Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Представители рода Врубелей (от польск.
Сильное, грозное произведение. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века.
Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность.
Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Савву похоронили на Байковой горе. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. По данным некоего Волошина источником для презентации шедевра искусства для Врубеля послужила огромная, хранящаяся на дне океана красивая драгоценность, внутри выделяющая серебристо – розовый оттенок. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Михаил Врубель. Чуть намечена фигура Нептуна.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В его даровании раскрылись универсальные возможности.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Да и название выбрано не случайно. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Прошение было удовлетворено157. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Работа не привела к улучшению. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В эти годы он вновь писал демонов.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Согласно русским поверьям, жемчуг приносит счастье, радость, благотворно влияет на человека. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Это уже восхищает и поражает. А при перемене освещения играет совсем по-другому. Художник приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки.
Спираль жемчужины устремляет взгляды к центруВрубель изображает раковину намного больше натуральных размеров и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. Кирилле», «Св. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Да.
Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
«Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Да. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока.
Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Спасибо за интересный комментарий.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. А свет также дает о себе знать. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.