"потоп" является той самой фреской, с которой Микеланджело Буанаротти начал роспись Сикстинской капеллы. "потоп" – первая композиция, выполненная Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Большие паруса поддерживают свод. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Вот таким образом ему пришлось привлечь к работе лучших Флорентийских мастеров по фрескам. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация.
Только наглость и невежество он карал неумолимо. Различные версии потопа содержатся в шумеро-аккадской, египетской индийской мифологии, встречаются они у народов Китая, Индии и др. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. Мраморный барельеф. В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Под толщей воды скрылись даже горные массивы. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Ок. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Высота капеллы— 20 метров. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль и судно причалило у горы Арарат. Из-за схожести сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу.
Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны.
Кто-то пытается любыми способами спастись сам, кто-то помочь другим. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики.
Эту фреску великий художник написал в 1511 году. Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. Он в полнейшем сознании составил завещание, состоящее из трех слов: душу свою отдавал в руки Господа, тело земле, а имущество ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить ему о страстях господних, когда будет он отходить от сей жизни.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны.
Таким он и изображён на фреске. Все люди на картине ведут себя по-разному. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Свою самую большую работу по росписи сводов Сикстинской капеллы Микеланджело начал с фрески «Потоп». 6. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». Талант Микеланджело был признан еще при жизни, а не после смерти, как это со многими бывает ибо мы видели, что первосвященники Юлий II, Лев X, Климент VII, Павел III и Юлий III, Павел IV и Пий IV всегда хотели видеть его при себе, а также, как известно и Сулейман – повелитель турок, Франциск Валуа – король французский, Карл V – император. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре»63.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что даже в строгой аскетичной иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
После завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). IV).
Среди безбрежного моря отчаявшиеся люди борются за место в переполненной лодке.
Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он несет ее на спине, хотя догадывается, что гибель обоих неотвратима. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело67. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства.
Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами. Диаметр 120 см. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62.
Дерево, масло. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис. 29). Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Они испуганы и сбиваются в кучу.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом.
Во-первых, папа, семья которого была враждебна семейству делла Ровере, препятствовал продолжению работы над гробницей Юлия II, с 1515 года занимая художника проектированием, а с 1518 – осуществлением фасада церкви Сан Лоренцо. Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт. 6 1, 2), но их поведение огорчало Бога.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660 – 64 г. г., Париж, Лувр).
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования». Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. 1490-1492. Тогда Он решил ограничить возраст человека: «.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. От Шема (на иврите «имя», «слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Моисей. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. пусть будут дни его 120 лет» (Быт. 6 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт. 6 5). Она входит в число девяти центральных композиций изображенных на своде Сикстинской капеллы и считается одной из наилучших работ Микеланджело.
В «Потопе», как и в других своих произведениях, Микеланджело пытается понять человека, его действия и поступки, совершаемые им о время различных стихийных бедствий, катастроф. Возрождение.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Флоренция. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Вот таким образом у входа в капеллу, да и во многих книжных магазинах Италии можно приобрести альбом работ Микеланджело, включающий репродукции творений великого художника. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе.
Картины такого масштаба обычно писались сразу несколькими мастерами, однако пожилой художник справился с этой работой в одиночку. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Маленький ребенок обхватил руками свою мать, а она, кажется, уже не верит в спасение. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни.
Италия. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Стихия бушевала 40 дней. Они стали, согласно послебиблейским текстам, прародителями больших этнических групп народов. У спасшейся пары – Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён.
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие – что на картине изображён «Девкалионов потоп».
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников.
Галерея Уффици. Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело.
Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете. Среди них мужчины, женщины, дети.
Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. До настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и незакрашенные отверстия у основания люнетов, в которых были крепления балок.
Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Впоследствии он занимался ею с увлечением. IX, ст. 1. В своей «Истории итальянского искусства» Стендаль писал: «Микеланджело лично готовил известковый раствор, сам смешивал краски – в общем, занимался той подготовительной работой, выполнять которую подчас брезговали даже самые посредственные художники. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Он приглашает его к себе во дворец. Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Религиозное искусство, согласно представлениям христианских богословов, не должно было стремиться к реалистическому отображению событий библейского периода. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. «Потоп» – первая по времени исполнения фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены45. Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Всё больше внимания уделялось разработке канона (от греч. Давид, 1501 – 1504. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт. 6 9). Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
(Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур.
В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп, она так и осталась невосстановленной. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать.
Вот жених на своих плечах несёт испуганную невесту. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Он был сыном мелкого чиновника. Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел.
Прожил до 18 февраля 1564 года. 5. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи. 1515.
(. ) И, как назло, едва он закончил писать «Потоп» – одну из самых важных и драматических сцен, – картина прямо да глазах стала покрываться белым налетом и вскоре совсем исчезла. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
Вместе с контрастом света и тени движение двух фигур в противоположном направлении усиливает динамическое напряжение.