В 1766 году Морис Кантен де Латур посетил Голландию с целью ближе ознакомиться с творчеством Рембрандта, Рубенса и других фламандских и голландских живописцев. Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour 1704—1788)— французский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами. Морис Кантен де Латур (1704—1788)-выдающийся французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века.
Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. Замечательный физиономист, он обладал редкой способностью запечатлеть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку – то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-любезную, высокомерно-снисходительную или добродушно-благожелательную. К 1740 г., когда были выставлены «Трудолюбивая мать» и «Молитва перед обедом», относится ранняя педагогическая работа Руссо излагающая еще отнюдь не в полемически заостренной форме проекты воспитания «добрых нравов». В 1750 Латура назначают советником Кор. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» – Женева, Музей искусства и истории). В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности.
1736-1737 гг., Париж, Лувр). Портретами Латура восхищается в те годы Дидро. Довольно скоро он обратился к скромным сюжетам. Они имели успех и ввели Шардена в число академиков. Действительно, до нас почти не дошли рисунки Шардена.
Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура) Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни. Может быть, художник преувеличивал — не все его работы столь глубоки и все же эти слова проницательнейшего портретиста, «исповедующего» свою модель, могли бы служить эпиграфом к его творчеству. Что же так трудно выразить масляной техникой. Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна).
Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др. ). Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. Придавая большое значение психологической характеристике своих моделей, художник признавался: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Латуром были исполнены самые известные его произведения.
Ум художник ценил в человеке превыше всего. ЛАТУР, МОРИС КАНТЕН ДЕ (La Tour, Maurice Quentin de) (1704–1788), французский художник, портретист эпохи рококо. В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. Не случайно портрет сына Годфруа более известен под названием «Мальчик с юлой» (1777 Лувр).
И для его формирования сыграли роль навыки монументальной дворцовой школы. Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. деятелей, философов, художников, актрис «века Просвещения» (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, Лувр, Париж этюд в Музее Лекюйе). В молодости Латур уехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша.
В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). Шарден был уже в преклонном возрасте в эти годы возник еще один портретный цикл. Он учился у академика Натуара, но избрал жанр портрета небольших размеров, преимущественно погрудного, реже поясного.
Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. Главная область его творчества — декоративная пластика и особенно портретные бюсты. В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве.
Мимика аббата передает ощущение необычайной подвижности и энергии этого человека. Улыбка в портретах Латура интеллектуальна. В «Молитве перед обедом» три персонажа — мать и две маленькие девочки — связаны несложной будничной ситуацией зритель легко угадывает многие оттенки в спокойной благожелательности матери, непосредственных Эмоциях детей. Современники говорили, что Наттье уподобляет свой жанр историческому, под этим тогда понимали стремление художника к «апофеозу» идеализации, украшению натуры.
Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. (фр. Это «кухонные натюрморты» в духе Кальфа, еще темные по краскам, среди которых преобладают зеленые, оливковые и бурые. Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. В отеле Субиз десюдепорты исполнены в рельефе, не говоря уже о фигурках амуров, вплетенных в лепной орнамент. 94-95. ).
Одна из известнейших работ Бушардона — статуя Амура (1739—1750 Лувр). (La Tour, Maurice Quentin de) (1704-1788), французский художник, портретист эпохи рококо. Луи Токе (1696—1772), последователь Наттье, обладал даром более прозаичным, повествовательным.
Более всего черты стиля рококо проявились в творчестве Жан Батиста Лемуана (1704—1778). «Лицо человека, — писал Дидро, — Это изменчивое полотно, которое волнуется, движется, напрягается, смягчается, окрашивается и тускнеет, повинуясь бесчисленным сменам легких и быстрых дуновений, которые зовутся душой». Нет и явных следов больших поправок рисунка в его живописных произведениях. Академии в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру – Жан-Батист Перронно. В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – "живописцем короля".
Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламандцев, а к более сосредоточенным и углубленным голландским «завтракам». Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. В серии портретов философов, общественных деятелей, художников, актрис утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчёркивая не только социальное положение модели, но и её интеллектуальную активность, богатые оттенки душевных движений (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, автопортрет – оба в Лувре). По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. В 1750 году по велению Людовика XV Морис Кантен де Латур удостоен чести быть первым живописцем короля. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены.
— Собр. Латур, Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5. 9. 1704, Сен-Кантен, Иль-де-Франс, 17. 2. 1788, там же), французский художник писал преимущественно пастелью. Он писал портреты пастелью, это занимало мало времени, совсем не утомляло модели, его портреты находили похожими, они не были дорогими». 1736-1737 гг., Париж, Лувр).
Эти черты проявились и во многих автопортретах Латура. Среди наиболее известных произведений Бушардона — несохранившаяся конная статуя Людовика XV, некогда стоявшая в центре одноименной площади (ныне площади Согласия), а также большой фонтан на парижской улице Гренель (1739—1745). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» – 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» – 1761 г., оба – Париж, Лувр).
Картинам Шардена свойственны тонкая эмоциональность и мягкая задушевность. Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощутить их плоть — например, нежную мякоть и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов («Корзина слив», Салон 1765 г. Париж, частное собрание). Чрез несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца. Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть из следовавших за ним пастелистов. Портретные образы Латура, как правило интеллектуальны.
В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии). В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. Его «Прачки», «Кухарки», появившиеся во второй половине 1730-х гг., отличались от слащавых пасторалей Буше своей скромной поэтичностью, уловленной в повседневной жизни.
Подчёркивая в портретируемых просветленно-лирическое начало, Л. часто изображал обществ. В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 – портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. С 1724 жил в Париже. Судя по многим сообщениям, Латур был человеком твердым и независимым.
В мастерской Каза ему долго пришлось копировать картины учителя. В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов». Дидро, Салон 1765 года. В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же три эскиза пастелью, в перламутровых тонах из которых один поразительно передает преклонный возраст модели – Сен-Кантен, музей Латура) за него было заплачено тысячу луидоров.
Гийом Кусту Старший (1677—1746) выполнил полные энергии и выразительности группы марлийских коней, стоящие сейчас у начала Елисейских полей в Париже. В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения (Портрет скульптора Рене Фремена – 1743 г., Париж, Лувр Портрет Шардена – 1761 г., оба – Париж, Лувр). Латур Морис Кантен Искусство Франции Автопртрет художника, 1751 Музей Пикардии, Амьен Жан-Жак Руссо, 1753 Музей истории и искусства, Женева Латур Морис Кантен де (Maurice Quentin de La Tour) (1704—1788) Великий французский портретист Морис Кантен де Латур, работавший преимущественно пастельными карандашами, родился 5 сентября 1704 года в Сен-Кантене (департамент Эна).
В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). Своеобразны и сюжеты, которые он избирает. К концу 1730-х гг.
В последний раз он выставляется в Салоне в 1773. Лирическая характеристика модели у Шардена сменяется здесь стремлением уловить сложное движение мыслей и чувств в момент их активной жизни: пальцем правой руки аббат Юбер придерживает страницы книги, как бы сопоставляя два места из этого сочинения («Опыты» Монтеня). Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кентен и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников.
Стремление утвердить независимость художника сочеталось в нем с живым интересом к передовой общественной мысли—«Салоны» Дидро хранят многие свидетельства идейной близости живописца и его критика, а письма самого Латура содержат интересные рассуждения об изменчивости натуры, о построении перспективы в портрете, об индивидуализации характеров и соответственно — живописных приемов. Он не был модным придворным живописцем, как Наттье и заказы давались ему нелегко. В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна). В надменном выражении тонких сухих губ, в настороженности взгляда вырисовываются, как бы «просвечивая» сквозь внешний облик, недоверчивость, скепсис и высокомерие.
