В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. 169.
Илл. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
159. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Сравнивая статуи Капеллы Медичи с более ранними произведениями мастера, бросается в глаза изменение пропорций фигуры: они сделались более вытянутыми, конечности стали более тонкими, головы несколько уменьшились в размере. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. 185, 186. Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов.
Илл. Высота: 174 см. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
110, 112. е. уважением классической традиции). Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.
150. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Мрамор.
Пока он точными ударами обтесывал мрамор, мысль скульптора возвращалась к образу этого ворчливого и раздражительного старика в белом, сидевшего рядом с ним на табурете. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Илл. Моисей восседает в торжественной позе. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
23, 24. Илл. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Здесь все построено на контрастах. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. 37. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти».
Они утратили волю. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Илл. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Илл.
25, 26. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Удалось убедить Микеланджело зайти в дом и усадить в кресло у огня.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Теперь она находится в базилике святого Петра. Илл. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа. Илл. Мастер объединяет в одном аспекте самые противоречивые мотивы движения, неизменно выбирая ту точку зрения, которая для данной фигуры и для данного характера является наиболее выигрышной. 3, 4.
Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Недаром они украшали пилястры. Все обнаженные фигуры безжалостно изгнаны, женские гермы заменены мужскими и притом тщательно облаченными в одеяния. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
155. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Такая композиция, полностью лишенная малейшего намека на декоративность, выглядела бы на стене слишком скупой и пуританской. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Илл.
В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. Илл. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Но, как сообщает нам Челлини, когда Микеланджело ощущал недостаточность маленьких моделей, то он приступал с величайшим смирением к выполнению моделей в размер мрамора. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида».
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. В борьбу включился и Микеланджело. Илл. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
162. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Но как раз этого не произошло.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Они падают на последний период жизни мастера, когда после смерти Антонио да Сангалло Микеланджело был назначен в 1546 году главным архитектором собора св. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта.
Галерея Уффици. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. 106, 113. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Поверхность мрамора тщательно отполирована, все детали отделаны с высочайшей степенью законченности, равную которой мы найдем лишь в скульптурах Бернини. Сегодня она находится в Лувре. 161.
Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. 136.
Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее.
151. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело.
То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга. Илл. Илл.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. 33, 34. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. 16.
Из этого противоречия между глубоко пессимистическим замыслом и во многом сохранившим былой сенсуализм художественным языком рождается трагизм совсем особого рода. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Учитывая реальную общественную ситуацию, сложившуюся в Италии к середине XVI века, а также преклонный возраст художника, можно сказать, что перед Микеланджело открывалось, строго говоря, лишь два пути: либо примкнуть к контрреформационному движению и полностью в нем раствориться, либо встать на путь личных религиозных исканий, окрашенных в мистические тона и чуждых узкого конфессионализма. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Илл. Петра. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Он побежден. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Илл. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). 86-88. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Папская область находилась в эти годы в относительно благополучном положении, так как ловко лавировавший между французами и испанцами Юлий II сумел расширить ее границы и даже поднять ее авторитет. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. ок. Илл. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Таким представил его и Микеланджело.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. 1501-1504. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.
«Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Илл.
При этом движение лишено всякой скованности. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Илл. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия.
Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Все это придает его архитектуре величественный характер. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Ему нравились хрупкие изящные формы, сложные мотивы движения, утонченная линейная стилизация. Он даже не дотрагивается до нее.
174. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. 158, 159. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке.
Илл. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Зато вид группы справа мало удачен. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Илл. 175, 176. Этот момент Микеланджело трактует как грандиозную космическую катастрофу, в которой мало что осталось от традиционного церковного понимания данной темы. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Пропорции этой фигуры более стройные. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром.
Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Мрамор. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Все остальные архитектурные работы Микеланджело, отличающиеся наибольшей зрелостью, связаны уже с Римом.
Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Пьета. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). 13, 14, 15.
