Здесь находятся шедевры Микеланджело: «Пленники Рабы», «святой Матфей» и знаменитый на весь мир гигант «Давид».
Тогда Микеланджело, боявшийся гнева папы, да и было чего бояться, тотчас же не мешкая доделал чего не хватало и, убрав оставшиеся подмостья, раскрыл все утром в день Всех Святых так, что папа отправился в капеллу, чтобы на месте же отслужить мессу, к удовлетворению всего города. Микеланджело Буонаротти (1457 – 1564) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Современники говорили, что одной этой статуи достаточно, чтобы увековечить Юлия II.
Единение Матери и Сына еще теснее, еще ближе. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Править, конечно, они намеревались сами, при этом лозунг их был Народ и свобода.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца.
Абсолютно иначе решена выполненная в технике рельефа скьяччато (rilievo schiacciato- рельефа с тончайшими перспективными градациями по отношению к фону) "Мадонна у лестницы". В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Микеланджело не установил единой точки зрения для этого произведения. Здесь в нем родилась дерзкая мысль изваять из огромной скалы колосса.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре.
Среднюю часть занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Джулиано был убит, а Лоренцо, старший и более дальновидный из братьев (позже он прославится как умелый политик), был ранен в шею.
Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». В люнете, увенчивающем всю эту группу, предполагалось поместить сцену Воскресения Христа. 1550—1555, Флоренция, собор Санта-Мария дель Фьоре) и «Пьета Ронданини» (1555—1564, Милан, Кастелло Сфорцеско).
В одном из сонетов мастер говорит об отречении от искусства. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования.
Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508 – 1512), статуя Моисей (1515 – 1516) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
Человек был в центре внимания у всех мастеров итальянского Возрождения, но именно в искусстве Микеланджело ренессансный гуманистический идеал находит свое высшее, предельно яркое выражение ибо Микеланджело выделяет в этом идеале его основу, сердцевину, самое ценное качество – активность, действенность человека, его способность к героическому подвигу. А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев.
Но папа, в способностях Микеланджело с каждым днем убеждавшийся все больше, пожелал, чтобы он продолжал работу ибо, увидев работу раскрытой, он рассудил, что вторая половина могла выйти у Микеланджело еще лучше: и действительно, тот и довел работу до конца в совершенстве в течение двадцати месяцев один, даже без помощи тех, кто растирал бы ему краски. В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным.
м) собственноручно. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. В Баптистерии находится гробница антипапы Иоанна XXIII (в миру Бальдассар Косса), созданная Донателло, первым скульптором Ренессанса. Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело.
В группе Мадонны для гробницы «Великолепных» между Матерью и Сыном, несмотря на их тесный физический контакт, не существует почти никакой человеческой общности: самая удивительная из женщин потрясена Младенцем – чудом его явления и прозрением его судьбы – как созерцанием самой возвышенной платоновской идеи, которая, кажется, прочитывается в ее лице. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти.
Сначала здесь был пустырь на окраине средневековой Флоренции на нем стояла церквушка ордена Servi di Maria или Serviti (Слуги Марии). Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни.
Скульптура имеет все традиционные атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином и сатир, но Микеланджело вдохнул в тему дух реальности изобразив его с сонными глазами, раздутым мочевым пузырём и в позе, которая предлагает, что он неустойчиво стоит на ногах. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Развивается индивидуализм.
В одном из поздних своих произведений, Пьета Ронданини (Милан, замок Сфорца), Микеланджело как бы возвращается к старым простым мотивам и формам мредневекового искусства. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. В античности фигуры фронтонов легко и свободно входят в архитектуру, в готике архитектура как бы обрастает скульптурными телами. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. Все продумано до мелочей, включая сбор дождевой воды и канализацию (здесь вы увидите даже средневековые туалеты. ), все нарядно: украшены стены и даже потолочные балки, сундуки в которых хранили нижнее белье и предметы обихода. Несмотря на попытки выйти за пределы искусства, его универсальность в дисциплинах, которыми он занимался имела такую высокую степень, что зачастую считается претендентом на звание прообраза человека эпохи Возрождения, наряду с его итальянским коллегой Леонардо да Винчи.
