Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).
В картине «Сельский концерт» находят руку Тициана иногда даже полностью приписывая ему данную работу. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Франциска. Его расшифровке посвящена обширная литература. Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» — «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». «Аллегорию Благоразумия», как и все поздние работы Тициана, отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и тончайшее эмоционально-психологическое толкование религиозных и мифологических тем. На заднем плане сидит старец с черепами в руках.
Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Много и охотно художник писал женские портреты. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Так называли современники Тициана. Имя изображенной неизвестно делались попытки видеть в портрете идеализированное изображение урбинской герцогини Элеоноры Гонзага, но несходство «Bella» с портретом Элеоноры, хранящимся в Уффици, слишком велико.
Возможно, работа писалась Тицианом для себя и до конца оставалась в доме на Бири. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Тщеславная дама требовала, чтобы художник высветлил ее глаза и написал ее более привлекательной, чем она была на самом деле. Картина происходит из коллекции Фарнезе в Парме. С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Портрет относится к раннему периоду творчества Тициана (художнику было приблизительно – 25 лет) и является квинтэссенцией того, что принято называть тициановской красотой, чувственной и полнокровной.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Контраст необузданной внутренней энергии и холеных аристократических черт. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Вот таким образом никакого особенного выбора здесь нет, а есть лишь искушение выбором. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.
Сами же модели откровенно пассивны и в этом очевидное и принципиальное различие с «Неизвестным с серыми глазами», первый же взгляд на которого обнаруживает героя, обуреваемого внутренними страстями. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. Причиной этого была во многом слава его портретов.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Белокожесть, женственный румянец, тонкие брови и могучая шея в сравнении с худобой лица). Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Близко посаженные, но большие глаза, холодные, жесткие, умные, – смотрят сквозь зрителя.
Много и охотно художник писал женские портреты. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен в 1562 году семейством Гонзага, сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его же проекту и им же расписанном. Старуха, которая присматривает за девушкой, пытается защитить ее своим фартуком и набрать в него золото.
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план церкви. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. В венском Музее истории искусств находится реплика «Дианы и Каллисто» (Тициан и мастерская). В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. На портрете изображен итальянский художник и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) (1492 или 1499-1546) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Поэт не оправдывает действия Венеры, завязывающей глаза Амуру, дабы он не смел разить стрелами и заявляет, что: «Амур незрячий, баловень-ребенок, Рукою тянется к стреле спросонок». С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». По словам Вазари, Микеланджело, похвалив манеру и колорит Тициана, жалел, что венецианцы недостаточно хорошо владеют рисунком.
Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Хотя картина названа в честь древнеримской богини природы Флоры, но, скорее всего, на полотне изображена какая-то реальная знакомая Тициана — возможно, одна из венецианских куртизанок. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого.
«Bella» принадлежит к числу самых обаятельных и типичных женских портретов Тициана. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516).
Так или иначе, в «Портрете неизвестного с серыми глазами» мы видим молодого человека, чья холодная и привычная аристократическая поза способна удержать, но не может (или не желает) скрывать страсти, переполняющие его в момент какого-то крайне сильного эмоционального напряжения. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Над темным морем он несет её на Крит.
Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Художник одет в простую и дорогую одежду.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея из галереяи Дориа Памфили (Соломея держит на блюде отрезанную голову Иоанна Крестителя, которому художник придал сходство с собой)., а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Неизвестно, как называл картину сам автор, — имя картине дали последующие поколения из-за того, что женщина держит в руке цветы, типичный атрибут богини Флоры. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. Возможно, кардинал не хотел, чтобы лицо его любовницы было легко распознать. Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита.
И луврский молодой человек и Томазо Мости не выражают практически никаких эмоций. К ней в стремительном движении устремляется Вакх, прекрасное тело которого укрыто единственной одеждой в виде развевающегося яркого розового плаща.
Созданные им образы обладают мощными силами. Картина является самым ранним вариантом одной из излюбленных тем Тициана. Картина написана для урбинского герцога Франческо мария дела Ровере или его сына Гвидобальдо. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.
По мнению большинства исследователей венецианской живописи эпохи ренессанса, данное утверждение является неверным. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Размер картины 352 x 349 см, холст, масло.
Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» — они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Петра. 31 октября 1546 года Джулио Романо умирает в Мантуе. «Актеон, подсматривающий за купанием Дианы»1556-1559 190, 3 x 207 см Холст, масло Эдинбург.
В инвентаре 1613 года и других инвентарях XVII века фигурирует под названием «Три грации». В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Эта работа новатора. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Тонкая, высокомерная верхняя губа, полускрытая усами и толстая выдвинутая вперед нижняя. Теперь мы и подошли к теме и образу рассматриваемого портрета: это тема некоего момента, непродолжительного и крайне обостренного состояния в жизни и судьбе тициановского персонажа (и некоторых других людей сходного типа), когда человеку столь сильных страстей и столь больших возможностей вроде бы предоставляется свобода действий, свобода выбора.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Женщина, накладывающая повязку, обычно отождествляется с Венерой, но некоторые исследователи видят в ней богиню целомудрия Весту.
Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Эдинбург. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Композиция картины довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио (около1488-1576), любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. ». Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio) (около 1480-1576 гг. ) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Скорее всего, — это Муза. Полотно было очень популярным всегда и его гравированные изображения дошли даже в далекую Голландию к Рембрандту, который, вдохновившись им, написал свою «Саскию в образе Флоры». Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Имя этого великого живописца, никогда не изменявшего родной Венеции, стоит в одном ряду с такими титанами Высокого Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.
Колорит – контрастный. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Так называли современники Тициана. Композиция Тициана стала основой для его более поздних работ на эту тему из которых наиболее известными являются написанные в 50-х годах XVI века «Данаи» мадридского музея Прадо, венского Музея истории искусств и ленинградского Эрмитажа. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого. Это название, как и теперешнее, условно.
Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Возрождения. «Крещение Христа» 1512 Рим, пинакотека КапитолинаЭту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллини и Джорджоне. Глава венецианской школы. Другие экземпляры Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
Техника живописи, палитра, система образов словно перебрасывают мостик от светлого, полнокровного Возрождения даже не к исторически последовавшему за ним маньеризму, а прямо к темному и нервному экспрессионизму ХХ века. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы (Вознесении Марии, около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Геррон показывает пришельцу-роботу «Портрет мужчины с перчатками» кисти Тициана. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Тициан упоминает о работе над «Дианой и Актеоном» и «Дианой и Каллисто» в письме Филиппу II в 1556 году 19 июня 1559 году он извещает Филиппа II, что картины заканчиваются. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
«Винченцо Мости» – один из лучших портретов Тициана 20х годов – завершает, вместе с луврским «Юношей с перчаткой», первый период творчества величайшего итальянского портретиста. В облике молодого придворного – уравновешенность, спокойное самообладание. С этим событием, видимо, связан аллегорический смысл картины.
Возможно, художник льстил кардиналу, сравнивая его с любвеобильным богом, поскольку его огромное богатство давало ему власть обладать всем, чего он желает. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью». Похоже изображенная женщина послужила моделью так же для тициановской «Девушки в шубке» венского Музея истории искусств и «Венеры Урбинской» из Уффици. Венера и зритель видят в нем отражение нежного румянца, белоснежной кожи, золотых волос, жемчужных серег.
Принято считать, что картина написана Джорджоне совместно с Тицианом. Он чувствует себя независимым. Петра. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Заказчик – Филипп II Испанский, см. По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Картина происходит из собрания кардинала Шипионе Боргезе, в инвентаре его коллекции она упомянута в 1613 году под названием «Красота приукрашенная и красота неприукрашенная». Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
«Даная»1545-1546 120 x 172 см Холст, масло Неаполь. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Интерес представляет подпись художника справа под перчаткой, она выполнена в такой технике, что производит впечатление внутреннего свечения. Картина «Сельский концерт» или «Концерт под открытым небом» венецианского художника Джорджоне. Точная дата его рождения неизвестна.
Искусство каждого из больших стилей разрабатывало целые системы иносказательной символики, которыми широко пользовались художники и которые в той или иной мере умели «читать» зрители. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Изобразительные метафоры – привычный атрибут живописи. «Венера, завязывающая Амуру глаза»Около 1565 118 x 185 см Холст, масло Рим. Она завершает диагональ справа, возвышаясь на символичной лестнице, ведущей в небо, над преклоненной фигурой в синем св. На фоне сложенной из грубо отесанных камней грузно давящей ниши, обрамленной двумя статуями, возникает в трепетно гаснущем свете сумерек группа людей, охваченных скорбью.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Рука выдвигается вперед и демонстрирует жест спокойной, но твердой решимости. Картина художника Тициано Вечеллио «Оплакивание Христа» («Пьета»).
Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Тициан работал почти одновременно над двумя заказными картинами, небольшими по размеру и выполненными на дереве на одну и ту же религиозную тему – «Мадонна с младенцем» (вторая находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее). Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Рядом с ней находится в рубище св. Нимфы, которые держат атрибуты Амура, лук и стрелы, трактуются как Грации, аллегории Чистоты и Наслаждения, весталки и т. п. «Венеру, завязывающую глаза Амуру» уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, когда она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. Портрет «Мужчина с перчаткой», написанный в 1523 году, можно по праву считать лучшим портретом своего времени.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. И перед ним возникает ситуация «чаши весов», но исключительно призрачная, – ведь для действительно сильной личности нет дилеммы «быть или не быть», а большие возможности всегда сопряжены с большой ответственностью. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
В инвентаре 1613 года и других инвентарях XVII века фигурирует под названием «Три грации». Существуют различные трактовки аллегорического содержания картины, ни одна из которых не является исчерпывающей. Это название так же условно, как и «Венера, завязывающая глаза Амуру». Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. «Мадонна с младенцем» – одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
И что интересно (это можно увидеть только в непосредственном рассматривании портрета), если на близкой дистанции доминирующими в восприятии становятся освещенность лица, его энергетика, то при отходе на значительное расстояние мощное звучание лица ослабляется, зато усиливаются светоносность и напряжение беспредметной композиции фона. Этот загадочный фон не только удерживает почти лихорадочную активность лица в плоскости холста. Рядом с ней находится в рубище св.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
Что Тициан изобразил за фигурой «Неизвестного с серыми глазами». Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины, оплативший Тициану ее создание. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Это отразится в его автопортретах. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Любопытно, что Джулио Романо – единственный художник эпохи Возрождения, о котором написал Уильям Шекспир, точнее – в V акте пьесы «Зимняя сказка» упоминается скульптура «знаменитого итальянского мастера Джулио Романо», не смотря на то, что Джулио никогда не был скульптором.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. И в этом есть своя, зрительская логика. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562.
