В Талмуде оно упоминается в связи с законами о неверной жене (Сота 4:5), а также с освобождением заключенных накануне праздников (Псах. Ветхозаветная иерархия была установлена Богом. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. В Пятикнижии оно не встречается в качестве судебного наказания и лишь Иеремия упоминает его как способ расправы царей с политическими противниками (26:23).
Казнь побиванием камнями, которой карались лишь тягчайшие преступления, описывается подробно в Талмуде: осужденного-мужчину (но не женщину) на расстоянии нескольких шагов от места казни, голого (в одной набедренной повязке), со связанными руками, поднимали на возвышение, вдвое превышающее человеческий рост и один из свидетелей преступления сталкивал его оттуда. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Яд., Хилхот эдут 10–12 Ш. Ар. Боттичелли легко поддавался влиянию других людей, особенно харизматичных. В Талмуде встречается еще специальная мера, которая представляет собой ограничение правоспособности и состоит в лишении права быть свидетелем на суде (показания такого свидетеля игнорировались судом) и права давать присягу в гражданских исках.
Поражение в правах. Кид. Первый библейский сюжет, который мы можем наблюдать – это искушение Христа. Но как относились к Боттичелли его современники. Его брату Лоренцо удалось спастись. Там во сне он видит небесную лествицу, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.
Видимо, первоначально слово коган означало стоять. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Ряд поским включает эту санкцию в прерогативы суда (Майм. Среди его произведений этого времени – фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). В северной Испании 10–11 вв. Разница коренится в духовности и нравственной высоте монотеизма по сравнению с «телесной» сущностью культов идолопоклонства, которым в древности следовали народы Ближнего Востока. Его частью работы стали фрески «Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов». По толкованию Талмуда их применение не находится на усмотрении суда, но обязательно в случае нарушения явного библейского запрета.
51). Кн. 18:2–30 20:10–23) за них полагается карет или смертная казнь (см. В 1470 году, синтезировав уроки Липпи и Верроккио, он создает свои первые картины: «Мадонна в розарии» и «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». 26 апреля 1478 года, во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи. По подсчету Маймонида, существуют 36 преступлений, караемых смертной казнью: преступления против нравственности (как кровосмешение и прелюбодеяние) преступления религиозные (как идолопоклонство, подстрекательство к нему, человеческие жертвы Молоху, колдовство, лжепророчество от имени Бога, пророчество от имени языческого божества, богохульство, нарушение субботнего отдыха) причинение родителям телесного повреждения, произнесение проклятий по их адресу, дерзкое ослушание неподчинение власти Синедриона убийство и похищение людей (ср.
Лия и Рахиль — две жены патриарха Иакова, родоначальника израильского народа. В 1380 г. король Хуан I Кастильский отменил эту систему в связи с приговором, который еврейский суд вынес его приближенному Иосефу Печо (или Печону). Белфет, респонс 251) или когда был только один свидетель. Защита в суде имела значительные преимущества в сравнении с обвинением (см.
Согласно хеттским (см. Очень точный ответ на поставленный вопрос дал Гофман еще в первой четверти XIX века: «Тогда. В то время на востоке было распространено многожёнство, однако библейские патриархи хранят верность одной или двум жёнам. На ней образуется композиционно два треугольника. ниже, раздел Тюремное заключение).
Снимали с него каждодневный пепел. Преступления перед Богом. 3:1).
Зиновия. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. 21: 26–27 ср.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. также Кровь), кровосмешение и прелюбодеяние, мужеложство и скотоложство. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джо-ванни.