Однако Микеланджело изменил ее в сторону упрощения, согласно закономерностям собственной эволюции, проделанной им с начала столетия (наглядно отразившейся в различных проектах гробницы Юлия II). Микеланджело порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Огромный плащ образует вокруг него подобие паруса. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.
Мастер тотчас начал работать над Моисеем и двумя Пленниками. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Он окружен святыми, среди которых Святой Варфоломей держит свисающую содранную кожу, принимающий подобие Микеланджело. Купол святого Петра осеняет своим силуэтом понораму Рима. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Все их он предполагал выполнить собственноручно.
Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур.
Рай у Микеланджело – не ослепительный сад. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает». Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. В Палаццо Даванцати (Palazzo Davanzati) воссоздана обстановка богатого флорентийского дома XIV-XVI веков.
Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Это произведение Донателло следует считать одной из первых круглых статуй Возрождения. Их занимает только Древо Познания, требующее от них решения, которое они затем примут сообща. Вскоре после окончания плафона Сикстинской капеллы, в 1513 году умер папа Юлий II.
По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. На пригорке представлен полулежащий обнаженный мужчина. Созданный им в конце 1530-х гг. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501).
Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис.
Все мускулы кажутся пронизанными движением. Оплакивающих нельзя более отделить от изможденной фигуры Христа.
В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Моисей (1516, Сан Пьетро ин Винколи) представлен как могучей старец с огромными космами бороды.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Человеческая мысль освободилась от жестких схем средневековой схоластики. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
Фигура Бога – Отца в Сотворении Евы занимает почти треть поверхности живописного поля. Для папы Пия IV (1559 – 1565) мастер спроектировал новые городские ворота Рима из которых были построены только Порта Пиа. По сторонам от них, на склонах свода изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. В огромной композиции на алтарной стене Сикстинской каппеллы мастер представил Страшный суд (1534 – 1541).
Нужно сравнить фигуру Ночи с Адамом и мы заметим, что фигура Адама хотя и бездыханна, но силы вливаются в его тело.
Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Выступают на равных. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Последние скульптуры, два или три Оплакивания, также посвящены этой теме и отчасти предназначались для его надгробия. Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется.
Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Гробница осталась незаконченной.
Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. В своей работе Пьета (оплакивание) Микеланджело обратился к теме, которая до той поры трактовалась преимущественно в странах к северу от Альп, в форме так называемого Vesperbild, где изображение страдания всегда связывалось с идеей искупления. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет. После того как мастер разрушил скульптуру, он подарил ее куски своему слуге. Люди одни, ничто среди земных творений не привлекает их внимания.
Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Помирившись с Козимо Медичи, Микеланджело с готовностью создавал новые проекты для Сан Джованни дель Фьорентини, церкви флорентийской колонии в Риме. Мария кладет руку на плече своего сына и горестно склоняет над ним голову. Но фигуры пленников и Моисея позволяют догадаться о величавых масштабах всей гробницы.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Ведь это было неуважение памяти великого художника – не посчитать его достойным упокоиться в самом Ватикане или даже в Пантеоне, где был похоронен тот же Рафаэль. В этом произведении впервые выдвигается основная тема искусства Микеланджело – тема борьбы и для характеристики рассматриваемого периода показательно, что, несмотря на драматизм ситуации, образное решение рельефа лишено трагического звучания – напротив, напряженная борьба воспринимается здесь как апофеоз героического человека, его силы и красоты.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. В первом издании своих Жизнеописаний (1550) Вазари рассказывает, что Микеланджело собирался напротив Обращения изобразить Передачу ключей. 13). Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Картина получила широкое признание от пэров. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
Контурные линии отличаются особенной напряженностью своего ритма. Купол достраивался уже после смерти его гениального создателя. Тот позднее их продал. По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.
На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление.
В колоритном средневековом дворике вершились казни. Он создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд» (1535—1541). (Вазари) Слова Вазари о "божественной красоте" произведения должны быть поняты в возможно более буквальном смысле, для того чтобы в максимальной степени постичь смысл этой группы. На них, как символы скоротечности всего земного изображены Вечер и Утро, Ночь и День. Моисея.
