Она очень потемнела из-за того что Леонардо рисовал специфическими и быстропортищемися красками. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже.
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». () Джоконда— не портрет. С помощью этой фотокамеры Коте удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза», а также увидеть записанные элементы, реставрацию и попытки консервации полотна – вплоть до идентификации отдельных использованных да Винчи пигментов. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Но она ли на картине.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. О матери Леонардо почти ничего не известно.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17.
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Vincenzo Peruggia). Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Через два года в Италии картина была найдена. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Как выглядит «Мона Лиза».
Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. Мне показалась такая реакция странной.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Морщины были ее безошибочным паспортом. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Никто не говорит, не сыпятся шутки, не читаются никакие письма, не надо обедать, нянчиться с младенцами, гладить котят: в чем же причина. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Она расположилась на фоне пейзажа. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Голова слегка повёрнута9.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Но это уже другая история. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена20. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
Девушку звали Мона Лиза. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. В ХХ ст.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»1. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)18. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение. для картины такого уровня это много.
Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. 3.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику — мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо.
Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Vincenzo Peruggia). По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными18.
Увлечение всей жизни — изучение картины «Мона Лиза» и вопросов ее консервации — привело его к изобретению передовой 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры использующей запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины и виртуального снятия одного за другим слоев наложенного за века лака. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Нам не известно. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел Джоконду в мастерской да Винчи. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Она сберегается в Лувре. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
А само изображение покрывает толстая броня. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. На известном всем портрете колонны отсутствуют. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Родился в семье нотариуса. Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. И кстати она у него очень хорошо вышла. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Ейо автор замичатильный человек Леонардо да-Винчи, который нарисовал очень много хороших и красивых и самое главное очень дорогих. Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. От по своему привязался к этой картине. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Мона Лиза улыбается, но почему.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
Он сделал набросок портрета. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»). В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. 21 августа 1911 года картина была похищена19 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики21. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Картина написана маслом на доске из тополя.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
4. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок.
Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Современные художники до её порчи всеже успели её оценить, но наверно художники следующего века врятли.
По мнению художника, поместить Мону Лизу в экран монитора, а точнее, в квадрат окна операционной системы Windows, требует само время – нынешний человек чаще смотрит в окошко Windows, чем в обычное окно. На известном всем портрете колонны отсутствуют. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение.
Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»15. 7. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие.
Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1.