Уже в эпоху таннаев и тем более в эпоху амораев и в позднейший период обсуждение вопроса о видах смертной казни (собранные главным образом в трактатах Санхедрин и Маккот Вавилонского Талмуда, в Иерусалимском Талмуде, в тосефте к этим трактатам, а также в галахических мидрашах) носило чисто отвлеченный характер, так как прерогатива выносить смертный приговор перешла в руки римских властей за 40 лет до разрушения Второго храма (Санх. В буквальном переводе оно значит великий священник. В Пятикнижии упомянуты и наказания за конкретные проступки, не связанные с определенными законами, как наказание, ниспосланное Богом Надаву и Авиху, принесшим пред Господом «огонь чуждый, какого Он не велел им» (Лев. Спасаясь бегством, Иаков остановился на ночлег в поле. Талмуд толкует отрывок книги Эзра (7:25–26, см. Ангелы торжествуют, на их лицах улыбки, они верили, что восторжествует добро над злом. Смоковница отсылает нас к предыдущей фреске «юность Моисея», где такая же одинокая смоковница стояла против рощи деревьев, как Моисей один против толпы.
Спасаясь бегством, Иаков остановился на ночлег в поле. Выдвинутая в начале 20 в. теория, согласно которой древнее ближневосточное законодательство, к которому принято относить законы Месопотамии и соседних с ней стран (сборники законов Древнего Египта пока не обнаружены), в первую очередь законы Хаммурапи, — это источник библейского законодательства, в том числе и системы наказаний, уже несколько десятилетий вызывает энергичные возражения. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. 21:10–14). И Боттичелли сам сжег свои прекрасные полотна на античные и языческие сюжеты. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли.
История создания и характеристика отдельных книг Библии. Даже по отношению к осужденному на казнь соблюдались принципы человеколюбия, включавшие заботу об облегчении его предсмертных мук: «избери ему легкую смерть» (Санх. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории.
8б). Как помощницу и духовную поддержку для Адама Бог создал Еву из ребра (части) первого человека. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. 11:4).
Кроме того, на картине помимо Магдалины, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан – святые мученики, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Преступления против ближнего.
Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду ибо это означало печаль или горе. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции – впрочем, скоро возвратясь обратно. В Испании со 2-й половины 13 в. (в сефардской диаспоре — до 16–17 вв. ) существовали еврейские комиссии «по расследованию преступлений» (берурей аверот), как правило, рассматривавшие нарушения в области религии и нравственности. Их потомками стали проклятые Богом народы.
В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. 114 Санх. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – кентавромахию, но психомахию.
Было также разработано понятие «четыре вида смертной казни по приговору бет-дина» (арба митот бет-дин), куда кроме упомянутых в библейских законах наказаний (побивание камнями, сожжение и умерщвление мечом) вошло удушение, по-видимому, введенное в талмудическое законодательство в период римского владычества в Эрец-Исраэль первое сведение об этом роде казни приводится Иосифом Флавием (Древ. Звук колокольчиков раздавался, когда Аарон входил в святилище пред лицем Господа: дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть (Исх 28, 35). 28:10-22).
Среди его произведений этого времени — фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Именно в этот период художник создал два своих самых знаменитых произведения — имеются в виду «Весна» (1478) и «Рождение Венеры» (1484). Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). 7:3).
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). 3:1, 81с). В талмудический период евреи и язычники содержались в разных тюрьмах (Псах.
Вот таким образом на практике, по приговору суда, это наказание было большой редкостью. Остальные аллегорические фигуры были заказаны Антонио дель Поллай-оло. Сам же Дьявол уже на фоне неба выглядит мрачнее и мы замечаем у него на спине крыло. также Библия), но соответствующая терминология разработана позже — в Талмуде.
Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Третьим по тяжести видом казни считалось обезглавливание мечом. В двух случаях — если беременной нанесено телесное повреждение, приведшее к выкидышу и если бык, принадлежащий какому-то лицу, забодал человека (видимо, свободного) — виновный (ударивший женщину или хозяин быка) обязан платить «сколько будет на него наложено» в остальных ситуациях Библия определяет точную сумму штрафа: 100 шекелей серебром за хулу на доброе имя жены 50 — за изнасилование или совращение девственницы 30 — если бык, заранее известный как бодливый, умертвил раба. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Лия и Рахиль— две жены патриархаИакова, родоначальника израильского народа. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. Смертная казнь. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Книга «Сефер-хасидим» должна была служить практическим справочником «наставнику» (море), который руководил действиями кающегося или целой общины в случае коллективного покаяния.