В рисунках его речь особенно лаконична. Некоторые из пленников Микеланджело (Флоренция, Академия) остались как бы незаконченными. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. В этой неоконченности мастер видел свои преимущества.
Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. В Капелле Медичи, напротив, весь «мир» предстает исполненным возвышенной красоты, хотя речь идет при этом не о мире смертных, к которому принадлежим также и мы, вступающие в нижний этаж капеллы, а о мире более высоком – о мире христианского искупления или платоновских идей. Но Микеланджело с таким упоением отдавался этой борьбе с камнем (работе, которую Леонардо считал ниже достоинства художника), что отступал от платонических воззрений.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. В личной жизни, Микеланджело был воздержан.
При выполнении рельефа с изображением "Битвы кентавров" (то есть на тему, заимствованную из греческой мифологии) импульс, вероятно исходил от Полициано, который мог перевести для юноши соответствующие литературные отрывки. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей па земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. С 1546 руководил строительством собора святого Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме.
27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Так, в центральной нише лестницы Микеланджело собирался поместить колоссальную статую капитолийского Юпитера, а не сравнительно небольшую — Рима. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников.
Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой.
Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом. Да потому, что похищение трупов – это уже что-то запредельное. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Расчлененные пилястрами большого ордера, стены завершаются тяжелым аттиком.
Микеланджело, как и Леонардо, провел юные годы во Флоренции. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. В этом, возможно, сказались осколки неоплатонизма. – «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения».
Я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, свидетельствую, что отдаю сына моего Микеланджело в обучение Доменико и Давиду, сыновьям Томмазо ди Куррадо, на три наступающих года, на следующих договорных условиях: что названный Микеланджело обязуется пробыть у вышеназванных указанное время, обучаясь живописи и занимаясь этим делом, а также всем, что вышеназванные ему прикажут названные же Доменико и Давид обязуются выплатить ему в течение этих трех лет 24 полноценных флорина, а именно: за первый год 6 флоринов, за второй год 8 флоринов и за третий – 10 флоринов, в общей сумме, равной 96 лирам». Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Возможно, еще в 1519 году была начата статуя Победы, принадлежность которой к одному из проектов гробницы до сих пор не прояснена.
Его архитектурное наследие, насчитывающее до полутора десятков сооружений, полностью или частично им спроектированных, включает, помимо рассмотренных, еще многие выдающиеся памятники, например, нишу Бельведера в Ватикане, Порта Пиа (рис. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Прихожане делали щедрые пожертвования на его убранство (не забывая изобразить на видном месте герб собственного семейства – иной рекламы в те времена не было) и храм обогатился иконами и фресками Джотто, Мазаччо, Гирландайо, Филиппино Липпи, прекрасными витражами и скульптурой. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
Парапет, завершающий подпорные стенки площади Капитолия и хорошо видимый при подходе к ней, выполнен также по рисункам Микеланджело. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество.
Над предками Христа, помещенными в люнетах и распалубках, располагаются Пророки и Сивиллы. И действительно, получив мрамор, он выполнил их так, что стали они там фигурами самыми лучшими, за что мессер Франческо Альдовранди распорядился уплатить ему тридцать дукатов. У их ног должны были находиться две обнаженные мужские фигуры, олицетворения Рек. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Люнеты над гробницами должны были заключать в себе сцены Ветхого Завета. Теперь она находится в базилике святого Петра. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи».
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Ведь это оскорбление – решение хоронить скульптора в Риме, в городе, где, как отмечает известный художник Ренато Гуттузо, Микеланджело «замкнулся в своем пессимизме, отягощенном накопившейся горечью, страданиями и страшным зрелищем краха всего того, во что он верил»245. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Мучение Св. В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайло.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Микеланджело вернулся во Флоренцию, но не получив заказа от нового правительства города под управлением Савонаролы.
Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми навыками ремесла скульптора. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Полны трагизма, величия и внутренней одухотворенности скульптурные группы «Пьета» (ок.
