К 1580 году относится и написание Эль Греко алтарной композиции «Мученичество святого Маврикия».
В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. Первый цикл представляли такие произведения, как «Крещение Христа» (Прадо, Мадрид), «Благовещение» (Музей Вильянуэва-и-Гелтру, Барселона), «Поклонение пастухов» (Музей искусств, Бухарест). И пытался ли сделать это Эль Греко. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Каждый из эпизодов легенды запечатлен в одной из этих пространственных зон. Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»). Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер.
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. Как пишет Т. П. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614).
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе. В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
По нескольким деталям, встречающимся на картинах Греко (опять-таки сближающим его произведения с произведениями Тинторетто), мы можем отметить в нем и превосходного натуралиста, несомненно, обладавшего способностью заставить других видеть натуру, понимать ее формы и чувствовать ее краски. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя.
В представленной композиции оказались соединенными два плана: ирреальный и реальный. Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко.
Но именно этот приём помог художнику создать ощущение устойчивости, равновесия. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании в нечто целостное и выразилось в живописи. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко.
1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Подобная ситуация отмечалась в Испанском государстве на протяжении всего XVI столетия. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). (1610 – 1614 гг. ) показано событие, резко изменившее всю жизнь учеников Христа. Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св.
Искусство страны также развивалось под влиянием реакционной политики государства. По рождению (т. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Однако он не смог завершить работу по руководству строительством. В период с 1590 по 1595 год Эль Греко работал над написанием полотна «Святой Франциск и святой Андрей» (Прадо, Мадрид).
В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Августин и св. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено.
И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Зеничев). Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св. ценна, как жития великих мучеников или святых.
Апокалиптичная. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Все события Священной Истории, которые, кстати, стояли в итальянском искусстве зрелого Ренессанса в одном ряду с событиями античной мифологии и античной и всей последующей истории изображались здесь исключительно как события земные, когда-то произошедшие с земными, плотскими людьми. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно.
Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. В настоящее время известно несколько вариантов картины: «Святое семейство со святой Анной», «Святое семейство с Магдалиной». Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Отличавшая «Эсполио» плотная сочная живописная манера сменилась более гладкой, легкой, прозрачной. Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом. В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно).
Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную. Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление.
Выбор не случайно пал именно на Испанию. С 1577 жил и работал в Испании. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Можно заметить, что складки хабита на всех картинах написаны по-разному, различия есть и в выражении лица Доминика – в версии из коллекции Аранго Святой изображён наиболее молодым, тогда как на картине, находящейся в Бостоне, он выглядит более измождённым, эта версия преисполнена драматизма более остальных. Но их облик фантастичен, прозрачные короткие «туники» плотно облегают мускулистые тела, которые вместе с тем кажутся лишенными материальной весомости, ноги босы, еле касаются земли, живые выразительные жесты сочетаются с условными, почти символическими. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал).
Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли. «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то.
Высокое наслаждение доставляет мне его колорит, где он продолжает и развивает традиции любимой мною венецианской школы. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Луки. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом.
И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Всё остальное – космологическая тревога и смятение.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. На масштабном полотне (размером 4, 5м x 3м) перед зрителем предстают несколько десятков персонажей и целый ряд сюжетов. Маврикия». Смерть помешала ему закончить начатое.
Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Перегруженная фигурами и напряженная по линейному ритму композиция статична.
Она словно пронизана сверхъестественным светом исходящим от мира горнего. Полотно «Эсполио» признано одним из самых значительных произведений Эль Греко. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Франциск Ассизский. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
1. Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание. И нужно ли. Оба полотна исполнены в манере, характерной для итальянских живописцев. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Та же восприимчивость доставила ему возможность проникнуть в самые сокровенные тайники испанского религиозного понимания, всецело приобщиться к нему и дать ему яркое живописное выражение. Центр общего внимания занимала человеческая личность: для натур более возвышенных и сосредоточенных основным двигателем творчества являлся вопрос о духовном спасении, для натур более рассеянных (или зараженных древним языческим духом) – вопрос об отношении к миру сему, радость от мира сего. Изображение развивается на грани реального и воображаемого, материального и астрального.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. данным – ок. Тем более что память о символе подобной кары на земле ещё жива была в душах православных греков – падение Византии как оплота православия. Наследник традиций византийской школы изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». В начале 1580-х годов Эль Греко работал над двумя картинами религиозного содержания: «Мученичество святого Себастьяна» (собор Паленсии) и «Кающаяся Магдалина» (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Это полотно «Святое семейство». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
Стефан и Св. 1600). Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Вряд ли вообще думал о чём-то. Эта картина, размеры которой составляли 4, 8 x 3, 6м, была заказана настоятелем толедского собора Сан-Томе (Святого Фомы).
Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». А прорывались тревога и предупреждение. Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой".
Таким образом, в сцене собеседования святых ощущается незримое присутствие Спасителя. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
И выражен он только и исключительно живописными средствами. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы.
Он всё умел. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. К концу жизни художник был практически разорен. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Это одно из самых монументальных произведений, созданных Эль Греко. Все словно подчинилось законам иного мира, где серые подвижные тени скользят по вялым оцепенелым фигурам и где показ мученичества не сопровождается изображением жестоких страданий и льющейся потоком крови, а подобен бесплотному видению. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Земли как таковой, как некоего устойчивого подиума для изображённых действий в большинстве из этих полотен нет вообще, а верхние небесные сферы заполнены множеством предельно материализованных и очень подвижных фигур небожителей. Вся идеология XVI в. не позволяла того, чтобы даже самые смелые и самобытные художники решились посвятить свои силы тому роду живописи, которому их отдает любой ученик пейзажного класса. Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой.
Образы, словно сошедшие на землю из поднебесья, поставлены в композиции в один ряд с персонажами, представляющими мир земной. Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Эль Греко. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Композиция резко делится на две части.
В июле 2013 года на лондонском аукционе Sothebys произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Дело в том, что как раз в то время испанский король Филипп II завершал строительство грандиозного дворцового комплекса Эскориал и Эль Греко надеялся получить заказ на работу над его внутренним убранством. Да его никто в этом и не обвинял. И как.
Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. Грек по происхождению.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). Композиция картины тради-ционна для того времени: в нижней части, на земле, совершается погребение, а в верхней, на небесах, душа графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми.
Краски контрастируют друг с другом, находятся в состоянии напряженного противоборства. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо. В этом произведении заключена глубокая идея: силы земной и небесной Церкви соединяются, чтобы прославить обычного человека, не совершившего подвигов жизнь его так же драго-. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство.
Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. Каптерева: «В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен.
Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины.
В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. Здесь в полной мере проявилось дарование художника: и удивительная способность создавать образы мистических видений и острый глаз портретиста и великолепное чувство цвета (особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных участников церемонии). Оба мира разделены очень чётко.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Это выражалось прежде всего в том, что гуманистические идеи почти не проникали в Испанию. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. В картине «Апостол Андрей и Святой Франциск Ассизский» (1590 – 1595 гг. ) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и итальянского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», широко известных в итальянской живописи эпохи Возрождения. Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика. Такой подход отвечал принципам Контрреформации, согласно которым искусство должно пробуждать религиозные чувства и вдохновлять к благочестию.
При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. В ней господствуют интенсивный синий тон, холодный серый и оттенки коричневого. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. «Мученичество святого Маврикия и Фиванского легиона» (1580-1581) Холст, масло.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них». Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа.
Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Одна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614). В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. 448 x 301 см Chapter House, Monastery of El Escorial Картина, одна из самых декоративных в творчестве художника исключительно эффектна. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Однако если для Италии XVI в. (и вообще для Европы) Греко является финалом, жутко-трагическим, безнадежным заключением известного периода, то для Испании он означает нечто абсолютно обратное. Стремление к пространственности, которое отличало «Поклонение имени Христа», кстати сказать, одну из самых пространственных картин Эль Греко, здесь исчезло. Архитектором нового дворца был знаменитый в то время мастер-зодчий Хуан де Толедо.
Греко, этот крайний индивидуалист в сфере христианских идей, остался обособленным и по отношению к природе. Эль Греко выступает как самобытный мастер композиционного построения и отступает от традиций, сложившихся в творчестве знаменитого венецианского живописца, великого Тинторетто. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего— в Ватикане. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Маврикия».
В картине нет, однако, ни малейшей пестроты. Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов.
Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса.