«царевна-лебедь» – картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). «царевна-лебедь»— картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Художник и певица обвенчались в том же году.
Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Судьба Врубеля была очень не простой. «Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя.
Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты».
Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Надежда Ивановна. Но картина «Царевна-Лебедь», за которую вскоре взялся художник, — не портрет жены в этой оперной роли. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
МоскваКогда композитор Римский-Корсаков сочинил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане», Врубель создал для спектакля декорации, придумал костюмы. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов.
И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.
Премьера состоялась 21 декабря. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Образы Врубеля находятся всегда на грани реального мира и фантастики, как это было и с внутренним миром художника.
Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. И какой облик. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь.
Партию Царевны-Лебедь исполняла его жена. На алых губах нет и тени улыбки. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини.
В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. Художник полюбил певицу с первого взгляда, вскоре она стала его женой. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Сильное, грозное произведение.
А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. За спиной девушки расположились огромные белые крылья. Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Драгоценные украшения напоминают нам, что перед нами принцесса. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия.
Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Но это неправда. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Созданные им работы, которые радуют зрителей, отличаются красотой и гармонией. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту.
Это неслучайно. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913).
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Крылья подчеркивают невинную красоту девушки. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Однако общественность, хотя и заинтересовалась творчеством художника, не спешила высказывать одобрение. Изящная, хрупкая, невесомая, она — как сказочное видение. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря из вдруг плеснувшей морской волны.
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные». Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. В ее печальных очах застыла тревога и скорбь, одновременно взор этих прекрасных глаз странно холоден и равнодушен к земной суете.
Царевна легко удерживает ее возле сердца, выражая чувство тревоги. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Чувствуется, что на душе героини неспокойно.
Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Врубель был в состоянии оценить природную красоту, так как был весьма талантлив. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины.
Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. С ранних лет мальчик учился живописи в частной школе. Очень часто Врубель находил вдохновение в национальном фольклоре, в русском былинном эпосе.
Под фатой виднеется темная густая коса. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Его отец был офицером, а затем стал военным юристом.
Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. Юный художник вскоре проявил склонность к рисованию. На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона.
На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Она обратила к зрителю печальное лицо с огромными и, как всегда у Врубеля, скрывающими некую тайну глазами — манит, зовёт за собой куда-то. В семье царили обожание, оба добивались необыкновенных творческих свершений. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. «Что за озлобленная ругань и ненависть и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича.
Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Полотно просто удивительно. «Царевна-Лебедь»1900г. Холст, масло 142, 593, 5Государственная Третьяковская галерея. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. – говорил о ней Врубель. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением. Царит полный покой, все как – будто заколдовано. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину.
Творческая манера Михаила отличается декоративностью и богатством цвета. С головы принцессы падает на плечи легкая прозрачная, как бы сотканная из воздуха, вуаль.
Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ».
Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Надежда понимала гениального Врубеля.
Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Шикарен перьевой наряд Царевны. Все певицы, поют, как птицы, а Надя – как человек. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом.
Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. На полотне она таинственна и загадочна, лицо её печально.
У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1900). Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение. В картине живёт непостижимое, манящее и тревожное, чудо красоты, мечты, сказки.
Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Художник получил прекрасное образование.
Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело».
Но, обладая могучим даром истинного таланта, он не замыкался в область мистических, потусторонних символов, как многие его современники. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Они обогащали друг друга, дополняли друг друга: искусство Забелы и творчество Врубеля были нерушимо связаны между собой. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.