И, по правде говоря, пусть больше не мнит любой, считающий себя живописцем, увидеть после этого что-либо новое, будь то выдумки, позы, одежды на фигурах, новые выражения лиц или что-либо потрясающее в вещах, написанных по-разному ибо все совершенство, какое только можно вложить в то, что в этом деле создается, он вложил в это свое произведение. ботинках». Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии.
Она была начата, вероятно, немного позднее 1555 года. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию.
Но уже в этом обнаженном великане, какого не знал ни античный миф, ни средневековая легенда, проявляется жажда величественного, которая толкала Микеланджело покинуть Флоренцию ради Рима, где его ждали большие заказы, покровитель и слава (1505). Ярко выраженные маньеристические черты (сильное вращение и богатство сложных движений) сближают это произведение скорее с Пленниками Боболи, чем с более поздними римскими скульптурами. Но высвобождение образа совершается в результате мучительной борьбы, столкновения человеческой воли с косной материей. Кажется что подсматриваешь их повседневную жизнь – надо сказать, весьма удобно устроенную.
Первым из них в 1434 году пришел к власти Козимо Старший, но правил он из-за кулис – официальной формой власти продолжала быть Республика (при этом даже малые дети знали кто здесь командует). В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим.
Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу.
Начиная с 20-х гг. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Привычка мыслить как скульптор стала его второй природой.
выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Только четыре года спустя художник смог продолжить работу. Еще не бывало, чтобы памятник, увековечивающий смерть, украшала статуя исполненная такой жизненной силы.
Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. В 1495–1496 гг.
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella) – величественный средневековый храм Доминиканского ордена.
Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Правда, выполнение отличается некоторой сухостью. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. В этот же великолепный архитектурный ансамбль входит главная святыня флорентийцев – Баптистерий (Battistero), «где таинство крещения творят».
Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Из этой обширной программы удалось осуществить лишь немного, однако достаточно для того, чтобы составить представление об общем замысле Микеланджело. Микеланджело Буонарроти (1475-1564)-величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Когда Микеланджело это увидел, он спросил Браманте, как же заделать дыры после того, как роспись будет закончена. Только фигуры испанского живописца, пламенеющие символы веры, могут подняться до сопоставления с этим произведением, над которым Микеланджело работал еще за шесть дней до смерти. В центре него мощная фигура Христа. Закончена к 1588 г. по проекту Дж.
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». За это произведение папой было выплачено Микеланджело в несколько сроков три тысячи скудо из которых на краски пришлось ему истратить двадцать пять. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
В этом последнем проекте – и, соответственно, в законченном произведении – первоначально задуманное изображение христианского мира трансформировалось за сорок лет в чисто религиозный монумент с Моисеем (ветхозаветным предшественником апостола Петра, а значит, римских пап) в центре и персонификациями Веры (Рахиль) и Любви Деятельной (Лия) по бокам. по возвращении скульптора во Флоренцию. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году.
С двух сторон от нее стоят святые покровители семьи Медичи – Косьма и Дамиан. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Сходное выражение напряжения сказывается и в других произведениях Микеланджело. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV – XVI вв.
Договор согласовали в августе следующего года. Уже давно прошел назначенный срок окончания гробницы папы Юлия II (1532), когда в 1542 году после долгих перипетий был заключен еще один контракт на вновь измененный проект, который, наконец и был завершен через три года в соответствии с договором. Несмотря на это, он до конца дней не бросал резца.
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек».
Он был всегда художником-гражданином. Над всем господствует мощный купол, покоящийся на массивном барабане и увенчанный фонарем. Сегодня она находится в Лувре. подкидышей) работу доверили Филиппо Брунеллески. Смятение и волнение пробегают через многолюдные толпы обнаженных людей. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. В Сотворении Адама первый человек и его Создатель. В греческой классике разобщенность профиля т фаса стирается.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». До тех пор никто не пытался расположить рядом эти две темы.
В наружных нишах церкви Орсанмикеле содержится галерея произведений величайших скульпторов Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо и Нанни ди Банко.
Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности.
Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Лучшие из них – Джотто, Боттичелли, Гирландайо. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение.
