Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля. Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. Являясь ярким представителем большого стиля европейского искусства, Муха сумел создать свой неповторимый, замысловатый и легкий модерн.
Альфонс Муха — чешско-моравскийживописец, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Альфонс Муха – один из наиболее очаровательных художников стиля модерн. Альфонс Мария Муха не был самым талантливым или самым необычным художником модерна. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн).
Он свершает серию поездок по разным славянским странам, в том числе посещает и Россию. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда – как к изобразительному искусству, так и к музыке. За заработком ездит в США — там ему удает-ч хоть как-то заработать. Проявилась способность творца, готового преобразовывать, декоративно трактовать натуру.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Афиша стала революционной.
Это платье очень оригинальное, оно придает девушке грациозности. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Первым крупным заказом в этой области стало иллюстрирование многотомника История Германии 1892 года. Этот плакат — манифест ар нуво, который можно увидеть на московской выставке, — произвел настоящую сенсацию, а «божественная Сара» настолько увлеклась сдержанным новаторством художника, что подписала с ним долгосрочный контракт на оформление декораций, создание ее сценических костюмов и ювелирных украшений.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Экспонировать эти работы всегда было трудно — Чехия толком не знала, где их разместить. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». И именно в России культурные обычаи меньше всего вобрали в себя чуждые этнические элементы.
Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах игральных картах. Картины и календари, шелковые панно и эстампы мастера украшали светские салоны и залы лучших ресторанов.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после – графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа – Эммы) в городе Грушовани. В настоящее время она живет в Чехии.
Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. 1893 год.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Alfons Maria Mucha) – известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). У неё две дочери.
Смотря на эту картину, кажется, что это платье словно находиться отдельно от женщины. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные.
Но судьба благосклонна к гению. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником. Но мысли его отныне направлены на одно — создать нетленный монумент во славу отечества.
«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Альфонс Муха (чеш. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Техника создания – масло и яичная темпера. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Осужденный за «буржуазность» и вульгарность стиль «прекрасной эпохи» и творчество одного из главных его идеологов были надолго забыты. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. До семнадцати лет Альфонс обучался в Славянской гимназии в Брно.
Приведем краткое описание картины. К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна дАрк». Укрощала самых злобных критиков и умела расположить к себе врагов. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
К тому он задумал грандиозный цикл эпических картин на темы из истории славян и сразу же по возвращении в Чехию взялся за работу. Зачисляют юного художника сразу на третий курс.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Однако мнение это, конечно же, разделили не все. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. В 1914 году он создал полотно под названием Отмена крепостного права в России.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Альфонс Муха (Мюша – на французский лад) был его ярким представителем и, как выразитель эстетических вкусов эпохи, стал его хроникером. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин.
По-видимому, сам Муха просто честно зарабатывал на плакатах деньги и имя, не считая их изготовление серьезным искусством. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Во Франции художника называли Мюша.
Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Серия состоит из двадцати работ.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В результате Муха остается без средств и с неоконченным образованием. От заказов не было отбоя. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Его утонченная графическая манера хорошо знакома тем, кто покупает конфеты в коробке с томной дамой на крышке.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Работая над серией, художник обратился к России. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
В 1910 Альфонс Муха вернулся на родину и задумался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Преодолев ортодоксальность академизма, он сохранил верность ему. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Появление на улицах Парижа театральной афиши к постановке спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар сделало знаменитым неизвестного чешского художника в один день, ошеломив парижскую публику и заставив говорить и писать о нем все столичные издания. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
С приобретением новых поклонников в конце XX века, он разошелся чудовищными тиражами. Плакатов, афиш и зарисовок всяких зеркал, шкафов, трюмо и кроватей на выставке представлено столь много, что, как бы прекрасны они не были иэ-за похожести и однотипности все это «парижское наследство» Мухи начинает казаться «трешем». Создаётся впечатление, что в своём одухотворении представительницы слабого пола, рожденные кистью художника, парят в облаках и о существовании мирской суеты им невдомёк. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Он создавал массу эскизов, которые немедленно шли в дело.