Первое место среди израильского священства принадлежало первосвященнику. 21:28–32), о нанесении увечья (принцип «око за око, зуб за зуб», см. Наказание в рамках еврейской судебной автономии. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего.
15а Ав. Трудно сказать, насколько глубоко разделял Боттичелли взгляды Савонаролы. В торжественные дни трубили в трубы.
28:10-22). 34, 92). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Его проповеди находили отклик у многих горожан.
13:13–17). Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Колодец является местом встречи в библейском сюжете. Священники были посредниками между Богом и Его народом. Это название мы впервые встречаем в книге Левит – коген-гадол (см. : Лев 21, 10).
На ноги – чтобы беспорочно входить в святилище. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции — впрочем, скоро возвратясь обратно. В отличие от многочисленных в Библии требований гуманного отношения к рабам и пришельцам и их равноправия перед законом («Помни, что рабом ты был в земле Египетской» — Втор. 20 14, 21:9).
Биография его мало изучена. Удары наносились четыреххвостой плетью из телячьей кожи. К концу следующего года Боттичелли уже был вполне востребованным мастером. Так как рано или поздно зло так или иначе явит свой настоящий облик. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц. В алтаре мы видим огонь, который подтверждает очищение «прокаженного». В вопросе о том, какой из четырех видов смертной казни следует считать наиболее тяжким, был принят следующий, нисходящий по суровости, порядок: побивание камнями (скила), сожжение (срефа), обезглавливание мечом (херег), удушение (хенек) (Санх.
Поддержать Боттичелли было некому. Поскольку существовали специфические процессуальные нормы (см. Моисей повстречал у него семерых дочерей Иофора, но нам представлены только две (которые будут его женами). Боттичелли всегда славился, как непревзойденный рисовальщик растений и трав.
Упомянутое в Талмуде заключение в карцер (киппа, см. Во всяком случае, считается, что некоторые фигуры «Поклонения волхвов» являются портретами членов этой фамилии. В этом им помог противник Бога — диавол, который, чтобы обратиться к людям, вошёл в змея.
В работах Боттичелли мы всегда можем заметить «слоистость» живописного пространства. Казни подлежит также: поносивший или бивший родителей «непокорный сын» (бен сорер у-море) человек изнасиловавший обрученную девицу (при определенных обстоятельствах, например, недостаточном сопротивлении, казни подвергается и сама девица — см. Описаны и обряды, которые могли привести к наказанию или искупительному жертвоприношению: таковы испытание водой женщины, заподозренной мужем в измене (Чис.
Тогда Моисей заступился за них и сам напоил овец. дрИ., Наз. Первый слой (первый план): бытовой сюжет, люди абсолютно разных возрастов и поля действия в этом слое находится самый большой колорит цветов, а также светотеневая моделировка (например, как ложатся складки одежды у любого из персонажей).
Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. 41а Шаб. Санх.
В заключение попадали лжесвидетели, контрабандисты и т. п. Согласно такканот общины Кракова (с конца 16 в. ), в тюрьму заключались бедняки, просившие милостыню на улицах вместо того, чтобы обратиться за помощью в синагогу. Жгли книг и картины. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Стремясь задобрить Карла, он без боя сдал ему Пизу. Но когда то же самое проделывает художник XIX века, то такое поведение вызывает у этого зрителя резко негативную реакцию. Иаков был внуком праведного Авраама и сыном Исаака. В конце общественных жертвоприношений благословляли верующих.
Тягчайшими из них считались убийство (см. 21:1–9). Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода.
На руку – чтобы точно выполнять заповеди Божии. 16:10: Иер. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. возле колодца. Третью ступень ветхозаветной иерархии занимали левиты.
Размер выкупа почти за любое преступление (включая убийство) у хеттов также зависел от социального положения преступника и пострадавшего. Такая атмосфера пагубно сказалась на Боттичелли. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
7:1). Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Брак. Посвящение заканчивалось трапезой, что символизировало союз (общение) с Богом. Согласно этому указанию, осужденному давали выпить стакан вина с примесью небольшой дозы ладана для притупления сознания (Санх.