Недаром в своих сонетах он уподоблял любовь усилиям скульптора освободить образ живого, прекрасного человека из бесформенной мертвой материи. И нет ничего, что, подобно жесту Мадонны в рисунке для Виттории Колонна, указывало бы на некий более высокий смысл, на мысль об искуплении этим страданием. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св.
Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
Но это произошло уже после смерти зодчего.
Тела правидников и грешников, вздымаясь к небу и низвергаясь в преисподнюю, образуют огромный венок – наглядное выражение судьбы человека, подвластного неотвратимому року. Согласно контракту, художник отныне может работать над гробницей там, где он находится. Все передано только в самых общих чертах, только намечено в камне. Почти невозможно различить, Мать ли поддерживает Сына или Сын сраженную горем Мать. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). Здесь нет и следа патетики, напряжения, которые раньше давали о себе знать у Микеланджело. С гневом вершит он суд над человечеством. Наследовавший его Павел III Фарнезе (1534 – 1549) побудил Микеланджело спешно выполнить эту роспись, самую обширную и пространственно единую во всем столетии. Микеланджело хотелось пройти кое-где посуху, как это делали старые мастера, в написанных внизу историях, тронуть там и сям фоны, одежду и лица лазурным ультрамарином, а орнамент золотом, чтобы общий вид стал еще лучше и богаче согласился на это и папа, узнав, что этого не хватает, так как слышал, как хвалили такие доделки те, кто их видел однако, так как восстанавливать леса показалось Микеланджело делом слишком сложным, все осталось как было.
Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
Она трактована как грандиозная космическая катастрофа. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Однако позднее от очевидцев было узнано, что Купидон был сделан во Флоренции и кардинал, выяснив правду через своего посланца, добился того, что человек, действовавший за Миланезе, принял обратно Купидона, который попал затем в руки герцога Валентине, а тот подарил его маркизе мантуанской, отправившей его в свои владения, где он находится и ныне. делла Порта). Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается.
Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Из проекта были исключены Пленники Боболи. Эти расписки я списал с подлинной книги в доказательство того, что все, что я написал тогда и напишу теперь, есть истина и я не знаю никого, кто бы с ним имел дела больше, чем я и кто более был бы его другом и верным слугой, о чем может быть свидетелем всякий, его знавший и не думаю, чтобы кто-либо мог предъявить большее число его писем, написанных собственноручно и с большей любовью, чем мог бы это сделать я. Отступление это я сделал из любви к истине и его будет достаточно и для всего дальнейшего жизнеописания. Церковь Оньисанти – Всех Святых (Ognissanti), над украшением которой трудилось несколько поколений художников.
При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. И поверить этому безусловно можно ибо после того как картон был закончен и перенесен в Папскую залу с великим шумом в цехе художников и к величайшей славе Микеланджело, все изучавшие этот картон и с него срисовывавшие, как это в течение многих лет делали во Флоренции приезжие и местные мастера, достигли, как мы увидим, в своем искусстве превосходства ведь на этом картоне учился Аристотель да Сангалло, друг Микеланджело, Ридольфо Гирландайо, Рафаэль Санцио из Урбино, Франческо Граначчо, Баччо Бандинелли и Алонсо Беругетта-испанец, а позднее Андреа дель Сарто, Франчабиджо, Якопо Сансовино, Россо, Матурино, Лоренцетто и Триболо, тогда еще совсем юный, Якопо да Понтормо и Перино дель Вага и все это – лучшие флорентийские мастера.
м, а число фигур достигает нескольких сотен. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ).
распространилось в других европейских странах.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Мастер Возрождения состязался со средневековьем, которое только силами поколений и в течении столетий возводило свои соборы.
Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Когда же был задан ему вопрос, что он думает об этой фигуре, Франча ответил, что литье в ней прекраснейшее и материал прекрасный. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью.
Детство его прошло во Флоренции, частью в сельской местности, в родной усадьбе. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. В XV веке человек нуждался в известном оправдании, чтобы предстать обнаженным. В ней нет ни одного спокойного члена или мускула.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Франции (1520 – 1534), во фреске Страшный суд (1536 – 1541) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах Оплакивания Христа (около 1550 – 1555) и другие. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. В самом построении фигуры заключено сильное движение. Прибыв в Поджибонси, флорентийской области, он остановился, почувствовав себя в безопасности. После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году, Микеланджело возвратился в отцовский дом.
