Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией.
Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. Терзаясь безответностью и безнадежностью, Нарцисс вскоре умер от неизбывной тоски. Тайна осталась нераскрытой. Записано верно с моих слов»47.
Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Вот всколыхнулась в нетерпении страница лежащей на столе партитуры, словно от дуновения ветерка. Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis.
Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Чувствуется, что художник работал с радостью и огоньком в удобной мастерской, обустроенной им самим, куда теперь он может приглашать любую модель и плодотворно без помех заниматься поиском новых живописных решений посредством светотеневых переходов. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. О второй я должен умолчать 6». Вскоре он завершил работу.
Надо признать, что это ему удалось. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона.
Картина лишена какой бы то ни было религиозной экзальтации, которая столь свойственна многим художникам, берущимся за трактовку подобного сюжета. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка.
У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Неожиданно вспыхнувший яркий свет выявляет обманщиков, а обманутые, словно овцы, бегут искать защиты от злобных псов у голодных волков, которые в конце концов их пожирают, как и в известной параболе Демосфена».
Опытный царедворец, политик и дипломат дель Монте представлял при папском дворе интересы Тосканского герцогства, давнего союзника Франции и противника Испании. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Призвание святого Матфея-1599-1600. Справа от него восседает юнец, показанный со спины.
Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Во всех версиях отвергнутые влюбленные страдают и теряют жизнь или телесный облик: Аминий кончает с собой перед домом Нарцисса, от нимфы Эхо остается лишь голос. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. В память об эгоистичном юноше на земле расцвел изящный цветок источающий тонкий аромат, а его венчик, склоненный книзу, словно воплощает в себе стремление еще раз полюбоваться собой на поверхности воды.
Он задумчиво смотрит на зрителя отстранённым взглядом, потеряв всякую надежду, что кто-то откликнется на его призыв. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). В полицейском участке пришлось давать письменное объяснение: «Я, Микеланджело Меризи из Караваджо, был задержан около двух часов ночи между площадью Навона и дворцом Мадама имея при себе шпагу, так как состою на службе в качестве личного художника Его преосвященства кардинала дель Монте и проживаю во дворце Мадама. Святая Екатерина Александрийская-1958г Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. Появились первые брачные договоры.
– одурманивать, ошеломлять). «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII-1606-1608.
Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. А с недавних пор среди дворцовой обслуги объявился сразу обративший на себя внимание юный Оттавио Леони, успевший проявить свои незаурядные способности рисовальщика. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). Маэстро Галилей, едва ему представили художника, принялся с жаром доказывать, что в отличие от живописца имеющего дело с бездушными красками и кистями, музыкант порождает живые звуки и в них передаёт свои чувства слушателям. Блюститель дворцового этикета строго предупредил новых постояльцев, что к полуночи входные двери запираются и привратник очень сердится, когда его будят среди ночи.
Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию».
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом.
Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Многих римлян, успевших увидеть росписи и оценить красоту изображённых полунагих фигур, такое варварство повергло в шок, а опечаленный бедняга Пульцоне, не выдержав жестокой расправы над своим детищем, в которое было вложено столько любви и старания, вскоре умер от огорчения. Её богатый покровитель, заботящийся о своём реноме, решил не вмешиваться в дело, тем более что, как стало известно, полиция застала его провинившуюся подругу в компании трёх молодых людей, среди которых особенно отличился буйством в затеянной драке уже упоминавшийся Рануччо Томассони. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Это один из самых высокочтимых итальянских святых.
Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. — Трубчатые нарциссы. Наяды оплакивают его.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Название цветка в переводе с греческого языка можно перевести как «ошеломляющий», «поэтичный». По дороге, в городке Пало был ошибочно арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь.
То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. В первом и самом значительном из них – «Призвание апостола Матфея», – перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события – вторжения света Истины в самые низы жизни. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха».
На лице музыканта грусть. Шулеры-1956г Музыканты-1956г Вакх-1956г Гадалка-1596-1597. В мастерской появился двенадцатилетний смазливый малый, влюблённый в краски, по имени Франческо Бонери, которого привёл в мастерскую его родной дядя, краснодеревщик-бергамасец с улицы Маргутта.
Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Сдержанность, послушание означают почти пассивность.
Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Матфею (1599 – 1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Времена и вкусы меняются. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides). С тем же правом можно предположить, несмотря на потемневший от копоти плафон, что это повзрослевший помощник Марио, отпустивший усы и бороду или один из плотников, помогавших сколотить леса до потолка и послуживший моделью.
Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Как знать.
Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Позднее художник не раз вернётся к этой теме. При прямом и привычном взгляде на вещи мы часто не видим их особенности, а перевёрнутое отражение заставляет напрячь зрение и способно раскрыть перед нами всё многообразие наблюдаемого объекта.
И, что немаловажно, отныне ему не нужно больше думать о куске хлеба и крыше над головой, зависеть от воли и прихоти жадных перекупщиков и всяких проходимцев от искусства.
Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Период творческой зрелости (конец XVI – первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Окраска – однотонная белая или желтая, хотя порой можно встретить и двухцветные нарциссы. Мария Магдалина-1595-1597. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Цветок нарцисс по количеству легенд и историй о нем превосходит даже такой цветок, как незабудка.
Когда ему была показана картина с полуобнажёнными юношами, она привела его в неописуемый восторг. Потерял отца в пятилетнем возрасте. Каким-то образом ему удалось нарушить дворцовые порядки и проникнуть на женскую половину, где симпатизирующая ему молоденькая белошвейка Чинция заботилась о его белоснежных сорочках, но и он не оставался в долгу, когда по ночам тайком пробирался в её комнатку. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма.
Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Они представляют собой одиночный цветок, венчающий средний либо крупный цветонос. В натюрморте Караваджо поэтически прославляет природу, преклоняясь перед ней и показывая, что он способен воспроизвести даже то, что чаще всего остаётся незамеченным неопытным глазом или воспринимается как нечто лишнее, ненужное. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный». С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту.
Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его.
Сначала Караваджо обосновался в Венеции, но в 1592 году переехал в Рим.
Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма.
На пути в египетские земли-1596-1597. Так же как не могли найти ее и у римлян. Они не могли взять эту легенду у греков. Каждый думает только о себе. А на вопрос художника, узнаёт ли он себя в Нарциссе, тот ничего не ответил, пожав недоумённо плечами и, судя по всему, обиделся. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии.
Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Это неожиданное открытие способно потрясти любого, кто попадает в Сикстинскую капеллу, заставляя о многом задуматься в своей жизни. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент – Федерико Цуккаро. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33.
Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. Наяды оплакивают его5. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. И всё же наиболее близка к истине другая версия.
Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. За моей спиной – пустота.
1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле.
Кардинал проживал там вместе с недавно овдовевшим братом Гвидобальдо, чей сын Карло избравший военную карьеру, был женат на одной из племянниц Костанцы Колонна. Я силюсь не умереть в молчании. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.
Нарцисс у ручья-1598-1599. Но не геометрические фигуры составляют суть произведения, хотя они говорят о вдумчивом подходе автора к организации пространства на полотне — здесь, без сомнения, дают о себе знать некоторые идеи старшего дель Монте. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол.
Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Однажды, когда обеспокоенный долгим отсутствием монаха Караваджо наведался в Санта-Сабина, чтобы, как и прежде, передать от Гвидобальдо небольшую сумму денег на карманные расходы и заодно справиться о его здоровье, ему сообщили, что монаха вновь увезли на дознание в тюрьму замка Сант-Анджело.
От него лучше держаться подальше». «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Но немаловажно и другое — состоятельный покровитель Филлиды не скупился, покупая его работы, что помогало ему значительно упрочить своё независимое положение в Риме, где конкуренция была сильна, как нигде.
Марта и Мария Магдалина-1598г Христос в Эммаусе-1601-1602. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Чисто внешне возмужавший Марио мало подходил для образа Нарцисса, вот таким образом пришлось искать натурщика среди молодых дворцовых слуг, благо что выбор был велик. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Кардинал слыл полиглотом и меломаном.
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Микеланджело Меризи де Караваджо (итал. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.