Давид. Карниз Микеланджело трактует не как прикрывающую здание крышку, а как органическую составную часть стены. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной. На самом же деле между ними лежала бездна. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Высота: 277 см. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Ее величественная, монументальная фигура полна эпического спокойствия, ложащийся мягкими складками плащ великолепно выявляет пластическую мощь фигуры, невольно заставляющую вспомнить о сивиллах Сикстинской капеллы. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. 10, 11, 12. В действительности оно так и получилось. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
36. Друга его уровня» 145. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Созванный в 1545 году Тридентский собор привел к полной победе крайних экстремистских группировок, возглавляемых кардиналом Караффа и иезуитами. Петра (Музео Петриано). И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Круглый мраморный барельеф изображает сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Художник охотно принял это предложение. Илл. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Илл.
Мне плохо и нигде я не нахожу ни малейшего покоя». В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Диаметр: 69 см. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. 2. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Микеланджело был живописцем, скульптором, архитектором, поэтом и военным инженером, по силе своего гения он занимает место среди величайших мастеров Возрождения. ботинках». Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Илл. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Возможно, единственного друга. Илл.
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Он должен думать о смерти.
Илл. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида. Илл. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Илл. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Чтобы вернее донести до читателя тайны работы с камнем, писатель берет в руки молот и резец и овладевает мастерством каменотеса. 134.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Илл. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Это тондо было написано на рубеже 1503-1504 годов для знатного флорентинца Дони, от которого оно и получило свое название. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». 7, 8. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Этот проект существовал в нескольких вариантах. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. 1521-1534. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 174. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Если вспомнить, что для каждой фигуры художник делал множество набросков и этюдов, а затем и картон, то станет ясным грандиозный масштаб этой работы, которая была под силу лишь гению.
21, 22. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 119, 111. Тело от начала и до конца пребывает в движении иначе говоря, оно не имеет устойчивых пропорций. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
По-видимому, это была статуя Вакха. Флоренция. Илл. Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. И этой же цели служит цвет. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Она напоминает мощную лавину. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Таким образом двор терял свой замкнутый характер, каким он, как правило, обладал в ренессансных палаццо и превращался в одно из звеньев сложной архитектурной композиции, в которой господствовала продольная ось с динамичным разворотом пространства вглубь.
126. Тут столкнулись два сильных характера. 48-55. 1498-1499. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
Илл. Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Договор согласовали в августе следующего года. Илл. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Он стал уже высекать статую св. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Столь же статуарны и фигуры юношей на втором плане, навеянные Микеланджело известным тондо Синьорелли в Уффици. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Илл. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. В Сикстинской капелле бывали и бурные сцены, крики, проклятия, удары палкой.
В понимании человеческой фигуры Микеланджело занимал уже иные позиции, нежели кваттрочентисты. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Вот человек поистине одержимый гением. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Новоявленный Брут прославлялся на все лады, в связи с чем друг Микеланджело Донато Джаннотти обратился к скульптору с просьбой создать бюст Брута для кардинала Ридольфи. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). 164. 170.
Возрождение. К тому же принадлежавшие Микеланджело земли были расположены вокруг Флоренции, а секвестр на собственность был в те времена широко распространенным орудием политической борьбы. 146-148. Недаром его любимым материалом была бронза.
Мрамор. 135, 139. Высота: 410 см.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Илл. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
46. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. По-видимому именно об этом думал Гераклит, написавший следующие замечательные слова: Борьба есть правда мира, отец и царь всех вещей противодействующее укрепляет друг друга, расходящееся идет совместно на противоположном напряжении основана гармония мира, подобно лире и луку. Илл.
Учитывая будущее местоположение скульптурной группы, предназначенной для украшения капеллы, где она должна была стоять около стены, Микеланджело подчинил всю композицию ее фронтальному аспекту. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. 160. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Илл.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Микеланджело именовал их как «ignudi». Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.
122-125. Что смерть, что время здесьне побеждает. Этот жест символизирует молчание.