Так, согласно сочинению Джорджо Вазари итальянский скульптор эпохи Возрождения и один из преподавателей Микеланджело, Пьетро Торриджано из зависти к таланту своего ученика сломал ему нос. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Город стойко сражался за свою независимость в течение одиннадцати месяцев, но эпидемия, голод измена в рядах сторонников республики привели к тому, что в августе 1530 года Флоренция пала.
На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Прирожденное дарование скульптора не покидало мастера до конца его дней. Он общался с великими представителями гуманистической культуры.
Мне плохо и нигде я не нахожу ни малейшего покоя». Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы». Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Почему «неординарных».
Тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти, то, которое фра Миньято Питти из Монте Оливето, человек понимающий и на редкость разбирающийся в космографии и многих других науках и в особенности в живописи, подарил Луиджи Гвиччардини, с которым был в большой дружбе работы эти были признаны превосходными и дивными.
Микеланджело именовал их как «ignudi». Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы.
Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. Сначала это был дворец Народного Капитана, затем Podest – Градоправителя. В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Франции, 1523 – 1534). Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Работы дают уникальную возможность проникнуть в сущность методов скульптуры, которые использовал Микеланджело и его способ пролить свет на то, что он узрел в камне.
Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». Этот сюжет был бы здесь более логичен и отвечал традиционным изобразительным программам. Едва ли не впервые раздумье, печаль человека получили в этих фресках такое возвышенное выражение.
Впоследствии на него произвело впечатление народное движение, возглавляемое Савонаролой. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать).
Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Там Микеланджело устроил себе и помещение для работы над статуями и другими частями гробницы, а для того чтобы папа удобнее мог подходить и смотреть на его работу, он приказал перекинуть подъемный мост от прохода к мастерской и этим приобрел благосклонность папы: со временем милости эти доставили ему большие неприятности и преследования и породили среди папских художников большую зависть.
В марте 1505 года по воле папы Юлия II делла Ровере (1503-1513) Микеланджело отправился в Рим, где в течение года получил возможность убедиться в огромной разнице, существовавшей между атмосферой родной республики и духом папского двора.
XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Это произведение было заказано папой Климентом VII (1523 – 1534) незадолго до кончины. Его мускулы развиты, но он еще не вполне владеет своим телом. Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох.
Последний из шести рисунков с изображением Распятия восходит к 1556 году. Мне хотелось бы более подробно рассказать о первых успехах Микеланджело в Болонье и Риме (1494-1501). С завершением Давида пришёл другой заказ.
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Старец несется мимо него и касается рукой его пальца. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи.
Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». У Микеланджело нагота, как и у древних, становится естественным состоянием людей.
В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». В центре композиции — Христос, наделенный титанической мощью. Охваченные страхом, отчаянием, скорбью, они слиты все вместе в единой композиции.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат.
Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города. 18—22).
Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ).
Только красота могучей полноты жизни, присущей Умирающему пленнику и Восставшему пленнику, делает эти статуи чем-то много более высоким, чем простое воплощение чисто телесной силы в ее низменной ограниченности. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Рядом с храмом находится Капелла Пацци (Cappella dei Pazzi).
Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. «Прекрасный сан Джованни» – так называл его Данте. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св. В создании собора св. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. Монументаль-ность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой появились уже в ранних произведениях (Оплакивание Христа, 1498 – 1501 Давид, 1501 – 1504 картон Битва при Кашине, 1504 – 1505).
В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498—1501, Рим, собор св. Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый». Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме.
Вся композиция этого произведения состоит из шести распалубков по сторонам и по одному в каждой торцовой стене на них он написал сивилл и пророков в шесть локтей высотой в середине же – от сотворения мира до потопа и опьянения Ноя, а в люнетах – всю родословную Иисуса Христа. Но целый мир, созданный им, остался. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. При подходе к лестнице и площади Капитолия видны лишь узкие торцы боковых зданий и верхняя часть скрытого за подпорной стенкой палаццо Сенаторов. Петра в Риме, где вновь торжествуют высокие гуманистические представления. Он вернулся к работе у Медичи.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Тридцати лет он создает своего гиганта Давида (1503), выставленного на городской площади в качестве защитника города. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи.