По подолу были также золотые колокольчики. Зар. По подолу шли трехцветные изображения гранатовых яблок. Варнавы.
Известность художника была велика. священная история входила в жизнь людей, тесно сплеталась с нею: каждому казалось, что чудесное произошло у него на глазах. Но пастухи не позволили им напоить овец отца. 8:7 Майм. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. 8:6, 36а и МК. Вошел в силу ряд халахот (см.
Погребение происходило на специальном кладбище (Санх. 24:12: Чис. Все эти нарушения Библия сурово осуждает (Лев. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Бичеванию могли подвергаться и виновные в мелких проступках, это было даже не наказание, а средство принуждения к исполнению тех или иных предписаний суда, причем суд выполнял в таком случае функции административного органа (и в талмудическую и в раввинистическую эпоху в руках суда сосредоточивалась вся власть в пределах еврейской общины). Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Рядом с падающим Дьяволом стоят два дуба с изумительно вырисованными листьями. Право еврейское). 24:9). Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. Мог быть задержан также человек, подозреваемый в намерении бежать и этим нанести серьезный вред другому лицу (например, оставить жену агуной «Швут-Яаков», т. 1, респонс 14).
Поддерживали постоянный огонь во дворе на алтаре всесожжений. В центральной части картины находится колодец. Обязанности священников. Второй слой (он же план) включает в себя скалу в левой части фрески, Иерусалимский храм, а так же скалу в правой части фрески, объединяя летопись искушения Христа. Телесные наказания, причиняющие боль (малкот), упоминаются в Библии как мера, которую может назначить судья.
Затем период безмятежной полноты чувств: Марс и Венера, Рождение Венеры, Паллада и Кентавр, Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом. Он сменил патрицианское правление на республиканское. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см. : Лев 21, 14).
7:10, 25а) было наиболее распространенной формой заключения в этот период (Мех. Трупы мужчин, осужденных за богохульство и идолопоклонство, подвергались затем повешению, но до захода солнца труп зарывали вместе с бревном, на котором он был повешен. 17:7) это имело целью усилить сознание ответственности свидетелей. 17:8–12). 35: 19).
Высшим выражением такой любви являются знаменитые ню кисти Джорджоне и Тициана. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». ХМ. Например, человек, лишенный некоторых прав за совершение преступления корыстного характера, мог позже доказать свое раскаяние тем, что он, хотя бы один раз оказавшись в подобной ситуации, не совершил преступления, обещавшего такие же выгоды, как и прежнее (Майм.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. В своей книге «Жизнеописания знаменитых художников» Джорджо Вазари писал о том, что старый Боттичелли был «бедным и никому не нужным» и передвигался с помощью костылей. Господь создал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни.
А уже с 1469 года он самостоятельный художник. К формальным нормативам относится симметрия, которую мы можем наблюдать на фреске. 18:10). Наказание согласно библейским законам.
Позднее Талмуд (Санх. В настоящее время Боттичелли признается выдающимся живописцем большинством искусствоведов.
В том же году он открывает свою мастерскую. Картина предназначалась для зала суда Торговой гильдии. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего.
Она имела три ступени. Лишение этих прав не зависело от предупреждения (хатраа) и других процессуальных требований. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Попав под влияние Савонаролы, Боттичелли так из под него и не вышел. Затем на руки посвящаемых возлагались те части жертвенного животного, которые посвящались Богу (тук, курдюк и печень).
Это два куска материи: один закрывал спину, другой – грудь до пояса. Одно из них – Покинутая. Там во сне он видит небесную лествицу, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт. Но велел сделать дар священнику, «какой повелел Моисей». Было установлено также, что если библейский закон предписывает сочетание нескольких наказаний за одно преступление, приводится в исполнение лишь одно — наиболее строгое из них (принцип ком лей би-де-рабба минней). Жена Лота ослушалась просьбы Господа не оглядываться. 25:11–12), о лжесвидетельстве (Втор.
