей Ефимовичем, назвать трудно. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Общение с прежними друзьями было только заочным. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Дмитрий Александрович Шувалов (18 декабря 1932 — 4 февраля 2013). Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. С 1959 по 1962 год — аспирант. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Автор уделяет равное внимание изображению девочки в розовой кофточке и немногочисленным, но умело сгруппированным предметам. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне. Репин дважды подавал прошения об отставке. Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Широкоформатные картины желательно перевозить, не подвергая их вибрации. С 1953 года по 1959 год являлся студентом Института имени Репина (кафедра живописи, педагог — народный художник СССР, профессор Е. Е. Моисеенко). Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу.
Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения. В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Так, И. Н. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Подсвечник, графин, стакан». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Болезнь не оставляла его, но он продолжал принимать самое активное участие в выставках, проходивших как в России, так и за рубежом. Натюрморты писали в основном непрофессионалы, создававшие акварели с цветами, ягодами, фруктами, грибами. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884). Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Мне минутами становилось страшно». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». Осязаемо реальными выглядят блестящие сабли, вложенные в украшенные резным орнаментом ножны, поднятые вверх ружья.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца).
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Через шесть лет он поступил в Академию художеств. В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А. Н. Радищева, Саратов).
художественный музей им. Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург). Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. На фоне изысканной драпировки с цветочными мотивами художник разместил изящную округлую вазочку, расписанную восточными узорами. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Например, В. Д.
Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. Если бы не Великая Отечественная война, во время которой все они были разрушены, мы и сейчас могли бы любоваться росписями, сделанными Репиным. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Его способности к рисованию проявились очень рано.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва). При разгрузочных работах картину не будет лишним брать за подрамник.