Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) — «стилем Мухи». Наряду с этим Муха был не только живописцем и графиком, но интересовался также скульптурой, ювелирным и прикладным искусством, декором интерьера. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. где традиционная манера письма неожидамно сочетается со стилистикой искусства модерн. Также Муха оформлял спектакли, выполняя костюмы, декорации, декоративные панно и даже витражи, сотрудничал с ведущими журналами, делая для них рекламные плакаты, где неизменно присутствовало изображение прекрасной женщины, погруженной в орнаментальный мир роскоши и неги Среди прославленных графических работ мастера -серии «Времена года» (1896), «Цветы» (1897), «Звезды» (1902), Лучшие живописные творения Мухи цикл из 20 картин «Славянский эпос» (1913-30). Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Ivanice) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках.
Муха остался без средств к существованию. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Автор декоративных панно, рекламных плакатов, этикеток самых разных товаров – от шампанского до велосипедов и стирального порошка, он так же создавал дизайн ювелирных украшений интерьеров, разрабатывал эскизы предметов прикладного искусства. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Все произведения Мухи полны плавных гнутых линий – кудри, драпировки, ветви, стебли цветов, различные узоры – что является одной из важнейших черт модерна, который отказывается от острых граней и углов в пользу подражания природе.
В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. У неё две дочери. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани.
Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Музей Альфонса Мухи, Прага.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Является единственным официальным музеем художника.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. От заказов не было отбоя.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах игральных картах.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна дАрк». Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Mucha Museum, Прага. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Музей Альфонса Мухи, Прага. В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Холст, масло. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую и фирма обанкротилась. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже.
Топаз, 1900 год. Альфонс Муха в своих работах стремился приобщать простых людей к искусству модерна с помощью понятных всем элементов декора: красивых женщин и цветов. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Бруноф впоследствии купил это кафе и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Семья была большая. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин – «La Femme Muchas». В 1906 году мастер женится на Марии. Хитилова была соотечественницей Мухи. С 1904 по 1913 гг. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. В настоящее время она живет в Чехии. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году.
Муха чувствовал себя достаточно уверенным в своих художественных способностях, чтобы заняться портретной живописью. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (чешск. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. После образования в 1918 независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Книга была издана в формате 395Ч310 мм.
Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. В настоящее время она живет в Чехии.
В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Весна, 1894 год. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). Оформительскую задачу художник решал комплексно. Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Но на этом сказка закончилась.
Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX – XX столетий. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса» и «После Грюнвальдского сражения» и «Отмена крепостного права на Руси». Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Они обрели популярность не только у знатоков и ценителей живописи, но и у скромных обывателей.
В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре.
Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
В ту пору он заинтересовался историей славян. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Родился Альфонс Муха в 1860 году. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
В 1877 году молодой человек пытался поступить учиться в Академию изобразительных искусств в Праге, но безуспешно. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Это было довольно прибыльным делом. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Частная коллекция. Рубин, 1900 год. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Альфонс Муха (чеш. Акварели эти художник называл «Блаженствами». В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Это позволило ему обучаться в гимназии. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Великая актриса была очарована работой. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Аметист, 1900 год. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
От заказов не было отбоя. Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин – «Славянской эпопеей». Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. В представлении принимала участие Сара Бернар. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом).
Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда – как к изобразительному искусству, так и к музыке. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Интересна история внучки Мухи. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Славянский Эпос, 1928 год.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами.
Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. После первой мировой войны художник возвращается на родину.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Изумруд, 1900 год. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Но мировую славу известность и достаток ему принесли именно декоративные работы в стиле модерн.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Холст, масло.
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Но судьба благосклонна к гению.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Позже у них рождаются две дочери и сын. Холст, масло. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
франков. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Дама с камелиями, 1896 год. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог.
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Тем летом он решил отдохнуть от Парижа и своей ежедневной работы –создания плакатов и иллюстраций, он уезжает в Ипанию, а затем – на Балканы. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Предки его занимались выращиванием винограда. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Alfons Maria Mucha) – известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). Муха рисовал афиши, рекламные плакаты, календари, приглашения, ресторанные меню, визитные карточки. Например, аметист – это ирисы. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Занимался он и практической работой.
Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Альфонс муха родился в 1860 году в городе Иванчице (Моравия), располагавшимся близ города Брно в современной Чехии. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Он с удовольствием писал то, что любил сам. 1893 год. Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после – графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа – Эммы) в городе Грушовани.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш.
выполнив декорации для театра «Ам Ринг» в Вене и интерьеры замка графа П. Куэна в Грушовани В 1885 году Муха поступил в Академию художеств в Мюнхене, затем продолжил обучение в Академии Жюлиана в Париже Художник прославился своим графическим искусством, в частности, роскошными афишами и арт постерами, которые стали символами эпохи Арнуво (модерна). Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Художник иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн».
Альфонс Мариа Муха (чеш. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Приведем краткое описание картины. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Холст, масло.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Всё свободное время будущий художник посвящал занятиям в городском любительском театре – сначала как актёр, а со временем и как декоратор сцены, пригласительных билетов и афиш. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Был 1894 год.
Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. Мадонна лилий, 1905 год. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Заказов было море. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России».
Техника создания – масло и яичная темпера. Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Обычно на них были изображены стилизованные сцены природы, автора вдохновляли росписи на ширмах Востока. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
После двух лет учебы покровитель прекратил финансирование своего подопечного и 27-летний Альфонс Муха остался абсолютно один в Париже, предоставленный самому себе, без денег и перспектив – типичный голодный художник. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Открывалась она фронтисписом изображавшим человека, взывающего к изображенному гдето сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога. У неё две дочери. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных.
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения.
Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства». От того, что здесь его называют Мюша.
Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Вместе с супругами Куэн-Беласси художник совершил путешествие по Северной Италии, расписывал стены в замке родственника Куэн-Беласси в австрийском Тироле. Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами.
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Мальчик с детства хорошо рисовал. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Я предложил мою работу о драпировках. В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби».
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3».
Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Близится Рождество.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
Начал свою творческую карьеру как художник-оформитель. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Он согласился. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Художественное образование получает в Брно. представитель модерна. Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. В это время Муха стал очень известен. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Альфонс Муха становится знаменит еще при жизни, а в конце 19 века его работы экспонируются во всех главных столицах Европы и в Соединенных Штатах.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Интересна история внучки Мухи. На фото слева: Цветок, 1897 год. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Афиша стала революционной. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»).
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Альфонс был первым сыном во втором браке. После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок и даже вариант государственного герба. Художник моментально становится знаменитым.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.