О годах обучения Боттичелли в мастерской Липпи почти ничего не известно. Прокаженный упал в ноги к Христу и сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». Намеком на чувство раскаяния в грехах служат, возможно, слова «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс.
Библия. Ни жена Лота, ни его дочери не оказались праведными и достойными спасения. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. выше). Собственно, в этом плане – одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Герменевтика) и установлением некоторых правовых и процессуальных норм.
Прежде всего им надлежало служить в святилище, у жертвенника всесожжения, который был во дворе и у жертвенника курения, стоявшего в святом. 1:10). В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.
Он объединяет две притчи, соединяет прошлое и реальность, тем самым подтверждая дифференцированное единство по формальным нормативам эпохи Возрождения. Слово коген происходит от глагола коган – совершать священнодействие. Только к концу библейской эпохи появляется упоминание о заключении в тюрьму по решению суда, вероятно, с целью «смягчить» непокорного (Эз. В странах, еврейское население которых обладало правом собственного судопроизводства и решения правовых вопросов, еврейское право все чаще прибегало к наказанию тюремным заключением, как предварительным, так и с целью «смягчить» недовольного решением суда.
Евреи были угнетенным народом в Египте. Половая жизнь) изнасилование или совращение, хула на доброе имя жены, занятие колдовством и т. п. ) названы главным образом в книгах Исход, Левит и Второзаконие и лишь одно из них (наказание за кровопролитие) — в книге Бытие (9:5–6). Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Однако такое наказание не налагается, если преступление карается смертной казнью или если нарушение состоит только в произнесении слов, а не в действии (впрочем, с некоторыми исключениями), а также если предполагаемое наказание допускает имущественное возмещение вреда и т. п. Указанное в Пятикнижии число — сорок ударов — может быть уменьшено до того предела, который, согласно мнению врача, допустим без опасности для жизни наказываемого. «Расследователи преступлений» могли накладывать такие наказания, как изгнание исключение из общины и бичевание. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Влияние древнего ближневосточного законодательства на систему наказаний в Библии. 15:15–16), в законах других стран древнего Ближнего Востока (в том числе в законах Хаммурапи) ярко выражено пренебрежение к правам раба, пришельца и иноземца.
Имущество казненного конфисковывалось государством. к Санх. В случае неуплаты долга заимодавец имел право взять в рабство сына или жену должника. Эту фреску мы можем разбить в три слоя.
51 : 19). Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. На фоне существующего сходства некоторых законов в библейской и древней ближневосточной законодательных системах бросаются в глаза различия в суровости наказаний, определяемых за одни и те же преступления. Многие полагают, что художник вполне мог стать одним из «новообращенных».
Пришедший к власти его сын Пьеро оказался не слишком талантливым правителем. 91а: ТИ., Псах. Затем он учится в мастерской знаменитого Верроккио, где царит атмосфера «передового» творческого поиска. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное).
В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. К ефоду полагалась верхняя риза голубого цвета, сотканная из дорогой нити.
Так, согласно привилегиям, дарованных евреям епископом Шпейера Рудигером (1084), главе еврейской общины Вормса предоставлялось право, равное правам главы христианской общины города, судить и выносить наказания. Семьи мастеров могли быть очень богатыми и даже править городом. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). На первом жертвеннике приносили жертвы, а на втором возжигали фимиам. Поддержать Боттичелли было некому. Но правление Савонаролы оказалось недолгим.
Так же (уплатой вдвое) наказывается и укравший деньги или вещь. К уже существовавшей классификации законов (см. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Из библейских описаний казни видно, что первый камень бросали очевидцы, а за ними — прочие присутствующие («весь народ» Втор. Наказание и самоограничения раскаявшихся (хозрим би-тшува).
Далее: кровь и миро смешивались и ими окроплялись священные одежды посвящаемых. Втор. Яд., Хилхот роцеах 1:6–7).