114, 115. Илл. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Действительность не оправдала их надежд. 1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены). Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
130. Илл. 166, 167. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. По-видимому, сам Микеланджело понимал, что подражание его позднему творчеству было гибельно для художников. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Это был понедельник масленичной недели.
выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Частично уцелевшие рисунки Микеланджело и хранящаяся в Каза Буонарроти деревянная модель позволяют восстановить замысел мастера. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
В ангеле Микеланджело всё динамично. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. 89-91. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
И результаты были самыми плачевными. Илл. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. 116-119. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Вместо этого в1508г. Когда ему было всего четырнадцать, отец уговорил Гирландайо оплатить за обучение работой у него Микеланджело как художника, что было весьма необычным для того времени. С завершением Давида пришёл другой заказ.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Этот овал, как свидетельствует гравюра Дюперака, должен был быть заполнен расходившимися из центра лепестками, которые, пересекая друг друга, образовывали динамичный узор, создававший иллюзию расширения овала.
79, 142. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Второй этаж двора должен был иметь лоджию, откуда открывался великолепный вид на сад и Тибр. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
И здесь бог изображен в активном действии. Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие. Петра. По словам Варки, он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
80. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Атлант. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
109-112, 116-119. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Возмущенные римляне заклеймили Даниэле презрительной кличкой исподнишник, которая преследовала его как тень, до конца жизни. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. 171.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. 99, 101, 102. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). В 1520 году работу внезапно прервали, до достижения какого-либо реального прогресса из-за нехватки финансовых средств у его покровителя. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл.
17, 18, 19, 20. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Илл. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Он поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме, что тот и делал в продолжение четырех лет, в то самое время, когда Рафаэль расписывал Ватиканские станцы. Размеры будущей росписи превышали 600 кв. м.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Илл. Илл. 47. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Илл.
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Петра. Это были тяжелые годы. Кроме того, Юлий II скоро охладел к проекту, ему сказали, что это дурная примета – готовить себе при жизни гробницу. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Илл. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Илл. Илл. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Таков, несомненно, был его основной замысел. Это решение, по-видимому, показалось заказчику слишком необычным и его заменили довольно ординарным обрамлением, в котором ничего не осталось от столь ценимого мастером рельефа.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Пейзаж пустынен и гол. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру.
В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца.
155, 156. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Илл. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Но их неизменно отличает изумительная глубина мысли, для выражения которой Микеланджело находит нужные слова, простые и сильные и в то же время звучащие совсем по-новому. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
С обычным для него искусством развертывает Микеланджело фигуру в пространстве, заменяя прямую ось слегка изогнутой, что позволило ему полностью выявить богатую пластическую жизнь тела. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Его гений искал более широкого поля деятельности. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Петра со стороны апсид.
86-91. Массу он воспринимал как органическую форму, способную быть вылепленной либо изваянной, форму, порождающую симфонию света и тени. Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. «Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Илл. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин».
Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Креститель протягивает щегленка сидящему на коленях Марии Христу, который резко отпрянул в сторону.
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Диаметр 120 см. В его центре находятся девять сцен из Книги Бытия, разделённых на три группы: Божье сотворение Земли Божье сотворение рода человеческого и его падение, отвернувшись от Божьей благодати и, наконец, Сущность человечества в лице Ноя и его семьи.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Илл. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.
По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Он победил. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
Илл. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Это, конечно, не так. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Ева послушно следует слову творца. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Слева мы видим райский сад. По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками». Стихи, относящиеся к более раннему времени, немногочисленны и далеко не всегда оригинальны.
Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное. Его рука сгибается к плечу. Илл. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Илл. Это человек действия (vir activus). Он действует только словом. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. 183. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).
При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла.
Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. «Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. Илл.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».
В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
182, 187, 188, 189. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Илл.
Илл. 167. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
140, 141. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Но все усилия напрасны.
(Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» -- настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. Он окружен святыми, среди которых Святой Варфоломей держит свисающую содранную кожу, принимающий подобие Микеланджело.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Он избегает детализированной характеристики места. Например, деревянная модель собора св. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял.
И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл. 97, 98. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
81-84. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Фигура погружается в сон. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
Илл. 39. Илл.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
Вазари пишет: безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники ибо он сорвал путы и оковы, в которых шли они проторенной дорогой новизною прекрасных карнизов, капителей и баз, дверей, табернаклей и гробниц он добился полного отличия от того, что по измерениям, ордерам и пропорциям Витрувия и античности делали люди, не желая ничего к ним прибавить. Но роспись обладает и другим аспектом. Илл.
38. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. ок.
За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. 184.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Он вернулся к работе у Медичи. В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры.
Микеланджело игнорировал обычные художественные традиции в изображении Иисуса и показал его юным, без бороды и обнажённым, с массивным, мускулистым телом. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Дерево, масло. Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей, – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Тем самым ей отводится центральное место.
Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью. И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело. Хотя Микеланджело отдал известную дань обоим этим направлениям, в лучших своих стихах он подымается на такие поэтические высоты, которые были не по плечу его современникам. 1530.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. 5, 6. Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением.
75-78. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Этому его научила скульптура. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. 32. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. «Разумеется, Юлий II был авторитарным и тираничным они часто ссорились, но это был гениальный человек и он имел право приказывать. Италия.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Илл.
92, 93, 94. Папский двор впервые становится крупнейшим культурным очагом Возрождения, где античное наследие не противопоставляется христианству, а, наоборот, широко им усваивается. Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры.
Особенно выразительна правая фигура. Этот зал оформлен в брунеллескиевских традициях, поскольку и пилястры и обрамления окон даны плоскими и тем самым тяготеют к стене, ни в какой мере не отягощая ее. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Они исходят из предпосылки, будто Микеланджело иллюстрировал своим творением какие-то развернутые идеологические программы, либо конкретные литературные произведения. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела.
А называется роман «Муки и радости». Илл. Илл. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). И тогда полностью раскрываются ее красоты. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Мрамор. 131, 132. Иной характер и иной темперамент воплощены в фигуре Джулиано, также лишенной и намека на портретную трактовку.
Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. С необычайной свободой обрабатывает он мрамор, то оставляя его сырым, то доводя поверхность до последней стадии завершения. Илл.
Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. 41. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Известно, что, работая над росписью, Микеланджело лепил из глины фигурки и, поворачивая их в разные стороны, выбирал ту точку зрения, которая представлялась ему наиболее интересной для изображения на плоскости. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Илл. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
56-71). Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. В этих стансах он прославляет простую, здоровую жизнь крестьян, не скрывающих своих чувств, не прибегающих к запорам от воров, никому не завидующих, не заботящихся о богатстве, не чревоугодничающих. 145. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Статуя осталась незаконченной. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Три года скульптор работал над статуей. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Илл. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. 109, 111.
Изображение имеет необычайно сложный рельеф которым, показывает большое количество фигур, участвующих в энергичной борьбе. В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Он трудился как каторжный. Р.
Фигуры Христа и выглядывающего из-за правого плеча Марии Крестителя даны в более низком рельефе. 107, 108. И это понимает только один человек – апостол Петр. И здесь его постигает страшный удар.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Но какой ценой. Практическую работу по перестройке собора мастер начал с укрепления оставшихся в наследство от Браманте четырех подкупольных столбов.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Илл. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. 149.
Этот разрыв сказался и в широком использовании на фасаде скульптуры, вследствие чего фасад приобретал совсем не свойственную церковным зданиям XV века монументальность.
В сложном винтообразном движении тела, в предельном напряжении всех мускулов, в выражении лица -- стремление к свободе. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Он создал гениальные, произведения. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Вазари прямо пишет:. Илл. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Высота: 226 см. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
173. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.