Выраженные в искусстве, эти добродетели должны были способствовать гармонизации отношений между людьми – ведь красота представлялась теперь не чем-то отвлеченным, красота стала синонимом истины. Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами. Поездка в 1913 году в Россию помогла Мухе понять суть русского народа, его страдания. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Здесь он оформляет интерьер замка графа и декорирует его парадную резиденцию под Веной. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Популярность Мухи была невероятно высока. В первые годы пребывания во Франции Муха исполнял заказы по оформлению журналов, книг, образцов прикладной графики – меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. Это было довольно прибыльным делом. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Жить в апартаментах «от Мухи» считалось писком моды. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного.
В 1906 году мастер женится на Марии.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Элегантные виньетки Мухи можно увидеть в пабах и ресторанах всего мира. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных. Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В ту пору он заинтересовался историей славян.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Хитилова была соотечественницей Мухи. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия).
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
В итоге «Славянский эпос» осел в замке Моравски-Крумлов и является местной достопримечатепьностью. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее.
В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Однако пражские академики, рассмотрев рисунки будущего художника, отказали в зачислении. Причина, разумеется, не в размере.
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре.
Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. От заказов не было отбоя. Сотрудничество с театром принесло Мухе известность и успех. И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. От того, что здесь его называют Мюша. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин – «Славянской эпопеей». После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Был 1894 год. Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Он прожил здесь два года и уехал покорять Париж.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Вместе с семьей он возвращается в Чехию, где получает безденежные, но желанные заказы от государства и с рвением принимается их выполнять. Альфонса Муха был прекрасным художником-декоративистом. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. От заказов не было отбоя.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Декоративные панно «Времена года» были для Мухи первым проектом серийных листов для украшения интерьера.
Однако это не сломило художника. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже.
По завершении обучения, отец Альфонса отправил письменное обращение в Пражскую Академию художеств. Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения.
Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Царивший два последних десятилетия XIXвека в Европе и Америке он был «изобретен» под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов.
Родитель просил принять сына на обучение. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства». Ее влияние на мировоззрение и формирование Мухи трудно переоценить. Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса» и «После Грюнвальдского сражения» и «Отмена крепостного права на Руси».
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Дело в том, что небольшие выставки, посвященные творчеству чешского художника, в Европе случаются регулярно (почти всегда что-то выставляется в Чехии сверх постоянной экспозиции в государственных музеях), но, во-первых, они редко доезжают до Германии, где в Мюнхене Муха недолго жил и работал и, во-вторых, обычно на этих выставках показывают какой-то один аспект его творчества так что данная выставка, которую можно назвать «весь Муха, вызвала небывалый ажиотаж. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
В 1889 году Альфонса Муху ждет новый поворот судьбы. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
В Художественной галерее Гипо-Культурштифтунга в Мюнхене сделала последнюю остановку гигантская выставка работ Альфонса Мухи (1860- 1939). Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Он попробовал себя во многих областях – был живописцем, монументалистом, театральным художником иллюстратором и скульптором, ювелиром и плакатистом и вошел в историю как один из создателей Ар нуво (буквально – «новое искусство») иногда справедливо упоминаемого как «стиль Мухи». Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Для Альфонса Мухи главное – это показать орнамент, мотив природы. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В 1885 году Муха поехал подучиться в Мюнхен, чтобы не слытъ самоучкой. Муха остался без средств к существованию. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Близится Рождество. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). И что же.
В настоящее время она живет в Чехии. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Петра и Павла в соседнем городе Брно.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Это позволило ему обучаться в гимназии.
Будущего художника отказ в обучении не остановил, он продолжил двигаться к поставленной цели. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Главными героями его картин были женщины.
И это совсем другой Муха — не тот, что крутил роман с Бернар и малевал задники в сцене. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. В это время Муха создавал плакаты и афиши, занимался книжной графикой.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»).
В это время Муха стал очень известен. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую и фирма обанкротилась. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
И в этой картине он смело передает мечтательность девушки через мотивы цветов. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Но на этом сказка закончилась. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
А вот сделанная специально для выставочного тура реконструкция павильона Боснии и Герцеговины (1900) для Всемирной выставки в Париже на треш не похожа. Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Является единственным официальным музеем художника. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение ар-нуво. В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. Появилось понятие «LaFemmeMuchas»: прелестные нимфы, видения «из мира снов и грез», радующие взор нежностью и грацией, со струящимися локонами распущенных волос, являлись образцом идеальной красоты для целого поколения, объектом мужского поклонения. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Готовности художника поклонятся культу Дамы, девы-ангела, феи, демонической женщины, принцессы Грезы был найден идеальный объект: в одном лице отражались все образы, отвечающие умонастроениям и моде тех лет. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909).