Иаков был внуком праведного Авраама и сыном Исаака. Он закапал тело в песок, но об этом все равно узнал фараон. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. 22:17 Втор. Это указывало на будущее служение, которое заключалось главным образом в приношении жертв. На ухо – чтобы лучше слышать закон и голос Божий.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Это право распространялось и на районы под христианской властью. 19:16–19) и занятиях колдовством (Исх. Культ человеческого тела ибо оно есть высшее проявление божественного начала в природе: «Самое ценное произведение искусства – такое, которое воспроизводит знатнейшее, тончайшее и искуснейшее творение, под чем подразумевается человеческое тело». Число семь в христианстве является символом семьи и Моисей обретает ее. 1406— 1469), одному из самых известных художников того времени. Возможно, Библия видела род штрафа и в обязанности хозяина освободить раба (или рабыню), которому он нанес побоями увечье (Исх.
Такое постановление привело к почти полному упразднению смертной казни. 17:15) позволяет отнести поношение царя к числу преступлений перед Богом. 16а) вот таким образом условия заключения иногда были суровыми. В нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, победу Медичи над Пацци, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Из различных наказаний (штраф жертвоприношение бичевание отлучение — ниддуй или херем привязывание к позорному столбу изгнание смерть «от руки небес» (см. Упоминаемые в Библии случаи указывают лишь на предварительное заключение (арест) нарушителя закона до вынесения и приведения в исполнение приговора (Лев.
7:4 9:1 11:1). 7:25–26). Эти сцены убийства и побега находятся композиционно в правой части картины. Ло-ренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
3:12–13). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. На это трудно ответить, так как свидетельства того времени чрезвычайно редки.
И то и другое свидетельствовало о её греховности. Заключение в тюрьму (и ряд других наказаний) налагалось по еврейскому праву на евреев-доносчиков за первую и вторую провинность в третий раз полагалась смертная казнь. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
один закон и одно право будут для вас и для пришельца, живущего среди вас» — Чис. Здесь мы видим прямую отсылку к Моисею в книге Левит, где сказано: «и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, так как все превратилось в белое». Четкую систему таких наказаний, обоснованную теологически и этически, разработал современник Маймонида Иехуда ха-Хасид в сочинении «Сефер-хасидим» («Книга благочестивых» 1-е сокращенное и отредактированное издание — 1538 г., Болонья), где он выдвигает правило, что поступки кающегося должны быть «взвешены» в соответствии с тяжестью каждого преступления или нарушения вот таким образом его система называется «взвешенным» или «уравновешенным покаянием» (тшуват ха-мишкал).
После телесного наказания виновный восстанавливался в правах. 5:15 «Один устав. Тюремное заключение. Спустя два года Боттичелли вступил в Гильдию святого Луки (так называлось объединение художников).
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Критиковал он и папство, призывая церковь к аскетизму. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Приблизительно 1475 годом датируется первый шедевр Боттичелли — картина «Поклонение волхвов», заказанная художнику банкиром Джованни Лами. Посвящаемый потрясал этим, прежде чем это предавалось сожжению. 37:15–16 38:4–14). Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Чис.
Заключение в тюрьму могло быть также санкцией в случае неуважения к суду и несогласия с его решениями (Ицхак Алфаси, респонс 146 Иом Тов Ишбили, респонс 159 и др. ). В 1493 году он потерял своего любимого брата Джо-ванни. Мишна говорит по этому поводу: «Синедрион, выносящий один смертный приговор в семилетие, называется губительным» (ховланит) по мнению танны Элазара бен Азарии (конец 1 в. до н. э. – начало 1 в. н. э. ), один приговор в семьдесят лет уже дает право называть Синедрион губительным, а таннаи рабби Тарфон и рабби Акива говорили: «Если бы мы участвовали в Синедрионе, смертных приговоров вовсе не было бы», на что раббан Шимон бен Гамлиэль II заметил: «Такие взгляды повели бы к умножению убийц среди Израиля» (Мак.
Когда Савонаролу убили, он был так потрясен, что при новом правители Флорренции Борджия он везде чувствует присутствие дьявола. Риза была цельная, до колен, с отверстием для головы. Многие преступления теоретически признавались заслуживающими смертной казни, но на практике она применялась очень редко. Ло-ренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Яд. Слова Леонардо никогда не бывают случайны. Его живопись при дворе Лоренцо Медичи мужественная и жизнерадостная.