Свежесть красок и сочность рефлексов Шардена поражают и сейчас, когда его натюрморты висят рядом с работами других мастеров 18 века («Апельсин и серебряный кубок», 1756 Париж, частное собрание). Таков, например, портрет герцогини де Шолин в виде Гебы (1744 Лувр). Тяжелые морщинистые веки прячут проницательный взгляд, улыбка насмешлива.
Таковы луврский «Медный бак» и стокгольмский «Натюрморт с зайцем». И в искусстве, как и в жизни, возрастает интерес к индивидуальности, личности человека. Он намеренно не подчеркивает в облике модели признаков увядания, а как бы следует широко распространенному мнению, что «во Франции нет пожилых женщин». соч., т. VI, М., 1946, стр. Морис Кантен де Латур (фр. В четком объеме фигуры, для которой тесен формат картины, читается твердость осанки. В них нет активного действия, сложной ситуации. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II.
В портретном бюсте молодой девушки из собрания Эрмитажа (Ленинград) изящная асимметрия композиции, мягкость линий, кокетливая грациозность движения — все эти черты дарования Лемуана определяют его роль наиболее типичного портретиста рококо, наделенного лирическим даром и тонкостью восприятия, но не стремящегося раскрыть сложность характера. Однако сам художник писал свое имя раздельно и затем это написание стало общепринятым. Он заставляет сопоставить маску и сущность. Одним из лучших примеров этого является портрет дочери рисовальщика Юкье (пастель, Лувр). Жанровый характер этой композиции сближает ее с аналогичными картинами Шардена.
Душевная мягкость натуры переплетается здесь с очарованием актерского вдохновения. Портрет убеждает нас, что мадемуазель Ферран (к сожалению, кроме имени, о ней ничего неизвестно) была одной из тех женщин, которые первыми прокладывали своим современницам путь к науие. Женские портреты Латура очень различны. Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна). «Он был портретистом, – пишет Марьет.
Жанровые картины Шардена — поэтический рассказ о «добрых нравах» простых людей, о достоинстве их образа жизни. Так, в облике Жюстины Фавар (Сен-Кантен), в ее живой насмешливости, во взгляде, полном смелого лукавства и дерзкого задора, проявляются и черты сценического типа, созданного ею. Он чтил иерархию жанров и, тяготея к интимности портретной характеристики, пользовался и традиционными формами парадной композиции Риго («Мария Лещинская» Лувр). Художник избегал неясных, темных сторон человеческой натуры, тех качеств, которые не озарены светом разума.
Описывая Салон 1747 г., критик Сент-Иен высмеивал эти «забавные апофеозы» престарелых дам. Французский художник, работавший в технике пастели. Манерность и идеализация обусловили успех Наттье при дворе. Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Это Леба, Вилль, Леписье, Кар, Сюрюг, Флипар и другие. н. «preparations» преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты. «Причисленный» к Кор. Взаимоотношения персонажей раскрываются не в каком-либо необычном моменте их жизни, а в спокойно, неторопливо текущих будничных занятиях.
Эти черты отличают и аллегорические фигуры, украшающие фонтан на улице Гренель. Ее образ сохранил для нас Морис Кантен де Латур. Бытовой жанр и натюрморт были тесно связаны в искусстве Шардена. Для Л. характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает «жизнь души» модели в игре мимолётных мимических нюансов. В 1750-е гг. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные штудии, которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью (Автопортрет с указательным пальцем – Женева, Музей искусства и истории).
Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. Работал Латур обычно в техниие пастели (цветные мелки) используя все ее выразительные и цветовые возможности. В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – «живописцем короля». Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту. В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране). Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных».
Его композиции построены на редкость добротно и основательно, например «Рисовальщик» из Стокгольмского музея. Его современник Мариетт прямо говорит об этом. Но образы его по-своему поэтичны: не случайно он был склонен к изображению детей и женщин. В творчестве этого мастера определяются новые художественные приемы. Ему позировали Вольтер, Руссо, Д39Аламбер, король Людовик XV, маркиза Помпадур, художники, актрисы, общественные деятели эпохи Просвещения.
Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. Художники рококо Жан Марк Наттье (1685—1766), Друэ и другие в своих картинах украшали придворных дам атрибутами античных богинь. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Королевской академии художеств в 1746 году Латур был избран ее действительным членом. Критики все меньше говорят о нем. Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами.
В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. С 1750 художник короля. Неправильные черты лица Юбера проникнуты интеллектуальной силой. В отличие от таких портретистов, как Наттье, Латур не только избегал «украшения» модели, но и обнажал ее своеобразие. Его искусство созерцательно, в нем нет сложных, драматических жизненных проблем. Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour).
В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр). Более того, внутренний мир портретируемого с особенной яркостью раскрывается в тончайшей психологической выразительности улыбки, поистине озаряющей лицо. Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (. ) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица – кукольным. Жан Батист Симеон Шарден (1699 —1779) учился у академических мастеров (Пьер Жак Каз, Ноэль Никола Куапель, Жан Батист Ванлоо). Он освобождается от тяжеловесности форм и пышности драпировок, характерных для позднего версальского классицизма и овладевает лирической темой изяществом движений, нежностью светотеневых переходов, музыкальностью гибких линий.
Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» – Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Таков портрет жены художника (1775 Лувр). строений, Орри де Виньори. Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности.
В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр). Вот таким образом такое широкое распространение и получает жанр портрета, особенно «интимного» портрета, основоположником которого и стал Морис Кантен де Латур. Один из лучших — этюд портрета актрисы Мари Фель (Сен Кантен, Музей Латура сам портрет, выставлявшийся в Салоне 1757 г., не дошел до нас).
в бытовом жанре Шардена становятся сложнее сюжетные замыслы, заметнее нравственные ноты. В Салоне 1742 г. он выставил портрет аббата Юбера (Женева, Музей). Эдм Бушардон (1698—1762), ученик Кусту, тоже работал в Версале.
Это нетрудно заметить и в портрете мадемуазель Ферран. Приятная манера исполнения камерных пастельных портретов, отличавшихся достоверным сходством, вскоре сделала художника популярным. В произведениях Шардена живописная поверхность как бы соткана из мельчайших мазков в зрелый период творчества мазки шире и свободнее, хотя в них всегда чувствуется сдержанность спокойной и вдумчивой натуры художника. К этому нужно добавить имена многих граверов, выдвинувшихся под влиянием его искусства.
Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» – ок. Через несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре. Она представлена в роли из оперы Рамо «Зороастр», вот таким образом ее украшает легкий голубой тюрбан с золотой лентой и алыми и белыми цветами.
Почти все жанровые картины этих лет изображают сцены воспитания: «Гувернантка» (Вена), две парные композиции, выставленные в Салоне 1740 года, — «Трудолюбивая мать» и «Молитва перед обедом» (обе в Лувре). Его портреты естественнее и проще. Он представляет собой большую архитектурно-скульптурную композицию, похожую на фасад дома. Ученый аббат склонился над фолиантом. Творческие искания живописца перекликались с размышлениями просветителей. Для живописца третьего сословия натюрморт был глубоко содержательным жанром искусства. «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775 Лувр) представляет самого Шардена в домашней одежде.
Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Если раньше в женщине прежде всего ценили внешнюю привлекательность изящество, грацию (вспомните портреты Перроно), то теперь куда важнее, чтобы она была умна, начитанна, способна и серьезным н самостоятельным суждениям, приобщена к наукам. Особую важность для зрелого творчества Л. приобретают этюды лица (т. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы (- Стокгольм, национальный музей – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе).
Еще в годы юности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта, а в 1728 г. на «выставке молодежи», устраивавшейся время от времени на одной из главных парижских площадей (площадь Дофина), он показал две композиции — «Буфет» и «Скат» (Лувр). В 1770-е гг. В этих произведениях кристаллизуется тип человека третьего сословия.