Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Март. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. В 1520 году, после бесполезных войн, папа вынужден был отказаться от строительства фасада и, в свой черед, поручил Микеланджело воздвигнуть рядом с Сан Лоренцо Капеллу Медичи, а в 1524 году заказал соорудить Библиотеку Лауренциана.
Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма41.
В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша.
Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия.
Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Они распадаются на три триады. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Каждая из них – пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Микеланджело начал роспись потолка 10 мая 1508 года. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV.
Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Но Микеланджело справился со всем. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. В то время, пока он спит, Ева, увидевшая Создателя, молитвенно возводит к нему руки, чтобы принять его благословение.
Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Петра. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40, 5 м и шириной 14 м. Высота капеллы — 20 метров. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими коринфскими пилястрами с нишами и окнами между ними. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, – природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Мертвое тело Христа держит св.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Почему. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев. Художник Пьерматтео дЭмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звёздами, подобно своду падуанской Капеллы дель Арена, расписанной Джотто. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Однако папа оставался непреклонным. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Многочисленные фигуры обрамляют сцены из Книги Бытия. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. 5.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда).
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. В отличие от Пьеты собора св. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Микеланджело принял вызов. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Первая связана с сотворением мира. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
И именно этот процесс – причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом и духом. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Изображение Евы столь прекрасно, что его принято считать самым лучшим женским образом, созданным великим итальянским художником и скульптором. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках — апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59.
Папа Юлий II умер в 1513 на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика.
Именно это и придает голове силу, потребную для того, чтобы не без труда занять положение в фас, когда из противоборствующих друг с другом направлений возникает вертикаль. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй — «Сотворением Евы». Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя. Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно8 и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство9. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь.
Он был знаком с ранними, вдохновлёнными гуманизмом, скульптурными работами, такими как бронзовый Давид Донателло, своеобразным ответом которому стал мраморный Давид Микеланджело, установленный на торговой площади у Палаццо Веккьо, дома совета Флоренции. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение.
Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин — пророков и сивилл. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. У левой ноги Христа находится фигура св.
Третьей — испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Большие паруса поддерживают свод. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло».
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. Ок. Папа был доволен. Лицо на снятой коже св.
В 1506 возник еще один проект – фрески потолка Сикстинской капеллы. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола сам Лоренцо был прекрасным поэтом. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).
На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств. Большие паруса поддерживают свод.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Давид, 1501 – 1504. В начале молитвы св. Вместе с контрастом света и тени движение двух фигур в противоположном направлении усиливает динамическое напряжение.
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. Неясно имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Разметавшиеся пряди густой бороды, развевающийся плащ и широкий размах рук все это также подчеркивает быстроту движения. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества — Книгу Бытия.
Все это – расплата за шедевр. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Работа продолжалась до 1512 года при минимальном участии помощников. Моисей. Она прекрасна в своей скромности и женственности. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира — ante legem (до дарования закона Моисея). Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Магдалины).
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
1515.
На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Интонако, слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски из-за повышенной влажности стал покрываться плесенью. IX, ст. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Варфоломея – автопортрет художника. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Он был сыном мелкого чиновника. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
Петра). Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Мраморный барельеф. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене.
Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым).
Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад его взгляд обращен на чашу с вином.
Судьба художника Тоскана. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый — светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Группа реставраторов состояла из двенадцати специалистов, в числе которых были: Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Росси, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и другие. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Никаких других персонажей на картине нет. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Образ Давида был традиционен во Флоренции. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Костюмы вообще идеальны. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Высота капеллы— 20 метров. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Тема первой группы изображений — создание Богом Небес и Земли. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Высота капеллы— 20 метров. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62.
И для того были веские причины.
Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Работать приходилось на грани физических возможностей. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта, который делит пространство на сакральное и мирское. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело.
Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись». Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534.
Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Микеланджело. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Так одним предложением можно описать фреску. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма.
Большие паруса поддерживают свод. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
В мае 1504 года на своде капеллы появилась трещина, Сикстина была закрыта на шесть месяцев для реконструкции. IV). Возможно, голова св.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу». Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры. 1.
1490-1492. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. 6. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Не говоря уже о стрессах.
И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.