«сотворение Евы» – одна из прекраснейших фресок Микеланджело, украшающих своды Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год, когда Микеланджело было 57 лет. Внизу: Сотворение Адама – центральная часть потолка.
Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Ок. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. 1. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело67. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Папа был доволен. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии.
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24).
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто.
Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения.
Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях.
Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Моисей.
Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Давид, 1501 – 1504. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Большие паруса поддерживают свод.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Так как леса опирались на крепления в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину и не препятствовало использованию часовни.
Адам настолько устал, что может показаться, что он умер. Микеланджело. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.
По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Весной 1506 года у Микеланджело с папой произошла крупная размолвка из-за грандиозного проекта папской гробницы, которому мастер отдал много сил и с которым он связывал большие ожидания. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Микеланджело принял вызов.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Мраморный барельеф. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции.
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. 6. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы.
В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Не говоря уже о стрессах. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ.
Художник придал его фигуре совершеннейший контрапост, как в самых прекрасных изображениях греческих героев. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Цикл повествует создании Богом прекрасного Мира и человека, что человек впал в грех и был наказан смертью и отделением от Бога. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Зона люнетов и треугольников над окнами— нижний пояс фресок свода— отведена теме человека земного и предков Христа средний пояс— пророки и сивиллы, обладающие особым знанием, пониманием божественного. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень.
После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Незадолго до того, как в 1494 году французский король Карл VIII вынудил Медичи, покровителей художника, оставить Флоренцию, Микеланджело бежал в Венецию, а затем в Болонью.
И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы.
В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Костюмы вообще идеальны.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Март.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. 5. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Никаких других персонажей на картине нет. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Но реализация этих проектов также прервалась на год, когда в 1526 году Медичи были изгнаны из Флоренции.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Она прекрасна в своей скромности и женственности. Он был сыном мелкого чиновника.
Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи34. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены.
Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7).
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника. Цикл фресок Микеланджело в Сикстинской капелле имел сильное воздействие на других художников, ещё до того, как была завершена работа над ним.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Двойная складка плаща, охватывающего всю божественную свиту играет роль границы между Христом и Люцифером48.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Работать приходилось на грани физических возможностей. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. В XV веке в Италии и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона, Сократа, сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей.
Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Но Микеланджело справился со всем. Изображение Евы столь прекрасно, что его принято считать самым лучшим женским образом, созданным великим итальянским художником и скульптором. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. В последний год работы над сводом Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей.
1515. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта, который делит пространство на сакральное и мирское. Судьба художника Тоскана. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп, она так и осталась невосстановленной.
IV). 1490-1492. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Так одним предложением можно описать фреску.
После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Высота капеллы— 20 метров. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится).
Все это – расплата за шедевр. Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Большие паруса поддерживают свод. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Высота капеллы— 20 метров. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
IX, ст.