Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром. У нас можно смотреть полностью Фламандские натюрморты 2009 года онлайн в хорошем 720 HD качестве бесплатно. 2. 2. сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром.
Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса "Битая дичь и омар" и В. Хеда "Завтрак с омаром". Галерея работ фламандского живописца известного мастера натюрморта и анималистической композиции в стиле барокко. Собаки Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера очень часто вводили в натюрморт изображения людей и животных (обычно дерущихся или преследующих друга). Между тем, основатель голландского цветочного натюрмортного жанра – Амброзиус Босхарт Старший был как раз фламандским живописцем.
Роскошный натюрморт, около 1655 г. Франс Снейдерс В отличие от большинства фламандских мастеров творчество Снейдерса ограничено достаточно узким кругом тем: по преимуществу это сцены охоты и натюрморты. Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г. Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы.
Напротив, голландское искусство 1620 – 1660 годов само оказало воздействие на искусство стран Западной Европы и в частности на Южные Нидерланды. Снайдерс. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Недаром он стал неподражаемым мастером «кабинетного» натюрморта. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579 – 1657) и Ян Фейт (1611 – 1661).
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
Натюрморт с фруктами Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины.
Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. То же понимание отличало и анималистическую живопись Фландрии. Единство взглядов и мироощущения обоих мастеров выступает здесь особенно наглядно.
И яснее становится еще одна мысль, которая не могла не волновать современников художника. Справа в глубине изображена таверна. Выполненная Спайдерсом серия «лавок» для загородного охотничьего дворца архиепископа Триста в городе Брюгге (1620-е гг., Ленинград, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Этому способствовал целый ряд факторов.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. Ссора двух попугаев, опрокидывающих корзинку с фруктами, которые падают и катятся, создала беспорядок, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком пространственном слое, параллельном плоскости картины. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Подтвердить сказанное позволяет один из самых ранних образцов творческого содружества двух художников — уже упоминавшаяся выше картина «Статуя Цереры». Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. К Рубенсу Снейдерс пришел не сразу.
Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Расцветает культура. Выбранные Снейдерсом плоды — абсолютное творение природы. Обратившись в картине «Статуя Цереры» к классическому образу плодоносных — творческих — сил природы, Рубенс в излюбленной метафорической форме выразил сущность и главную цель своего искусства — воплощение здоровой, цветущей и полнокровной жизни, создав своего рода символ «золотого века», о наступлении которого не переставали мечтать все сограждане художника. Различия эти лежат в области психологии, религии, быта, наконец. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Отказ от них – один из способов спасти душу. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов. Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным. Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные. Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру, – от сложных и многопредметных до лаконичных.
Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы и «охотничьих сцен» был друг Рубенса Франс Снайдерс (1579—1657). Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Вообще рассчитанные на вдумчивое и сосредоточенное рассматривание картины Фейта — это уже натюрморты в буквальном смысле слова. Луки (1629). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Как напоминание об этом в последние годы перемирия появился «Союз Земли и Воды» Рубенса и, по-видимому, в один рад с ним можно поставить эрмитажную серию «Лавок» Снейдерса. Череп на столе, статуэтка страдающего Христа и мыльные пузыри красноречиво говорят о скоротечности жизни58. Гуманистическая образованность той поры нередко объединяла их в изображении Цереры.
Именно названные качества ценились в живописи ХУ11 века голландской публикой, хвалившей художников прежде всего за прилежание и терпение. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Он любит, например, сопоставлять пушистую, мягкую золотисто-коричневую шкурку зайца, оттененную белым тоном салфетки, с нежным, шелковистым жемчужно-серым оперением куропаток («Заяц, фрукты и попугай», 1647) или помещать румяные персики с их бархатистой кожицей на фоне жестких, шершавых сочно- зеленых листьев винограда, сопоставленных, в свою очередь, с лиловым тоном бархатной скатерти («Фрукты и попугай», 1645). Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Существовали различные его виды. Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок («Натюрморт с лебедем», Москва, ГМИИ), заполняя все живописное пространство — предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол. Но я привожу этот пример, — сердито прибавлял голландец, — вовсе не для похвалы, так как на подобной картине не больше ладу, чем гармонии в концерте музыкантов из Дейфелсхукс» — сомнительного притона в Антверпене, населенного, по словам Вейермана, «всяким сбродом». Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Несколько рыб в картинах Ормеа и Пюттера, кухонный натюрморт роттердамских художников отражают скромные пуританские вкусы демократических слоев в первой половине столетия. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Мир природы, приносящей свои дары человеку, – ведущая тема его композиций. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). В этом контексте и гирлянда плодов должна была восприниматься не только в прямом сюжетном смысле, как приношение Церере и ее атрибут, а становилась олицетворением времен благоденствия, с которыми в сознании фламандцев нераздельно были связаны Мир и Изобилие — два образа, проходящие через все фламандское искусство эпохи Рубенса.