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования.
А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Его кумиром был художник академического направления Ганс Макарт. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши.
На момент создания афиши, Саре Бернар было сорок девять лет, однако художник представил ее в виде чарующей рыжеволосой красавицы Жисмонды. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Муха умер с кистью в руках, заканчивая очередное «историческое» панно. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В жанровых картинах Альфонса Мухи сказывалось «академическое» воспитание – он был обречен на фатальную натуралистичность живописи.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца.
В старинном чешском городке Иванчице, 24 июля 1860 года родился Альфонс Мария Муха. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Как это выглядело. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Пожар унес немало жизней и уничтожил декорационную мастерскую, в которой работал Муха.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Количество заказов художнику росло с невероятной быстротой, а популярность его творчества была такова, что почти сразу же заговорили о «феномене Мухи». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Это был важный этап в его жизни, когда Муха из одаренного и подающего надежды молодого энтузиаста превратился в профессионального художника.
При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. За это время художник выработал свой стиль, который ни с кем не спутаешь.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. В 1902 году Муха выпустил книгу рисунков Декоративные документы.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Также мне очень нравиться какое красивое платье он надел на девушку. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Великая актриса была очарована работой. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ).
Актрисе так понравилась работа, что она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Альфонс Мариа Муха (чеш. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Муха остался без средств к существованию.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби».
Интересна история внучки Мухи. Огромные и величественные полотна Славянской эпопеи художник создал в средневековом замке Збирог, что в Чехии. Сгорел венский Рингтеатр. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
С Мухой встречают Новый год, вешая на стену новый календарь с танцующими полуобнаженными красотками. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
От заказов не было отбоя. Произведения дышат спокойствием и негой. Покровитель художника, граф Куэн-Беласси, сообщает ему о возникших финансовых трудностях. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок и даже вариант государственного герба. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Ничего подобного до Мухи никто не делал. Альфонс Муха — самый известный из художников стиля ар нуво.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Поскольку именно в ней преобладало славянское население. В результате актриса заключила контракт с Мухой на шесть лет. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. В «Жисмонде» проявилось иное ощущение формы – обобщенней, ярче, убедительней. Два года проучился там Муха, а затем перебрался в Париж, чтобы продолжить образование в Академии Жюльена. Возможно, причина в том, что где-то здесь родилась его первая юношеская любовь, в память о которой Муха назовет свою дочь Ярославой.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В занятиях рукописными упражнениями, с декоративными росчерками и завитками заглавных литер, он отшлифовал свою удивительную линию, живую и выразительную.
Она уже побывала в венском Бельведере и Музее Фабра в Монпелье. Сухой натурализм преобразован им в ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена: «Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело». Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин – «La Femme Muchas». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
Он изменил до неузнаваемости характер «развлекательных листов» с карикатурным рисунком, раскрашенным яркими локальными цветами, придав классическую весомость «легкому жанру». С семнадцати лет начались первые шаги Мухи в искусстве. Заказов было море.
Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Интересна история внучки Мухи. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк».
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Идеальные образы изображенные на картинах мастера, были собирательными. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. С 1904 по 1913 гг.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В работах Макарта Мyxy интересовал прежде всего формат.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира.
Художник иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Вслед за другими именитыми родоначальниками ар нуво Муха настаивал на демократичности искусства, задача которого украшать повседневность, а не отсиживаться в «башне из слоновой кости», ублажая тонкий вкус узкого круга эстетов. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
У неё две дочери. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Полоса неудач длилась пять лет. В представлении принимала участие Сара Бернар.
Он согласился. Все, что касалось любиимых славян, Муха делал очень тщательно. Позже у них рождаются две дочери и сын.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса.
Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. Просто они красивы неземной красотой. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Мастеровитый художник слишком благоговейно относился к «школе» используя ее приемы. Художник моментально становится знаменитым. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.