В них заключено много движения, они приобретают огромную формообразующую силу. Глубокая убежденность, волнение устремленного па подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств) исполненной в 1501—1504 гг.
Однако идейное содержание их очевидно: все четыре статуи представляют варианты единого конфликта – борьбы человека со сковывающими его силами. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Он был сыном мелкого чиновника. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Уже не только женщина, но оба равно виновны, слиты в нераздельное единство.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. У неё юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.
Продвигаясь вперед, художник все более ограничивался немногими крупными фигурами. Площадь превратилась в сценическое пространство.
А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные». Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Из-за этого, как уже говорилось, якобы и возникло то недоразумение, ради которого ему, не пожелавшему показать папе свое произведение, пришлось покинуть Рим: согласно же тому, что я узнал от него самого, чтобы выяснить это сомнение, когда он закончил треть работы, она начала покрываться плесенью, когда подул северный ветер и наступила зимняя погода. В нижней части расположены саркофаги с бренными останками покойных. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь». Георгия за двести дукатов. Первый зодчий Ренессанса, с его новым видением городского ландшафта, создал нечто столь новое и мощное по воздействию, что перед Воспитательным домом как бы сама собой возникла площадь: храм Аннунциаты украсился портиком, а напротив выросло здание ордена Сервитов, чья легкая гармоничная аркада, как в зеркале отразила аркаду Воспитательного дома.
Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Медичи не всегда правили Флоренцией. В нем начинают ценить фиксацию первого творческого импульса, наиболее непосредственное выражение творческой фантазии индивидуальный графический почерк мастера. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая».
Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. В знак протеста он подписал контракт: "Микеланджело Скульптор". Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. Это бросается в глаза в тех случаях, когда мастер стремился к полной отточенности форм (Христос, Рим, Санта Мария сопра Минерва) или ставил свои фигуры в особенно сложные позы (Победа, Флоренция, плаццо Веккио). Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело.
В ангеле Микеланджело всё динамично. Базилика и самая старая капелла Медичи (ее называют Старой Ризницей) – ранние работы великого Филиппо Брунеллески, по-праву считающегося отцом Ренессанса. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело.
Образ приобретает большую глубину, внутреннюю значительность. Национальный музей Барджелло (Bargello) – здание его появилось в середине XIII века. Но, несмотря на просьбы и на письмо, в котором ему было приказано под страхом немилости возвратиться в Рим, он ничего не хотел и слышать. Как только власть его упрочилась, Козимо приступил к постройке фамильного особняка. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Одну из стен храма украшает одухотворенный образ Святого Августина, написанный его кистью.
Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. В этом отношении Микеланджело идет сходным путем с Леонардо, создателем Джоконды.
по проекту Я. Сансовино. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме.
Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них.
Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Сорок статуй в натуральную величину должны были окружать гробницу шириной семь, глубиной одиннадцать и высотой восемь метров, задуманную "полностью свободной" (то есть отдельно стоящей, без связи со стеной) и содержащую в своем внутреннем пространстве овальную погребальную целлу. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана.
Петра (рис. Павла и св. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. Оба бесконечно нуждаются в помощи, оба возвышаются как призыв и в то же время как плач перед миром и Богом. Под ними на саркофагах возлежат тяжелые фигуры Ночи и Дня, Вечера и Утра.
25) (начата в 1530г. С 1490 по 1492 год., Микеланджело поступил на обучение в Академии Гуманизма, которую основали Медичи совместно с направлением неоплатоников. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508—1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. Микеланджело привлекают главным образом жесты, выражающие нравственную силу человека, порывы его воли и страсти. Перестроенная им площадь Капитолия с водруженной в центре ее древней конной статуей Марка Аврелия кажется Скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа орденом (начало 1546 года).
Всякая самостоятельная активность в телах снята. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. В это же время начал он мраморную статую св.