Такие картины обычно предназначались для украшения домашних часовен знати, а также пышных сакристий иезуитских церквей (в 1614 году Сегерс стал членом ордена иезуитов в Антверпене). Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Ведь популярные у фламандских анималистов сцены охоты на диких животных всегда развернуты на фоне пейзажа, тогда как большие натюрмортные композиции «населены» неизменно вводимыми в них разнообразными живыми существами. В сущности, он следует по тому же пути героизации натуры, что и Рубенс. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Его Рыбы и кувшин на столе, простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности. Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы.
Заставляя зрителя любоваться изысканностью своей палитры, подчеркнутой искусной игрой светотени, Фейт будит в его сознании совсем иные ассоциации, нежели Снейдерс. Не случайно как раз в середине XVII века во фламандском натюрморте возрождается средневековая тема «Vanitas» — «суеты сует», бренности всего сущего, тщетности мирских страстей и желаний. Обилие яств и посуды в ранних работах харлемских живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных стодол изображавшихся на групповых корпоративных портретах. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины.
В XVI веке Бартоломеус Брейн Старший, Дирк Баутс, Питер Артсен, Йоахим Бёккелар, Бартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Введение в композицию «Лавок» таких сцен вполне объяснимо: ведь в 1621 году истекал срок договора о двенадцатилетнем перемирии с голландцами и над Южными Нидерландами вновь нависала опасность военных действий. Если «кабинетным» натюрмортам Снейдерса динамизм и героика образа присущи в не меньшей степени, чем его монументальным композициям (см., например, в экспозиции его «Чашу фруктов на красной скатерти»), если объективность характеристики предметного мира является для Снейдерса непреложным законом и пластические, осязательные качества предметов всегда выступают в его композициях на первый план, то Фейт воспринимает натюрморт прежде всего как определенную живописную задачу. Был достигнут высокий уровень достижений в общественных науках, механике, математике, физике, естествознании. Предметы имеют строго определенное место и значение. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов.
Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. В творчестве же Даниеля Сегерса (1590—1661), крупнейшего во Фландрии после Брейгеля Бархатного, у которого он учился, живописца цветов, неизменно читается восходящее к средневековью основное переносное значение изображения цветка — «Vanitas», подсказанное скоротечностью его существования и словами Библии: «Трава засыхает, цвет увядает» (Книга пророка Исайи, 40, 5). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Даниель Сегерс (1590 – 1661) писал главным образом цветочные натюрморты.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов».
Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Действующими лицами их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта. В собрании музея есть его великолепное полотно Битая дичь. В отличие от Снейдерса, который обычно строит свои натюрморты на равновесии крупных локальных пятен, часто используя в качестве своеобразного «фундамента» цветовой композиции широкие планы сочного красного тона («Чаша фруктов на красной скатерти», «Натюрморт с битой дичью и омаром»), Фейт избегает больших ярких цветовых плоскостей. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
1 столетия. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Вербрюгген, каменные вазы Байё, пейзаж и растения Рейсберхс. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690).
Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Средствами натюрморта Снейдерс воссоздал картину изобилия, благоденствия, процветания — воплощение дорогой сердцам его соотечественников мечты о «золотом веке», мирном, ничем не омраченном труде. Но букеты, встречающиеся в картинах Снейдерса (например, в «Овощной лавке»), воспринимаются не иначе, как в общем контексте его жизнеутверждающей динамической концепции натюрморта. Ведь изображенные на переднем плане картины играющие путти означали, по словам самого мастера, «счастье народов», «счастливые времена», «чаемое блаженство в веках».
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Вот, например, что писал в 1729 году по этому поводу голландский автор Кампо Вейерман, вспоминая годы молодости, проведенные в Антверпене: «.
У Хеды синий цвет узора на блюде смягчен и дан в сочетании с серовато-оливковым тоном лежащих на нем маслин. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда).
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Первые годы по возвращении из Италии в Антверпен были для Снейдерса переломными, ознаменовав в творчестве художника переход от раннего, суховатого и статичного стиля, действительно «натюрмортного», к зрелому — к динамической живописной концепции Рубенса. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Натюрморты Яна Фейта, более камерные по своему настроению, покоряют тонкой красотой живописи. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Крупнейшим среди них был Ян Фейт (1611—1661). Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни75.
Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Скатерть написана с благоговейной тщательностью.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Если работа в мастерской Снейдерса дала направление творчеству художника, сосредоточив его внимание на задачах натюрморта и анималистической живописи (Фейт, как и Снейдерс, писал охотничьи сцены, плоды, цветы и битую дичь), то наибольшее влияние на Фейта- живописца оказали, с одной стороны, венецианский колоризм, а с другой — римский караваджизм с присущим ему интересом к разработке светотеневых эффектов. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Его натюрморты — это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. Свидетельствующие о полном владении передачей материала и освещения, насыщенные цветом, натюрморты Кальфа, Бейерена, Стрека характеризуют пору наивысшего расцвета натюрморта. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских "завтраках". Это была особая специальность во фламандском искусстве XVII века, хотя цветы вводили в свои композиции и такие разносторонние мастера, как Снейдерс и Фейт (превосходный образец цветочного натюрморта Фейта — «Цветы, фрукты и попугай» — находится в запасном фонде Эрмитажа). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Теперь обратим внимание на задний план. Для художника в природе нет ничего уродливого.