Богатый заказчик был близок к семейству Медичи — могущественной династии, правившей в то время Флоренцией. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. 1406 – 1469), одному из самых известных художников того времени.
9:6). Иерусалимский храм является символом незыблемости христианской веры. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Первая фреска, которую мы разберем – это Юность Моисея. Он пользовался особенным расположением Лоренцо ди Пьерфран-ческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного), который, получив в 1476 году наследство, решил построить роскошную виллу в Кастелло.
22:27), который осуждает на смертную казнь человека, ругающего царя заповедь «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Втор. На улицах пели псалмы, веселые песни не звучали. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Этот поступок вызвал возмущение среди флорентийцев изгнавших Пьеро из города. 22:23–24) причинивший побоями смерть беременной женщине обесчестивший дочь кохена похитивший и продавший человека «строптивый старец» (закен мамре), то есть влиятельное лицо, призывающее к неповиновению решениям суда (библейское обоснование этого закона — Втор.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. И Моисею пришлось бежать. Так, в законодательстве города-государства Эшнунна принцип «око за око, зуб за зуб» соблюдался в случае, если увечье было нанесено представителю более высокого социального слоя иначе наказание ограничивалось штрафом. В тюрьму заключали евреев — нарушителей религиозных норм, например, за готовность к отступничеству ввиду невозможности жениться на определенной женщине по еврейским законам (Иом Тов Ишбили, респонс 179), а также последователей саббатианства (см. Левиратный брак и халица Ашер бен Иехиэль, респонсы 52:8). Запрещенные браки Раши к Псах. Ощущение этого разрыва — одна из центральных тем дискуссии между Иовом и его друзьями оно проявляется и в видении посвящения в пророки Исайи (глава 6), который чувствует себя погрязшим в грехах своего народа, а также в покаянии царя Давида в грехе с Бат-Шевой (Пс.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Осужденный на смерть обычно содержался в тюрьме до приведения приговора в исполнение (Сиф. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). 6:4–5). Иеронима.
Это означало прекращение ветхозаветного священства. Второй библейский сюжет в той же фреске об исцелении прокаженного. 33б).
10:1–2), а также Корею и его сообщникам, восставшим против Моисея и Аарона (Чис. Священников Писание называет просто коген – без прилагательного великий. Саббатай Цви) или хасидизма в его начальной стадии. Теперь он пишет картины на религиозные христианские темы, так как Савонарола объявил королем Флоренции самого Иисуса Христа.
Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой «великой капеллы» Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Меч – это символ власти и административной справедливости, гнева и твердости, которая держит колонну. Такканот) общин, существовавших в разное время в различных странах. 15:34) или на арест как административную меру (I Ц. 22:27 II Хрон.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Ранее, в книге Левит, в главе о жертвах (см. : Лев 4, 3), первосвященник назван священник помазанный (коген-машиах). Ефод символизировал ответственность, которая ложилась на плечи первосвященника.
Ефод (от еврейского глагола афад – облегать, опоясывать). 4:3 и др. ), в отличие от малкот, которые назначались с соблюдением всех судебных гарантий.
Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Однако в эпоху Библии оно, по-видимому, служило обычным способом частной кровной мести. Третий слой (план) является фоном фрески, а так же флорентийской реальностью, в которой жил художник он включает в себя воздушную перспективу, светотеневую моделировку (от темной левой стороны переходит в светлую правую).
В 1492 году умер Лоренцо Великолепный. тяжбы решались так называемым «Божьим судом» — в виде дуэли, поражение в которой могло считаться наказанием в случаях, когда одной из сторон спора выступал еврей, король обязывался найти ему замену — специального бойца. Но все же нельзя отрицать влияние законодательства древнего Ближнего Востока на некоторые библейские законы, не имеющие прямой связи со структурой общества, например, на законы о бодливом быке (Исх. Наказание за преступления перед Богом (в том числе за нарушения правил культа и других религиозных предписаний, таких как запрет идолопоклонства, законы о ритуальной чистоте, кашруте, жертвеннике и жертвоприношениях, о кохенах и левитах и т. п. ) перечислены в основном в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, однако наказание за нарушение заповеди обрезания упоминается уже в книге Бытие (17:10–14). Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом. Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, Марсилио Фичино следовал Платону, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. 45а).