Италия. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Художник находит в облике своего героя и черты определенного, неповторимого характера, подчеркивает твердость и законченность черт лица, открывает в своей модели не только очарование молодости, но и черты натуры искушенной в жизни, наделенной спокойным и чуть ироничным умом. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Национальная галерея Шотландии (собственность герцога Сазерленда) Картина вместе с парной к ней и также находящейся в Эдинбурге композицией «Диана и Каллисто» входит в цикл «поэзии», написанных Тицианом для Филиппа II.
В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. В 1798 году обе картины купил герцог Бриджуотер. Галерея Боргезе Приобретена кардиналом Шипионе Боргезе в 1608 году. Найденный им образ стал прототипом для целой серии поздних композиций. Даная – героиня картин многих художников.
Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен.
Существует также ряд поздних копий. У них родился сын Персей. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Мы видим необычайно высвеченное и в то же время бледное мужское лицо. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Размер работы составляет 110 x 138 см, картина выполнена на холсте маслом. В юности Джулио некоторое время работал в мастерской Рафаэля, в частности, приняв участие в росписи знаменитых комнат («станцей») Рафаэля в Ватикане.
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, картина «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. Более о нем ничего не известно. Главные работы той поры — «Благовещение» (1562-1565) и «Распятие» (1558), трудясь над которыми Тициан писал не только кистью, но и собственными пальцами, будто вылепливая образы Богородицы, архангелов, Иисуса и его апостолов. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. Справа – некая псевдотень, яйцевидный овал (присмотревшись, внутри него можно увидеть еще один овал, более темный) с размытым контуром и неким подобием «плеча» справа, почти сразу сходящим на нет. Национальная галерея Шотландии.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Тициан был величай- шим художником Венеции. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. В Неаполь поступила во второй половине XVIII века как наследство короля Карла III.
Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Официальный портрет благородного мужа (один из самых больших портретов Тициана) – типичная для того времени работа на заказ. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег).
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В качестве подарка герцогу с письмом были отосланы две картины: портрет самого герцога Аретино и портрет «Мужчина с перчаткой», на котором изображен Джироламо Адорно, покойный поверенный в делах императора Карла V в Венеции. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. В то же время голова Данаи повёрнута к зрителю вполоборота.
Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например Оплакивание Христа (около 1573-1577 гг. ). Мадонна с младенцем также имеет второе название – Мадонна Лохиса – по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была. Возможно. Точная дата его рождения неизвестна. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Собственно, картина Джорджоне — это живописная пасторальная поэма о природе, подчиняющейся волшебству искусства, которое олицетворяют здесь два юных музыканта вкупе с двумя нагими фигурами, — не то аллегориями, не то просто куртизанками на пикнике. Эта работа новатора. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Франциска.
Кающаяся Мария Магдалина»Начало 1530-х Дерево, масло. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Другие трактовки картины приведены в тексте.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне: «Итак, Тициан, увидев технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джан Беллино, хотя и потратил на нее много времени и примкнул к Джорджоне, научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне»., . Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Обе картины неоднократно копировались.
Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). В 1560 году они были получены заказчиком.
«Даная», утверждал он, заставит «дьявола вскочить вам на спину» и вызовет похоть даже у известного своей аскетичностью доминиканского монаха Томазо Бадиа, кардинала Сильвестро. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Именно это происходит между художником и бесчувственной машиной, захватившей в плен художника Геррона и его «передвижной музей». И, очень вероятно, что именно беспредметную метафору такого искушения изобразил Тициан в качестве фона в «Портрете неизвестного с серыми глазами».
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Исследователи считают эту работу одной из лучших работ зрелого периода художника. Теперешнее название картины восходит к XVIII веку. Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Картина также предполагает, что любовник вызывает у Данаи восхищение. Увиденный и осмысленный нами образ «Неизвестного с серыми глазами», высказанные догадки и предположения – это лишь одна из возможных попыток зрительского восприятия, в немалой степени субъективная и пристрастная.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет – «Крещение Христа».
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.