Хотелось бы познакомить вас с творчествомзнаменитого французского пастелиста и рисовальщика, одного из крупнейших портретистов XVIII векаМориса Кантена де Латура1704-1788гг. Морис Кантен де Латур (1704—1788)-выдающийся французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. В 1766 году Морис Кантен де Латур посетил Голландию с целью ближе ознакомиться с творчеством Рембрандта, Рубенса и других фламандских и голландских живописцев. Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour 1704—1788) — французский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами. Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour 1704—1788)— французский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами.
Крупные суммы вознаграждения, которые он запрашивал у своих клиентов, значительно его обогатили. «Причисленный» к Кор. (La Tour, Maurice Quentin de) (1704-1788), французский художник, портретист эпохи рококо. Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна). Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II.
В 1750 Латура назначают советником Кор. Академии в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру – Жан-Батист Перронно. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы (- Стокгольм, национальный музей – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Но и в этих парадных портретах художник остается реалистом, стремится к объективности, к критическому анализу своих моделей, даже если они занимают высокое положение в свете.
Работал Латур обычно в техниие пастели (цветные мелки) используя все ее выразительные и цветовые возможности. Подчёркивая в портретируемых просветленно-лирическое начало, Л. часто изображал обществ. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности.
Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour). О годах его ученичества существуют лишь отрывочные сведения. Латур, Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5. 9. 1704, Сен-Кантен, Иль-де-Франс, 17. 2. 1788, там же), французский художник писал преимущественно пастелью.
Латур Морис Кантен Искусство Франции Автопртрет художника, 1751 Музей Пикардии, Амьен Жан-Жак Руссо, 1753 Музей истории и искусства, Женева Латур Морис Кантен де (Maurice Quentin de La Tour) (1704—1788) Великий французский портретист Морис Кантен де Латур, работавший преимущественно пастельными карандашами, родился 5 сентября 1704 года в Сен-Кантене (департамент Эна). В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна). Однако сам художник писал свое имя раздельно и затем это написание стало общепринятым. В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же три эскиза пастелью, в перламутровых тонах из которых один поразительно передает преклонный возраст модели – Сен-Кантен, музей Латура) за него было заплачено тысячу луидоров. В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» — 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» — 1761 г., оба — Париж, Лувр).
Известно, что Латур копировал ее пастели (две такие копии сохранились), увлеченный их живостью и остротой выражения. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. Подлинные шедевры портретного искусства Латура были созданы в середине века.
В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – "живописцем короля". Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Ему позировали Вольтер, Руссо, Д39Аламбер, король Людовик XV, маркиза Помпадур, художники, актрисы, общественные деятели эпохи Просвещения.
Портрет убеждает нас, что мадемуазель Ферран (к сожалению, кроме имени, о ней ничего неизвестно) была одной из тех женщин, которые первыми прокладывали своим современницам путь к науие. Стиль художника теряет в мягкости и очаровании, зато выигрывает в энергичности и жизненности. Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др. ). Морис Кантен де Латур (фр. В них прелесть первого, живого и непосредственного ощущения.
Через несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» — Женева, Музей искусства и истории). В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour). Особую важность для зрелого творчества Л. приобретают этюды лица (т.
Ум художник ценил в человеке превыше всего. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» — Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). «Он был портретистом, – пишет Марьет. Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов». Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту.
В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). Морис Кантен де Латур (фр. Он намеренно не подчеркивает в облике модели признаков увядания, а как бы следует широко распространенному мнению, что «во Франции нет пожилых женщин».
Если раньше в женщине прежде всего ценили внешнюю привлекательность изящество, грацию (вспомните портреты Перроно), то теперь куда важнее, чтобы она была умна, начитанна, способна и серьезным н самостоятельным суждениям, приобщена к наукам. Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов». Его независимый, властный и вспыльчивый характер ухудшился в последние годы жизни вскоре он потерял рассудок.
Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна). В последний раз он выставляется в Салоне в 1773. Влияние Латура испытали многие французские портретисты, в том числе его ученик Ж. Дюкре, а также Л. Дюпон и Ж. Б. Перроно. Французский художник, работавший в технике пастели.
В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. В серии портретов философов, общественных деятелей, художников, актрис утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчёркивая не только социальное положение модели, но и её интеллектуальную активность, богатые оттенки душевных движений (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, автопортрет – оба в Лувре). По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр).
В последний раз он выставляется в Салоне в 1773. Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др. ). В молодости Латур уехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. ЛАТУР, МОРИС КАНТЕН ДЕ (La Tour, Maurice Quentin de) (1704–1788), французский художник, портретист эпохи рококо.
