Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась.
Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен.
Оба мы все так же мучимы искусствами. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Темп существования переменился. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Врубель начал трудиться у Риццони. описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички.
Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника.
Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Какая дивная, тонкая изящная музыка.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное». И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Как мы видим, старец не совсем обычный. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками.
По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси.
Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там.
Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Столь же высокую оценку пению и игре Забелы дал и Энгель: «Очень хороша была Марфа, сколько теплоты и трогательности было в ее голосе и в сценическом исполнении. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Врубеля не тянуло улыбнуться.
Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки».
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы.
Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Когда всё только- только просыпается. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Причем весенний восход. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Михаил строил планы. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования. Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени.
Но разве от этого они менее прекрасны. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Противно даже опровергать. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Она одета только в белые одежды. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. С Врубелем диспозиция была иная. Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Если в 2 предыдущих произведениях мы наблюдали в первую очередь морозную ночь, то у Николая Константиновича восход. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Тут же совсем другая история. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Орнамент выполняется только серебряными нитями. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Грезился простор. Врубель охотно принял вызов.
А где же. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова.
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти.
В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». И всё шло хорошо. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Кирилле», «Св. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Римский-Корсаков. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться».
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Это заявление можно оспорить.
Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В Италии ему уже не сиделось. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Сильное, грозное произведение. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Конфликт разгорелся из-за Морелли. На звание родового гнезда дочери Мороза и Весны претендуют два места. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее».
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Вокруг все полно невероятных превращений. В 1873 году писатель Александр Островский создал пьесу «Снегурочка» и стали называть его отцом новой главной героини новогоднего праздника. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Снегурочка с ним не живет. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше напоминают пожар или конец света, чем тихий летний вечер.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli».
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев).
Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. После окончания академии Михаилу повезло. И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. – Однако опасения оказались преувеличенными. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Родилась она в имении Щелыково Костромской области. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Это самое начало весны. Там писатель и придумал новый сюжет для известной всем сказки.
Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Индивидуальные подходы не обсуждались. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Риццони сурово отчитывал за опоздание, обличал гнусную привычку отлынивать, распекал за каждый лишний обеденный час в траттории. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде.
Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю.
Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. Работа не привела к улучшению.
Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр. Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Савву похоронили на Байковой горе.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород.
Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель».
Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души. Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Парча на шубке расшита удивительным образом. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Прошение было удовлетворено157. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно «Снегурочка», написанное в 1895г (рис. 2).
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. Но разве он не знал, каким событием явилась для молодых россиян Ильи Репина и Василия Поленова их встреча с самим Доменико Морелли, смелым на баррикадах и в красках его палитры. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть.
Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Представители рода Врубелей (от польск.
Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. М. Ф. Для Врубеля он – могучий творческий дух, посредник между людьми и богами. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Дельно прозвучало недавнее предложение известного искусствоведа рассматривать искусство Семирадского в сфере искусства сугубо декоративного.