Этот штраф был высок и равнялся штрафу за убийство аристократа или священника. Наряду с ними действовали комиссии «по расследованию исков» (берурей твиот), занимавшиеся денежными тяжбами. Кодификация Закона). Они полагали еженедельно хлебы на стол предложения. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Ефод был разноцветный: сделан из голубых, пурпурных и червленых нитей (пряж), виссона и золота (в виде нитей).
43а). Это можно проиллюстрировать например тем, что когда художники XV-XVI вв. Такканот), отвечавших условиям еврейской жизни в разные периоды. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. I Ц. (21:10) свидетельствует о существовании древнего закона или обычая (выведенного, видимо из фразы «Начальника в народе твоем не поноси», Исх. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Наиболее тяжелым из упоминаемых в Библии наказаний, таким, как карет и смертная казнь, подвергались: богохульники поклоняющиеся идолам или подстрекающие к этому других лжепророки приносящие (или посвящающие) детей Молоху нарушители предписаний, связанных с соблюдением отдыха в субботу преступающие закон обрезания едящие квасное (см. Подробно на этих работах я остановлюсь позже. Но после свержения Лоренцо умами флорентийцев завладел религиозный фанатик Савонарола. 24а–25а), а также рабыню, если хозяин приобрел ее с целью обручения (для себя или своего сына), но передумал (там же, 21:7–11) сходен с этим запрет продавать пленницу-нееврейку, обесчещенную пленившим ее (Втор.
Сатана падает, а его одеяния рассыпаются на ветру. Маймонид (Хилхот тшува) дает конкретные указания на такие наказания и самоограничения: душевная готовность совершившего грех принять мучения (1:4) принятие изгнания (2:4) публичное покаяние (2:5) публичная просьба прощения на могиле умершего, против которого кающийся грешил (2:11) подавление в себе гнева, вражды, зависти, глумливости, корыстолюбия, честолюбия, чревоугодия и т. п. (7:1). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. В 1498 году он был низложен, отлучен от церкви и публично сожжен на костре. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).
16). Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Особенно заметны различия в системах наказаний за преступления против ближнего (и общества в целом).
Их сочувствие в конце концов привело Савонаролу к власти. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Нами были перечислены содержательные и формальные нормативы ренессансного идеала.
Отмена была подтверждена Фердинандом и Изабеллой. Хамец) в праздник Песах. Христиане не раз требовали сократить его, приравняв к штрафу за убийство крестьянина.
Так же в последней сцене мы наблюдаем ангелов, которые прислуживали Христу в пустыне. Однажды Моисей увидел, как египтянин бил еврея и, заступившись за него, убил египтянина. Наказание согласно Талмуду и раввинистической Галахе. Настало время яростного Савонаролы.
Так наказывались преступления против морали, семейных устоев, личной собственности, физическое или словесное оскорбление (включая хулу на доброе имя), азартные игры. 8:6: МК. Возлагались также: один круглый хлеб, одна лепешка на елее и одна лепешка (опреснок).
6 Кт. Иисус исцелил, видя его веру. Галаха), говорящих о возможности ареста члена общины или его освобождения под залог (см. Известность художника была велика.
Он взялся написать аллегорию Силы для серии, прославляющей христианские добродетели. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Внизу он убивает египтянина мечом. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Талмуд на основании этих библейских данных устанавливает как наказание за убийство и массовое идолопоклонство отсечение головы. Нанесение увечья как наказание налагалось не только по принципу «око за око, зуб за зуб». Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Жертва посвящения сходна с жертвой мирной. В пользу этого утверждения как бы говорит то, насколько изменился стиль его живописи. Медичи считали его своим человеком. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.