Чрез несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца. Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть из следовавших за ним пастелистов. Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту. Наибольшее число их находится в сен-кентенском музее их собрано также немало в луврском музее, в Париже. По-видимому интерес к этой технике появился у него под влиянием произведений итальянской художницы Розальбы Каррьера, которая во время своих приездов в Париж буквально покорила французов. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. Некоторые его пастели достигали свыше двух метров высоты и полутора метров ширины.
Приятная манера исполнения камерных пастельных портретов, отличавшихся достоверным сходством, вскоре сделала художника популярным. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Латур родился в 1704 году в небольшом городке Сен-Кантен. В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии). Его лицо оживлено движением мысли иронической улыбкой.
Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура) Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные штудии, которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью (Автопортрет с указательным пальцем – Женева, Музей искусства и истории). Для Л. характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает «жизнь души» модели в игре мимолётных мимических нюансов.
Глядя в упор на зрителей, он словно спорит с невидимым собеседником. Портретами Латура восхищается в те годы Дидро. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр).
А для Латура именно в этом заключалась суть задачи портретиста. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. Это нетрудно заметить и в портрете мадемуазель Ферран.
Портретами Латура восхищается в те годы Дидро. Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве.
Таков его Даламбер — блистательный философ и полемист, один из авторов Энциклопедии. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр).
Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» — ок.
Он принимает участие в луврских выставках, возобновленных после 13 летнего перерыва директором Кор. Для ранних его портретов характерны жанровая повествовательность, разнообразие композиционных решений, непринужденные и естественные позы персонажей, экспрессивная мимика. В 1742 году Латур создал одно из лучших своих произведений — Портрет аббата Юбера. В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр).
Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» – ок. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» – 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» – 1761 г., оба – Париж, Лувр). В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране).
С 1724 жил в Париже. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. С 1724 года он обосновался в Париже и начал серьезно работать в области пастели. Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура) Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни.
Вот таким образом такое широкое распространение и получает жанр портрета, особенно «интимного» портрета, основоположником которого и стал Морис Кантен де Латур. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами.
Критики все меньше говорят о нем. В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна). Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» – Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. деятелей, философов, художников, актрис «века Просвещения» (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, Лувр, Париж этюд в Музее Лекюйе). Художник умер, не составив завещания его брат передал городу Сен-Кантен все картины и этюды художника, которые составляют основу музея этого города. В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве.
Современники увидели в этом определенную гражданскую позицию художника. Придавая большое значение психологической характеристике своих моделей, художник признавался: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». «Причисленный» к Кор. В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр).
М. К. де Латур – человек, перенявший от венецианской художницы Розальбы Каррьеры эстафету в важном для изобразительном искусстве деле – в деле расширения изобразительных возможностей пастельных карандашей, распространения рисования одновременно пастелью разной степени мягкости, популяризации пастельной живописи как рода изобразительного искусства, позволяющего выразить трудновыразимое масляными красками. Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая многократные сеансы, вот таким образом слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее. В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 – портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша.
строений, Орри де Виньори. Академии в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру – Жан-Батист Перронно.
Критики все меньше говорят о нем. Так, лицо Мари Фель дано крупным планом, почти фронтально и проработано во всех деталях. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. Ее образ сохранил для нас Морис Кантен де Латур. Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски (Автопортрет – ок.
С таких подготовок Латур начинал свое знакомство с моделью. В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр). И в искусстве, как и в жизни, возрастает интерес к индивидуальности, личности человека. В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 – портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели — в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения (Портрет скульптора Рене Фремена – 1743 г., Париж, Лувр Портрет Шардена – 1761 г., оба – Париж, Лувр). В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране).
В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. С 1750 художник короля. В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – «живописцем короля». В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии).
Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» – Женева, Музей искусства и истории). «Он был портретистом, - пишет Марьет. Что же так трудно выразить масляной техникой. Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами. Однако сам художник писал свое имя раздельно и затем это написание стало общепринятым. Увлеченный химией, геологией, астрономией, поддерживающий филантропическое движение энциклопедистов, он создает гуманитарные проекты, особенно для своего города, куда он возвращается вместе с братом в 1784. н. «preparations» преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты.
Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Королевской академии художеств в 1746 году Латур был избран ее действительным членом. Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (. ) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица – кукольным. строений, Орри де Виньори. Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. Он основывает в Сен-Кантене два фонда, для рожениц и для старых и немощных ремесленников, а также бесплатную школу рисования, продуманную с далекой перспективой эта школа существует и сегодня в здании в стиле XVIII в., построенным для нее Полем Биго в 1928-1931, здесь же хранятся и 93 пастели Латура, эскизы и законченные произведения.
Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же три эскиза пастелью, в перламутровых тонах из которых один поразительно передает преклонный возраст модели – Сен-Кантен, музей Латура) за него было заплачено тысячу луидоров. Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия.
В 1750 Латура назначают советником Кор. (фр.