По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. 16 августа 1501 года был заключен договор. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок.
Среди его архитектурных свершений— проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»). «Некоторые обвиняют его в скупости. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св.
Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв.
Отходя от традиции. По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату.
Что касается фигур самих герцогов, то при их изображении Микеланджело не стремился к портретному сходству. В античном мире человек – лишь игрушка рока. Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. В 1494-1495 гг.
Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. В это же время начал он мраморную статую св. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу.
Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (15081512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур.
Состояние города было тревожно. Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом. А личная жизнь.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. «После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение.
Георгия за двести дукатов. «Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. 1504–1506, Флоренция, Уффици).
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом. — есть и такое их толкование). Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека.
В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки.
Он весь сосредоточенность и ожидание. Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Моисея.
Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). Так, когда один из юношей, обучавшихся у Доменико, срисовал пером у Гирландайо несколько фигур одетых женщин, Микеланджело выхватил у него этот лист и более толстым пером заново обвел фигуру одной из женщин линиями в той манере, которую он считал более абсолютной, так что поражает не только различие обеих манер, но и мастерство и вкус столь смелого и дерзкого юноши, у которого хватило духу исправить работу своего учителя» Вазари. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы».
В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Их троны, расположенные абсолютно симметрично по обе стороны центральных прямоугольных полей, также подчеркивают важность центральной части, которую художник разделил нарисованными арками на девять полей.
Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Все это дало возможность показать такое мастерство в изображении нагого тела, в самых разных положениях, что народ стекался к его картону, лучшие художники изучали его и копировали.
— желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио.
Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. — Скульптор не копиист.
В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). Образ Давида был традиционен во Флоренции.
Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень».
В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Увидев ее и Рафаэль Урбинский, подражавший весьма превосходно, тотчас же изменил свою манеру и тут же написал, дабы показать, на что он способен, пророков и сивилл в Санта Мариа делла Паче тогда Браманте попытался добиться того, чтобы вторую половину капеллы папа передал Рафаэлю. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами».
Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Однажды на вопрос Микеланджело: Что будешь делать, если я умру. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей.
Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого. Микеланджело же, увидев это и соперничая с ним, также вылепил их несколько с тех пор Лоренцо при виде столь отменного дарования всегда возлагал на него большие надежды а тот, осмелевший, по прошествии всего нескольких дней начал воспроизводить в куске мрамора находившуюся там голову фавна, старого, дряхлого и морщинистого, с попорченным носом и смеющимся ртом и Микеланджело, который до того никогда не касался ни мрамора, ни резцов, удалось воспроизвести ее так удачно, что сам Великолепный был этим поражен» Вазари. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Он занимался там в течение одного года. А у козлов выпадают зубы. Да, этот всепожирающий огонь творчества роднил двух гениев, во всем прочем совершенно противоположных.
– А откуда берется новое. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов.
Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари. Ромен Роллан.
Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». Последние годы жизни Микеланджело — это годы утраты надежд, потери близких и друзей, время его полного духовного одиночества. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
Он родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в маленьком городке Капрезе около города Ареццо. В 1513—1516 гг. Шаг сделан. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения. Это не был удобный момент для дружеской встречи. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление.
В начале молитвы Св. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку.
И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. В 1496-1501 гг. – Оттуда же, откуда берется все искусство. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки.
– Да, ты лишил его бороды. Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине». «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело.
Во время обсуждения комиссией вопроса о статуе, здесь в первые встретились Микеланджело с Леонардо да Винчи. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Павла. «Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды.
Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение.
Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда.
Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы.
Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали.
В 1503-1506 гг. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Этим художникам выпала особая судьба.
В 1495–1496 гг. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом — катастрофа, крушение мира). И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Человек в созданиях Микеланджело запечатлен в решающие минуты жизни, в моменты, когда определяется его судьба и когда личная доблесть возвышает его деяние на уровень подвига. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына.
Ведь еще ничего не произошло. Мы погибли. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. И вот, посмотрев на фигуры столь божественные, некоторые их видевшие, говорят, что из всего сделанного им и другими ничего подобного до сих пор они не видели и что ни один другой талант до такой божественности в искусстве никогда подняться не сможет.
Иоанн» — не сохранились. По завершении своем статуя оказалась такой огромной, что начались споры, как доставить ее на площадь Синьории.