В 1594 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане. Любопытно другое. Он был очевидцем разразившегося года три назад шумного скандала, связанного с росписью капеллы Ангелов в главной церкви иезуитов Джезу, то есть церкви Иисуса, где покоится основатель ордена Игнатий Лойола.
Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу.
Все они в дальнейшем стали верными последователями стиля своего наставника, особенно Бонери известный по прозвищу Чекко — уменьшительное от Франческо. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо. Герой Караваджо – человек из уличной толпы, – римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Юпитер, Нептун и Плутон-1597-1600.
Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.
Один лишь щегол, хоть и заточён в клетку, способен выразить пением радость жизни и осознанную им в природе гармонию, столь недостающую людям, живущим в мирской суете разобщённо и во вражде. В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью.
Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило.
Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. 1593, там же), «Вакх» (ок. В 1591 году, получив причитавшуюся ему после смерти матери часть наследства, открыл мастерскую в Милане. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение.
Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Умер в городке Порто дЭрколе при невыясненных обстоятельствах. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома.
Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Писал портреты и жанровые сцены. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Мадонна дель Розарио-1607г Алоф де Виньякурт-1607-1608.
Дворец получил наименование палаццо Мадама и в настоящее время в нём размещается сенат Итальянской республики. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55).
Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь. Семь деяний милосердия-1607г Саломея с головой Иоанна Крестителя-1607-1610. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя.
Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Тогда он решил повременить и осмотреться. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32.
Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Сам того не ведая, он оказался в золочёной клетке, где надо соблюдать этикет и подчиняться некоторым правилам. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Следует сказать, что кардинал не жаловал слабый пол и женщины из числа дворцовой обслуги не допускались даже на кухню, где орудовали повара-кудесники, выписанные из Флоренции и Парижа. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Юдифь, убивающая Олоферна-1597-1598.
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. В записках моих я повествую о себе. Идея увлекла Караваджо. А увидев однажды собственное отражение на водной глади, молодой человек влюбился в него без памяти. Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Как это ни покажется чуждым для столь импульсивной натуры, его глубоко волновала смиренная фигура Франциска Ассизского, познавшего в юности распутство и пьянство.
«Никто доселе не видывал столь дальних краев. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Всё писалось с натуры. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов.
Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Поводом послужило подозрительное обстоятельство. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. 1603, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост.
Караваджо запечатлел момент, когда преподобный забылся в религиозном экстазе, лёжа на земле под могучим развесистым буком. Но художник недолго оставался без помощника. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях».
Богемная жизнь влекла их обоих. Морская вода скована льдами». За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Мадонна со змеей-1606г Святой Иероним за книгой-1605-1606. Тем самым художнику удаётся добиться поразительной иллюзии — под воздействием его кисти выпуклый щит превращается в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искажённым от ужаса лицом вопит от боли источая потоки крови.
Этот распространённый в живописи сюжет он воспроизводит по-своему, решительно отказавшись от явившегося святому огненного шестикрылого серафима, а также от обретённых чудесным образом стигматов, то есть кровоточащих язв наподобие ран от гвоздей при распятии Христа. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Патриотический порыв друга тронул Караваджо и он заверил его, что тот может вполне на него положиться. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками».
Вот таким образом пусть уж лучше пребывает в привычном для него состоянии недовольства собой и всем миром. Наиболее знаменитые сорта данной группы: «Биршеба» (белоснежный цветок на удлиненной трубке), «Маунт Худ» (чисто белый, без каких-либо вкраплений, зацветает довольно рано), «Голд Медал» (желтоватый окрас) и «Кинг Альфред» (темно-желтый, наделен трубкой с изысканным гофре по краю). «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день».
Тогда-то Караваджо вдруг вспомнил о просьбе Онорио Лонги присмотреть за оставленной мужем в одиночестве красавицей Катериной Кампани. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Принято полагать, что в образе Нептуна, уцепившегося рукой за шею летящей в космосе лошади, Караваджо изобразил себя. Девица попала в неприятную историю и оказалась под домашним арестом за учинённый ею в доме на улице Кондотти скандал.
Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Первое время Караваджо сильно нуждался. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя.