Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан. Из биографии Михаила Шибанова известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. То, что он был крепостным человеком Потемкина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Таковы были эстетические и практические потребности времени. За историческим родом живописи следовал портретный, развитие и существование которого вызывалось насущной практической необходимостью. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. «Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство.
– Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике». В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства». Эти слова и послужили основанием считать Шибанова крепостным Потемкина. В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Известны и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века.
Потемкин, видимо, выделял Шибанова среди других художников. Жених приезжает смотреть невесту.
Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Его гамма красок очень сдержанна. В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед».
И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Деревня располагается на берегу р. Нерль в 67 км от села Нагорье, которое в феврале 1771 указом Екатерины II было пожаловано адмиралу Г. А. Спиридову в награду за заслуги в Турецкой войне.
Его гамма красок очень сдержанна. В 1780-е Шибанов работал на фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Люди их движения, чувства красивы и выразительны.
С 1783 «вольный художник». Жаркову.
Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Художник точно указывает адрес героев—село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области).
Написал серии портретов — Свиридовых (1772—76), Нестеровых (1777—78) — часть их в Третьяковской галерее. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Дожидаясь обеда, задумался о чем-то старик. русском музее в Ленинграде. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки. Значительно сложнее композиция «Сговора».
Портретист 2-й половины 18 века. Такую возможность они легко могли получить в 1770, когда были еще государственными и находились на более свободном положении, чем помещичьи. Они изображают нищих крестьян, калек перехожих исполненных большой выразительности.
Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи. красота юности в полном блеске, в устах улыбка или смех сердечной». Симпатичный образ невесты Анюты в той же главе «Едрово» очень близок к образу шибановской невесты. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук.
Шибанов Михаил (отчество и г. рождения неизвестен — умер после 1789), русский художник. И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность и это вполне естественно — так вообще писали в его время. Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Видимо, судьба Ерменева была плачевна.
Это голова Ивана Сусанина, простого русского человека, способного на героические поступки.
рубахи белые, взоры веселые, здоровье на щеках начертанное. Гневные страницы книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», его несчастные обитатели деревни Разореной и другие выведенные им крестьяне – яркое свидетельство злосчастной доли крепостного крестьянства екатерининского времени. Но вместе с тем Радищев и в этих условиях видит красоту русских людей. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. русском музее в Ленинграде.
Михаил Шибанов показывает другую сторону быта крестьянства. Они до сих пор выделяются среди блестящих произведений русских портретистов XVIII века. Художник передал ритм жизни в построении композиции. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло.
И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Жених приезжает смотреть невесту. Влюбленный в Анюту жених также соответствует жениху из «Сговора», нежно глядящему на свою невесту. На все эти вопросы, к сожалению, сейчас нет ответа.
Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. В 1783—86 написал иконы для Екатерининского собора в Херсоне (ныне в Херсонском краеведческом музее). Дмитриева-Мамонова (оба в ГРМ) Светлейший князь вызвал в Киев в 1787 именно Шибанова, хотя имел возможность обратиться к любому знаменитому портретисту. Дягилев и Н. Н. Врангель называли Шибанова «таинственным художником». Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье».
Крепостной Потемкина. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Его глаза светятся улыбкой. А Ушаков, в свою очередь, мог знать о художнике от Спиридова. Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности.
Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Рядом его жена держит на руках малыша.
Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Хозяин дома сидит в красном углу, под образами, его сын, прижав к груди большой каравай, нарезает хлеб, старуха в кокошнике ставит на стол миску, а молодая крестьянка в нарядном головном уборе готовится кормить ребенка.
Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Его биография до сих пор не выяснена даже в основных параметрах: когда и где родился и умер, был ли крепостным или свободным художником. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.
Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа — молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Они облачены в традиционные одежды, бережно сохранявшиеся веками как память рода, доставшиеся «от дедов и прадедов», бывшие предметом особой гордости. За невестой, очевидно, одна из ближайших ее подруг положила свои руки – правую на плечо жениха, левую на руку невесты, как бы соединяя их.
Найдены документы (1775 – 1781) о том, что крестьяне Мясоедова числились на оброке. Михаил Шибанов». Но в другом документе, датированном 8 декабря 1783, читаем: «волному живописцу Михайле Шебанову, подрядившемуся зделать для соборной церкви коностас впредь на заготовление материалов 1000 р».
Автор нескольких портретов и двух самых ранних у нас картин из крестьянской жизни. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен.
Так, например, в главе «Едрово» он пишет про русских женщин: «Толпа сия состояла более нежели из тридцати женщин. Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят абсолютно особняком среди всего живописного наследия XVIII века. Академия художеств того времени, казалось бы, открывала широкий доступ всем «свободным художествам», но в действительности это было не так. Молодой отец только и смотрит на ребенка. Первый русский художник изображавший жизнь крестьян. Венецианова. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея).
В избе за столом собралась крестьянская семья – родители, дети, внук. Установив по документам, что живописные образа иконостаса принадлежит кисти Шибанова, Алексеева разыскала сохранившуюся часть (11 произведений, написанных на холсте и дереве маслом, высотой от 103 до 233 см) в Херсонском краеведческом музее, куда они попали в 1962 после закрытия собора. Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры.
Их сын занят важным делом – нарезает хлеб. В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Первый русский художник изображавший жизнь крестьян.
В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве.
На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». Смысл этих картин был в документальном фиксировании «этнографического типа», черт лица, костюма историческом «анекдоте» личности, например «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» художника Эриксена 1771 года. Богатая одежда невесты и ее подруг, парча, золотые вышивки, жемчуга, камни ожерелья, полотно рубах, сукно мужских костюмов писаны с поразительно искусной передачей материалов. Высокая оценка этих произведений выдержала испытание временем. Это были портреты жены адмирала Спиридова Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц и племянника, детей ее брата: Александры Александровны, Варвары Александровны (девочки в возрасте восьми-девяти лет) и Афанасия Александровича Нестеровых. Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А. М. Они уходили на заработки в Петербург, работая столярами, позолотчиками, живописцами. Но на гравюре англичанина Дж.
На эти вопросы пока нет никакого ответа.
Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Однако, несмотря на такое положение, мы имеем данные, указывающие на то, что параллельно с господствующими академическими течениями существовало искусство и независимое от Академии. Краевед и исследователь исторической моды Владимирского региона Галина Федорова рассказывает, что «разобрала» картины Шибанова чуть ли не до последней пуговицы и последнего лоскута.
Его имя появляется в документах 17831786 по строительству и украшению Екатерининской церкви в Херсоне, городе на юге России (сейчас – Украина). Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Это чувствуется и в лучших его произведениях – портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова. В начале XX века, помимо перечисленных достоверных произведений Шибанова, ему приписывали еще два находившихся в собрании Академии художеств портрета: один – И. И.
За невестой, очевидно, одна из ближайших ее подруг положила свои руки – правую на плечо жениха, левую на руку невесты, как бы соединяя их. Кто были его учителя. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне. Старуха ставит на стол общую чашку с едой. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора».
В послепетровскую эпоху изображение русских крестьян, «русского народа» становится одной из тем официальных художников, находившихся на службе у Императорского двора и других учреждений. Шибанов первый привел в русскую живопись настоящих крестьян. Слева от них – группа мужчин. — портретист 2-й половины 18 века.
Однако, несмотря на это, мы находим его с 1774 года в заграничной командировке в Париже. Его картины — "Крестьянский обед" (1774) и "Сговор" (1777) — находятся в Гос. Долгое время были известны только два произведения Шибанова: портрет Екатерины II в дорожном костюме и меховой шапке, писанный им в Киеве в апреле 1787 года во время путешествия царицы в только что завоеванную Новороссию и портрет ее фаворита графа А. М.
Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Слева от них – группа мужчин. Аналогичная по своему сюжету с картиной Шибанова, она носит абсолютно другой характер. В конце концов он за это пострадал, получив аттестат четвертого разряда.
Но ведь то же восторженное состояние, в которое этот мир приводил его, чувствуется и у Радищева в тех строках, где он повествует о цельной, красивой и здоровой жизни крестьянства. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах. Написал серии портретов — Свиридовых (1772—76), Нестеровых (1777—78) — часть их в Третьяковской галерее. Мы знаем, что он был воспитанником Академии художеств, где в 1764 году обучался в архитектурном классе, а в 1767 году значился историческим живописцем, выдающимся своими способностями. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью.
В Петербурге в 1772 они построили собственный дом на Невском. Не исключено, что тогда сами Спиридовы дали ему «вольную», оценив его работу живописца. Михаил Шибанов». Первые исследователи русского искусства XVIII в. С. П. Один из загадочных мастеров русского искусства.
Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне. Спиридовой и Матвея Спиридова. Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина.
Уокера указано, что гравировал он с портрета, писанного художником по фамилии «Schebanoff». Кроме двух портретов братьев Спиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре шибановских произведения. И в этом отношении он не отходил от правды. Однако свидетельства об освобождении Шибанова от крепостной зависимости не найдено. Его картины — Крестьянский обед (1774) и Сговор (1777) — находятся в Гос. Третьяковской галерее. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея).
В их работах крестьяне становились экзотическими персонажами классицистического театра, «низкого жанра» – комедии. Творения Шибанова пронизаны оптимизмом. Ласково и нежно лицо молодой матери. Все крестьянские сцены Ерменева полны жестокого реализма, лишены всяких прикрас.
Вероятно, он вышел из крепостных крестьян, получил частное образование. Эти акварели относятся к 70-м годам XVIII века.
И в этом отношении он не отходил от правды. Тем крестьянства в то время, еще ни кем не была затронута и даже считалась в какой-то мере скандальной, так как ученикам художественных школ не давали даже смотреть на крестьян, чтоб испортить «изящный вкус». Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев.
Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Но ведь то же восторженное состояние, в которое этот мир приводил его, чувствуется и у Радищева в тех строках, где он повествует о цельной, красивой и здоровой жизни крестьянства. Видимо, в Париже он жил долго.
Сведения о личной жизни Ерменева крайне скудны. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. Значительно сложнее композиция «Сговора».
В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Шибанов вполне мог быть среди них, обучившись ремеслу еще в деревне. Видно, жизнь и его не обошла трудами и заботами.
На этот вопрос ответ нужно искать, несомненно, в его личных симпатиях к крестьянству. Многие ученные называют оба полотна чуть ли не «энциклопедией» по истории народной культуры России и русского костюма второй половины 18 века. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи. Вполне возможно предположить, что сам художник был уроженцем Суздальского края, так как у его господина (Потемкина) поместья были разбросаны решительно во всех местностях государства. Суздаль всегда был центром иконописания.
Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Первое сообщение о Шибанове встречается в донесении Потемкину от 7 октября 1783 полковника К. Гакса, ведавшего строительными делами: «Художник Вашей светлости коностас (иконостас) работаит Его работа всех в Херсоне удивлять будет». Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Его произведениям свойственна «манера внимательного, тонкого письма с настоящим артистизмом», они привлекают «теплотой в отношении к человеку, лишенной, однако, какой бы то ни было льстивости. Факты из биографии художника.
Эта работа вышла в свет во время пугачевского восстания. Где лежат истоки его творчества. О самом Шибанове известно очень мало. Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера. У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста.
В крестьянах Ерменева нет того довольства, которое мы видели в картинах Шибанова. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора». Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Сговор» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Доказательством являются крестьянские жанры Шибанова.
Для чего я тебя не узнал лет 15 тому назад». Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись. Храповицкий в своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. В Нагорье всем управляла жена адмирала, пока он не вышел в отставку в 1774. На сегодняшний день выявлено около 30 произведений художника (без вариантов), а исследования Т. В. Алексеевой предлагают в качестве версии, подкрепленной документально, «некоторые соображения» для его жизнеописания. Ерменев сделал зарисовку этого события, которая впоследствии была гравирована.
Все они были в праздничной одежде. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию. Шувалова, другой – Потемкина. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. Крепостной Потемкина.
Дмитриева-Мамонова (1787) тоже в дорожном платье. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. Этим же годом датируется первая известная работа Шибанова – Портрет Алексея Спиридова, сына адмирала (ГТГ). Павел». По этим картинам можно понять насколько тонко и точно художник видит окружающий его мир, мир простых крестьян. В июле 1789 года он присутствовал при взятии и разрушении Бастилии.
Картина «Крестьянский обед» – это этюд с натуры, передающий живость картины. И какая громадная разница между теми и другими. В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова.
И герои его — доподлинные, реальные крестьяне. Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанова. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло.
Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество Ерменева, – «Поющие слепцы» и «Крестьянский обед». Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного договора (1777).
Не случайно для написания с натуры портретов Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита графа А. М. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. Он изображал крестьян Суздальского края – коренных русских людей.
Ласковым и нежным движением прижимает она к себе дитя. Автор портретов А. Г. Спиридова (1772, Третьяковская галерея), В. С. Попова (1784—85, Одесский художественный музей), Екатерины II, А. М. Дмитриева-Мамонова (оба —1787, Русский музей, Ленинград). Он ощущает радость бытия, передавая простые и мужественные лица своих крестьян в обыденной ли, торжественной ли обстановке. Конечно же, картина «Крестьянский обед» далека от описи настоящей жизни крестьян, слишком уж работа торжественна и приукрашена, но не стоит в этом винить самого художника, если б он описал настоящую жизнь крестьян в их повседневной одежде, это могло «оскорбить вкус» зрителей, которые походили из аристократии. Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста.
Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Точно в пословице: Вся семья вместе, так и душа на месте. Уокером. Секретарь царицы А. В. Третьяковской галерее.
По другой версии, основанной на архивных документах Госархива Владимирской области, Шибанов был крепостным помещика Переславль-Залесской округи адмирала Григория Спиридова. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора».
По некоторым данным Шибанов был крепостным кн. Творчество Ерменева содержит резкую критику социальных контрастов в России XVIII века. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Лучше других портреты А. М.
Жених приезжает смотреть невесту. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». По «Географическому словарю» Семенова еще во второй половине XIX века село Татарово существовало, как «село Владимирской губ., Вязниковского уезда в 23 в. от уездного города при речке Мстерке». Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры.
Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Точно никто не знает ни место, ни год его рождения, ни дату смерти.
Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Наиболее зрелые его портреты — Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова (1787) — оба в Гос. Он раскрывает моральную красоту народа изображает его в немногие светлые минуты жизни.
Из крепостных крестьян. Наиболее зрелые его портреты — Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова (1787) — оба в Гос. Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России.