В 15341541 в той же Сикстинской капелле для папы Льва X исполнил грандиозную, полную драматизма фреску Страшный суд. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. — Мне показалось, что без бороды будет лучше.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами.
Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого. — Нет.
некий по имени Ториджано ди Ториджани, человек грубый и надменный, кулаком почти что отбил у него носовой хрящ, так что Микеланджело замертво отнесли домой». Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый.
– Твой Фавн слишком стар. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления.
В нем и отчаяние и вопрос. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. Как подлинно великое произведение искусства — а более великого и не представишь себе, — эта роспись бесконечно широка и многообразна по своему идейному замыслу, так что люди самого различного склада ума, самых различных воззрений и духовных запросов испытывают при ее созерцании благодатный трепет, чувство признательности за свое собственное в ней утверждение. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи.
Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». — Он и должен быть старым.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Поза его неустойчива. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано.
Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. Петра. В начавшемся страшном терроре погибли многие друзья Микеланджело, а сам он вынужден был некоторое время жить изгнанником. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние.
Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Беспокойства и волнения во Флоренции время от времени мешали правильной работе и статуя была окончена лишь в 1504 году. Другие — отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения. Петра в Риме.
«Мрачные годы. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Обстановка накаляется с выступлениями неистового фанатика, доминиканского монаха Савонароллы.
Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. И для ускорения дела Микеланджело распорядился отвезти часть мраморов во Флоренцию, где он намеревался иной раз проводить лето, чтобы избежать вредного воздуха Рима.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Шаг сделан.
Это была жизнь, посвященная одной великой цели. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. Три ночи работал Микеланджело.
Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». — Лоренцо рассмеялся. В античном мире человек — лишь игрушка рока. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща.
Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Могучим напряжением человек пытается преодолеть гнет камня, но усилия его оказываются тщетными и звучание образов приобретает трагический характер. Анной». СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Глава 20.
Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. Этим художникам выпала особая судьба. «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. — «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили». Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. Счастливый Микеланджело – в мастерской своего учителя.
– Я этого не видал. Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
«Какую книгу. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали.
По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Привычная для Микеланджело энергия пластических масс, выраженная в слитной группировке первоплановых фигур Марии, младенца и Иосифа, обогащена новым мотивом — взаимосвязью объемных элементов со сложным пространственным построением фона. С надеждой устремился скульптор туда.
Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. В 1516 году памятник был еще более упрощен.
Слушал его и Микеланджело. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Разве он не копиист.
В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. В 1488 году он стал учеником в мастерской художника Гирландайо. Все считают, что фавны наполовину козлы. В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Обстановка накаляется с выступлениями неистового фанатика, доминиканского монаха Савонароллы.
Все они базировались на рисунке. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Величие, мощь и благородство выражены и в образах пророков и сивилл: творческое вдохновение — в лице Иезекииля, услышавшего голос Бога созерцательность — в образе сивиллы Эритрейской мудрость, философическая задумчивость и отрешенность от мирской суеты — в фигуре Захарии скорбное раздумье — Иеремии. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело.
Хронологический период протяженностью в несколько десятилетий примерно между 1490 и 1530 годами получил вследствие этого наименование Высокого Возрождения.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. C. Сотворчество участников театрального процессаАнтичная архитектура.
Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. — ответил Юлий II. Мать прикрывает головку ребёнка. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Увы, его вновь ждало разочарование. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: художник Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Однако идейное содержание их очевидно: все четыре статуи представляют варианты единого конфликта – борьбы человека со сковывающими его силами. В 1873 году пришлось перенести статую в Флорентийскую академию художеств, чтобы защитить от разрушительного воздействия ветра, дождя и солнца. Он решен чисто пластическими средствами и предвосхищает другую сторону последующих творений Микеланджело — его неистребимое устремление к раскрытию всего многообразия и богатства пластики, движений человеческого тела.
Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В РФ. Созданный им в конце 1530-х гг. А этот образ нелегко освободить. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным.
Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело.
Даже копии этой статуи не дошли до нас. А личная жизнь. «Он был бодр, -- пишет Вазари, -- и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Из-за этого, как уже говорилось, якобы и возникло то недоразумение, ради которого ему, не пожелавшему показать папе свое произведение, пришлось покинуть Рим: согласно же тому, что я узнал от него самого, чтобы выяснить это сомнение, когда он закончил треть работы, она начала покрываться плесенью, когда подул северный ветер и наступила зимняя погода. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело.
Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается.
Он боготворил Данте и любил Петрарку. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. В искусстве предыдущего века самостоятельность отдельных частей мешала единству целого и кватроченто часто забывало о нем. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов.
С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства.
Там он познакомился с техникой фрески. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. – Ах, это Фавн из моего кабинета.
«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. «. -- Урбино ответил: Пойду служить еще кому-нибудь.
Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. В 1504 году работа закончена, 25 января была созвана комиссия экспертов, на которой обсуждался вопрос, где поставить статую. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Творцу, но может сделать это только в смерти.
Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.
« Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги.
Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление.
Увидев же, как далеки их старания от его желаний и не получив никакого удовлетворения, как-то утром он решился сбить все ими написанное и, запершись в капелле, перестал их впускать туда и принимать у себя дома. Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Начиная с 20-х гг.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц).
Приглашает он и Микеланджело. Мадонна с Младенцем из Брюгге – одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Четыре гения сияют в Италии Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Работа поглощала все душевные и физические силы творца. Круглая голова, квадратный морщинистый лоб, с сильно выраженными надбровными дугами, черные, слегка курчавые волосы.
Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Правой рукой он опирается на колено. Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды.
Примирение с Юлием II состоялось в Болонии в ноябре 1506 г. Микеланджело получил заказ на бронзовую статую Юлия II. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра.
Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. «Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Ордерная системаВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ШКОЛАВопрос 1. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. «Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода.
Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV, по имени которого и получила свое название. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года).
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. – А ученик. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте.
В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии).
Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. — Скорее меч. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола сам Лоренцо был прекрасным поэтом. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». — несохранившаяся бронзовая статуя Давида.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СУБЪЕКТЫ. Вопрос 73. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св.
В период 1516 – 1534 годов художник работает над проектом фасадной части церкви Сан-Лоренцо, архитектурным и скульптурным ансамблем усыпальницы Медичи. В своих проповедях, собиравших массу слушателей, Савонаролла яростно обличал пороки клира и тирании, призывая огонь небесный на папу и его приспешников. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру. Из души художника. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Он не любил пускать свои стихи в свет. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором.
Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики.
В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. В. Лазарев. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В капелле две гробницы – герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского они размещены друг против друга, у противоположных стен.
Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи.
Ведь я мало смыслю в науках. ». Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра.
Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения. Давид изображен перед битвой с Голиафом.
Примеров почти полного копирования всего несколько. Он провел большую часть зрелого возраста в Риме, работая над заказами римских Пап, однако оставил завещание, согласно которому его тело было погребено во Флоренции, в гробнице в церкви Санта Кроче. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр). Вопрос 72. Не дав себе передышки, он тотчас приступил к статуе Святого Петра — ближайшего из учеников Христа, свидетеля его воскресения, того Петра-камня, на котором была воздвигнута новая церковь. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо.
Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. И вот, так как стремление к творчеству у Микеланджело с каждым днем все разрасталось и Лодовико уже не мог препятствовать юноше заниматься рисованием и так как иного выхода не было, то, чтобы извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу и чтобы он этому искусству научился, Лодовико по совету друзей решил и его устроить к Доменико Гирландайо.
Младенец изображён без нимба. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Глыба имела девять футов высоты. И все же в одном отношении Микеланджело безусловно превосходит их – именно, насыщенностью своих образов передовой общественной идеей, высоким гражданственным пафосом, чуткостью отклика на перемены в общественном сознании. Энергия пластической лепки, колоссальная сила обобщения – таковы особенности его графической манеры.
За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Художественное его призвание открылось рано и вопреки воле отца он твердо решил посвятить себя искусству. И вот однажды он отправился посмотреть на него, но ему не отперли, сказав, что Микеланджело не хотел его показывать.
В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами.
Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами — так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве.
— воскликнул Лоренцо. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести.
И на один из многочисленных запросов он однажды ответил, что конец будет тогда, когда он сам будет удовлетворен своим искусством. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности.
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – выдающийся итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. м, а число фигур достигает нескольких сотен.
Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). Когда работа была доведена до половины, папа, который и раньше не раз лазил с помощью Микеланджело по стремянкам, чтобы взглянуть на нее, потребовал, чтобы ее раскрыли, так как от природы был он торопливым и нетерпеливым и никак не мог дождаться, когда она будет завершена, то есть, как говорится, последнего удара кисти. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием.
И только постигнув природу камня, узнав каждый слой, мог приступать к высвобождению из него тех форм, которые он замыслил. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. В. Лазарев. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. И в заключение прибавил, что, если он не сделает это быстро, он прикажет столкнуть его с лесов вниз. «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св.
Подлинно героическое содержание этого образа выделяет его среди других произведений Микеланджело данного периода, отмеченных чертами надлома и заставляет вспомнить создания первых десятилетий XVI в. Искусство Микеланджело последних двух десятилетий его жизни отмечено глубокими противоречиями. — «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам».
«И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Глаза его опущены. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга.
Открытие памятника превратилось в народное торжество. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы.
Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св.
«Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Однако то.
В течение трех столетий и многих поколений талантливых мастеров накапливался колоссальный изобразительный потенциал периода Возрождения, предельно насыщенного творческим духом. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Потребовалось 70 повозок для его погрузки. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка.
Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Но позднее творчество Микеланджело не исчерпывается образами, полными безысходного трагизма. Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться.
Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Вскоре Микеланджело начал учебу в школе скульптуры в садах Медичи.
Уже после установки в соборе Св. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения.
что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
Петра. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков).
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника.
В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь.
Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. Молодой Микеланджело находился под влиянием этих идей. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию.
31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения.
«Некоторые обвиняют его в скупости. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. – А разве не должен копиист копировать. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса.
Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Обе статуи – «Куридон» и «Св. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план.
Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. И от дочери Сиона ушло благолепие ее».
Уффици) (1503-1505). Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь.
Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября.
Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила.
Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне.
Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Слушал его и Микеланджело.
В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие». Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. «Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан.
Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497). Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека».
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. Вдруг на берег выбежали часовые. Все работы Микеланджело Буонарроти флорентийского периода полны глубокого пессимизма, тяжкого раздумья, бесцельного движения. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину.
Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Это грандиозное творение включает в себя сцены библейской книги Бытия, композиции фигур сивилл и пророков изображения Христа и его предков. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Общественное значение скульптуры было понято сразу. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа.
Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях — образ, заимствованный из североевропейского искусства.
— На нас напали пизанцы. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. И жаждала освободителя.
Павла и св. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Последние 30 лет жизни он провел в Риме. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения.
Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Услышав об этом, Микеланджело пожаловался папе на Браманте, рассказав без всякого стеснения о многочисленных его пороках и в жизни и в архитектуре, последнее, как выяснится позднее, пришлось исправлять самому Микеланджело при строительстве собора св.
Они ошибаются Находясь при нем, я знаю, сколько он сделал рисунков, сколько раз давал советы относительно картин и зданий, не требуя никакой платы Можно ли назвать скупцом того, кто, как он, приходил на помощь беднякам и, не разглагольствуя об этом, давал приданое девушкам, обогащал помощников своих по работе и служителей, например, сделал богатейшим человеком слугу своего Урбино. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. — кричали они. На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. Не считаясь с возможностями своей истощенной казны, поручает художникам грандиозные заказы исполнение которых растягивалось на долгие годы или не осуществлялось вовсе.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади.
Обе фигуры слиты в единое целое. Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.
Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. Ново для Микеланджело и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки.
Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Семья вскоре переехала во Флоренцию.
Современники же почти не знали их совсем. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. Они ошибаются.
Дело в том, что в его натуре, воспитанной учением и искусством, было заключено все то, что ведомо и доступно творческой благодарности, которая в Микеланджело каждодневно приносила плоды все более божественные, что явно и стало обнаруживаться в копии, сделанной им с одного гравированного листа немца Мартина и принесшей ему широчайшую известность, а именно: когда попала в то время во Флоренцию одна из историй названного Мартина, гравированная на меди, на которой черти истязают св. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Эту статую Микеланджело вылепил из глины еще до того, как папа уехал из Болоньи в Рим когда же Его Святейшество пришел взглянуть на нее, он еще не знал, что вложить ей в левую руку а так как правая была гордо поднята, папа спросил, что же он делает: благословляет или проклинает.