Когда во Флоренции стало известно о Sacco di Roma (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. Благородство человека, которое средневековые мастера и даже Джотто видели только в любви и покорности, проявляется здесь в гордой красоте человеческого тела. С 1563 года начались работы по преобразованию Терм Диоклетиана в церковь Санта Мария дельи Анджели в соответствии с указаниями Микеланджело. Петра.
С этим связана более сложная, чем у его современников идейная эволюция Микеланджело, многоэтапность его искусства и исключительное многообразие его творческих решений. Идейный центр капеллы, посвященной Воскресению Христа, художник сосредоточил на входной стене: над двойной гробницей «Великолепных» возвышается Мадонна, как Lux Aeterna (Вечный Свет). Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Прежняя монолитность характера человека единой цели уступает место более сложному, многоплановому решению образа. Это небольшое элегантное здание было заказано великому зодчему Брунеллески в качестве фамильной усыпальницы семейства Пацци, но никому из этой богатой и знатной семьи не суждено было обрести здесь вечный покой. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля.
Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. «Не думают, какою куплен кровью». В случае, если бы она действительно была его произведением, ее следовало бы поместить между двумя достоверно ему принадлежащими поздними Пьета, но тяжеловесность фигур и квадратный абрис группы едва ли возможны для созданий мастера в это время.
Уже не только Мать, но три персонажа собраны теперь вокруг тела, безжизненность которого с необычайной остротой и непосредственностью выражена в мотиве застывшего, скованного ниспадения. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия.
Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Также и на следующей, где Бог отделяет воду от земли: эти фигуры настолько прекрасны и острота гения в них такова, что они достойны быть созданы лишь божественнейшими руками Микеланджело. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер.
Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Молодой мастер сумел преодолеть технические трудности о обработке огромной глыбы камня. Петрония и Альдовранди задал вопрос, решится ли Микеланджело их сделать, на что тот ответил утвердительно.
«Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. В старости Микеланджело отдавал свои главные силы работе над недостроенным из-за смерти Браманте собором святого Петра (начат с 1546 года). Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Прежде всего он заботился о своём отце и четырёх братьях. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
Здесь он заразился восторгом к древности, услышал об учении Платона. Он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен т прямодушен.
Вот таким образом Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Лев X хотел объединить гробницы своего младшего брата Джулиано – главнокомандующего Святого Престола и герцога Немурского, своего племянника Лоренцо – герцога Урбинского, двух «Великолепных» Лоренцо и его брата Джулиано, убитого в 1478 году, погребенных в свое время в Старой сакристии Сан Лоренцо. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Однако трагический характер этих произведений не означал отказа Микеланджело от прежних гражданственных идеалов.
Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. На протяжении понтификата Льва X (1513 – 1523) политические превратности не оставляли Микеланджело. Волевое напряжение достигает здесь высшей степени.
К моменту смерти художника, в 1564 году, был завершен строительством тамбур купола. Есть здесь и коллекция старинных кружев. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Одновременно это путь, пройденный европейской культурой, Ренессансом, от возрождения классической античности, от нового открытия природы – к расколу христианской церкви вплоть до возвращения к вере эпохи Контрреформации и к маньеристическому искусству Эль Греко. Ничто в этой женской фигуре не напоминает Богоматерь из Пьеты 1499 года, в Евангелисте нет ничего от Святого Матфея (1505). «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры.
В последние годы жизни Микеланджело готов был разочароваться в своих делах. Заговор жестоко подавили, а имущество Пацци, в том числе и только что отстроенные дворец и капеллу, конфисковали. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников (например, со знаменитой фрески "Чудо со стариком Мазаччо), безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей. Удалось убедить Микеланджело зайти в дом и усадить в кресло у огня.
Мария спокойная, монументальная восседает на гладком каменном блоке. А ведь он с самого начала мечтал о создании подобной площади.
Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Это был понедельник масленичной недели.
Сам художник без помощи учеников и каменотесов собирался выполнить это сооружение.
Его изучали и изучают до сих пор. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. «Скорбь без границ, о плоть, о кровь, о древо, мой грех пред вами праведным бы стал. ».