Михаилъ Шибанов». На обороте вновь открытого портрета сына адмирала Григория Андреевича Свиридова, героя Чесменской баталии исследователи впервые увидели автограф загадочного мастера конца XVIII века: «Писал Михаил Шибанов». Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789) — русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян.
Михаил Шибанов состоял при знаменитом вельможе Екатерины II – Потёмкине. Из биографии Михаила Шибанова известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. Таким образом, выяснилось, что исторический живописец Алексей Шабанов, от которого не дошло до нас ни одного произведения и портретист Михаил Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Крепостной художник Михаил Шибанов принадлежит к числу самых своеобразных и вместе с тем загадочных фигур в русском искусстве XVIII века. В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов Шибанов Михаил Русский художник.
Шибанов Михаил (. Сведений же о Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. И прибавил: Писал в 1774 году Михаил Шибанов. Лит. : Жидков Г. В., М. Шибанов, М., 1954 Алексеева Т. В., Михаил Шибанов по новым материалам, в её кн. : Исследования и находки, М., 1976. Писал в 1774 году Михаил Шибанов».
В начале XX в., помимо перечисленных достоверных произведений Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Лит. : Дягилев С., Портретист Шибанов, "Мир искусства", 1904, 3 Врангель И., Несколько слов о Михаиле Шибанове "Старые годы", 1910, 2. Шибанов Михаил (ск.
Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово— умер после 1789)— русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. Вот и все крайне ограниченное художественное наследство Михаила Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Среди русских художников XVIII в. совершенно особое место занимает Михаил Шибанов Шибанов Михаил Русский художник.
На этот вопрос ответ нужно искать, несомненно, в его личных симпатиях к крестьянству. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. В 1780-е Шибанов работал на фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Первые исследователи русского искусства XVIII в. С. П. В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова.
Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Потемкин, видимо, выделял Шибанова среди других художников. И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность и это вполне естественно — так вообще писали в его время.
И в этом отношении он не отходил от правды. Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки. Значительно сложнее композиция «Сговора».
Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора. Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят абсолютно особняком среди всего живописного наследия XVIII века. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. Их сын занят важным делом – нарезает хлеб.
И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Влюбленный в Анюту жених также соответствует жениху из «Сговора», нежно глядящему на свою невесту. Если Шибанов и знал их работы, то, во всяком случае имел право с ними не считаться. На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых и Нестеровых, написано: «Сия картина представляет суздалской провинцыи крестьян. Некоторые технические детали его письма позволяют, однако, выдвинуть следующие предположения. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Перед самым получением аттестата он с некоторыми из товарищей замешан был в какую-то историю, грозившую исключением из Академии.
Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Академик живописи, педагог., Левицкий Левицкий Дмитрий Григорьевич Известный русский художник 18 века.
В Нагорье всем управляла жена адмирала, пока он не вышел в отставку в 1774. и Боровиковский Боровиковский Владимир Лукич Русский художник-портретист, академик (1795), советник Академии художеств в Петербурге (1802). С 1783 «вольный художник».
В Петербурге в 1772 они построили собственный дом на Невском. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Храповицкий в своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Старуха ставит на стол общую чашку с едой.
Шибанов первый привел в русскую живопись настоящих крестьян. Видимо, судьба Ерменева была плачевна.
Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене.
Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Голову и часть лба закрывает золотая повязка – принадлежность девичьего головного убора.
Первым учителем художника был его отец. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора». Это голова Ивана Сусанина, простого русского человека, способного на героические поступки. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. Мы не знаем, как сложилась его судьба, как он стал художником, где и у кого учился.
Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанова. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. И герои его — доподлинные, реальные крестьяне. Жених приезжает смотреть невесту. — портретист 2-й половины 18 века.
Однако, несмотря на это, мы находим его с 1774 года в заграничной командировке в Париже. Молодой отец только и смотрит на ребенка. Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. То, что было сделано в этой области до Шибанова, едва заслуживает упоминания. Из биографии Шибанова мы знаем только то, что его господином был знаменитый екатерининский вельможа Потемкин.
Уокера указано, что гравировал он с портрета, писанного художником по фамилии «Schebanoff». Кроме двух портретов братьев Спиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре шибановских произведения. Они до сих пор выделяются среди блестящих произведений русских портретистов XVIII века. Установив по документам, что живописные образа иконостаса принадлежит кисти Шибанова, Алексеева разыскала сохранившуюся часть (11 произведений, написанных на холсте и дереве маслом, высотой от 103 до 233 см) в Херсонском краеведческом музее, куда они попали в 1962 после закрытия собора.
Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. И какая громадная разница между теми и другими. Но на гравюре англичанина Дж. В ту раннюю пору зарождения национального искусства он сумел оценить и передать духовную красоту и величие русского народа. Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан. Из биографии Михаила Шибанова известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. То, что он был крепостным человеком Потемкина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями.
Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят абсолютно особняком среди всего живописного наследия XVIII века. Академия художеств того времени, казалось бы, открывала широкий доступ всем «свободным художествам», но в действительности это было не так. Художник. Его гамма красок очень сдержанна. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене.
Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Сговор сей бывает свят и нерушим и нарушивший платит бесчестье». Его гамма красок очень сдержанна.
Достаток и даже богатство крестьянских семей в обеих картинах Шибанова калится стоящими в противоречии с ужасающим положением крестьянства того времени. русском музее в Ленинграде. Его произведениям свойственна «манера внимательного, тонкого письма с настоящим артистизмом», они привлекают «теплотой в отношении к человеку, лишенной, однако, какой бы то ни было льстивости.
Оба портрета находятся в Русском музее. Эти произведения были такой высокой художественности, что вызвали исключительный интерес как к ним самим, так и к написавшему их мастеру. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве.
Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Однако свидетельства об освобождении Шибанова от крепостной зависимости не найдено. В июле 1789 года он присутствовал при взятии и разрушении Бастилии. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается живописцем его светлости.
С 1783 "вольный художник". Шибанов Михаил (отчество и г. рождения неизвестен — умер после 1789), русский художник. Но, судя по его картинам, можно лишь утверждать, что художник знал обстановку крестьянской жизни и многие частности ее быта. рубахи белые, взоры веселые, здоровье на щеках начертанное. Венецианова. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб.
Найдены документы (1775 – 1781) о том, что крестьяне Мясоедова числились на оброке. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана — что эта парча русского производства. Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера. У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. на сегодня сохранилась "Притча о мудрых и неразумных девах" (1790-1792) ныне в. Из биографии Михаила Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен.
Ерменев сделал зарисовку этого события, которая впоследствии была гравирована. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло.
Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Сговор» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Жених приезжает смотреть невесту.
Его картины — "Крестьянский обед" (1774) и "Сговор" (1777) — находятся в Гос. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов». Жаркову. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне.
В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Из сумерек коричневатого фона выходит вся затемненная левая группа, у которой свет играет только на лицах. Антропова, приехав туда ок.
Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Михаил Шибанов показывает другую сторону быта крестьянства. Художник. Все они были в праздничной одежде.
Михаил Шибанов». В 1783—86 написал иконы для Екатерининского собора в Херсоне (ныне в Херсонском краеведческом музее). Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок.
Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. Написал 37 икон для собора Борисоглебского Новоторжского монастыря. Они уходили на заработки в Петербург, работая столярами, позолотчиками, живописцами. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию. Дожидаясь обеда, задумался о чем-то старик. Его глаза светятся улыбкой.
Не исключено, что тогда сами Спиридовы дали ему «вольную», оценив его работу живописца. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. 1758. Первое сообщение о Шибанове встречается в донесении Потемкину от 7 октября 1783 полковника К. Гакса, ведавшего строительными делами: «Художник Вашей светлости коностас (иконостас) работаит Его работа всех в Херсоне удивлять будет». Кто были его учителя.
Русских крестьян изображали заезжие художники-иностранцы – француз Лепренс, в 1758 – 1762 годах сделавший ряд рисунков (повторенных впоследствии в гравюре) на русские бытовые темы и датчанин Эриксен, автор группового крестьянского портрета. Творчество Ерменева содержит резкую критику социальных контрастов в России XVIII века. – Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике». В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства».
Уокером. Автор портретов А. Г. Спиридова (1772, Третьяковская галерея), В. С. Попова (1784—85, Одесский художественный музей), Екатерины II, А. М. Дмитриева-Мамонова (оба —1787, Русский музей, Ленинград). Спиридовой и Матвея Спиридова. Он раскрывает моральную красоту народа изображает его в немногие светлые минуты жизни. Эти слова и послужили основанием считать Шибанова крепостным Потемкина. Ласковым и нежным движением прижимает она к себе дитя.
И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». Третьяковской галерее. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись.
Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию. И в этом отношении он не отходил от правды.
Это были портреты жены адмирала Спиридова Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц и племянника, детей ее брата: Александры Александровны, Варвары Александровны (девочки в возрасте восьми-девяти лет) и Афанасия Александровича Нестеровых. Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А. М. Лит. : Жидков Г. В., М. Шибанов, М., 1954 Алексеева Т. В., Михаил Шибанов по новым материалам, в её кн. : Исследования и находки, М., 1976. Он изображал крестьян Суздальского края – коренных русских людей. Известны и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века.
Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов. Однако, несмотря на такое положение, мы имеем данные, указывающие на то, что параллельно с господствующими академическими течениями существовало искусство и независимое от Академии. На шее у нее повязка, вышитая жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах – серьги. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. Факты из биографии художника. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.
Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Павел». Художник точно указывает адрес героев—село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области). Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование.
Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Лепренс воспринял русскую жизнь как «восточную экзотику», непонятную и неправдоподобную, а натуралистическая картина Эриксена не имеет ни познавательного, ни художественного значения. Дмитриева-Мамонова (1787) тоже в дорожном платье.
красота юности в полном блеске, в устах улыбка или смех сердечной». Симпатичный образ невесты Анюты в той же главе «Едрово» очень близок к образу шибановской невесты. Слева от них – группа мужчин. Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». А Ушаков, в свою очередь, мог знать о художнике от Спиридова. Академик живописи, педагог. а.
Из крепостных крестьян. Его имя появляется в документах 17831786 по строительству и украшению Екатерининской церкви в Херсоне, городе на юге России (сейчас – Украина). Они писаны еще робко, неуверенно и вяло.
Бывший потемкинский крепостной Шибанов прекрасно знает крестьян их бытовой уклад во всех особенностях и подробностях. На все эти вопросы, к сожалению, сейчас нет ответа. Люди их движения, чувства красивы и выразительны. Художник. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Художник.
Эти акварели относятся к 70-м годам XVIII века. В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне. Спиридовой и Матвея Спиридова.
Так, например, в главе «Едрово» он пишет про русских женщин: «Толпа сия состояла более нежели из тридцати женщин. Слева от них – группа мужчин. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта.
Видимо, в Париже он жил долго. В конце концов он за это пострадал, получив аттестат четвертого разряда.
Шибанов вполне мог быть среди них, обучившись ремеслу еще в деревне. Написал серии портретов — Свиридовых (1772—76), Нестеровых (1777—78) — часть их в Третьяковской галерее. Мастер жанровой картины. ских произведения. Дягилев и Н. Н. Врангель называли Шибанова «таинственным художником».
Первый русский художник изображавший жизнь крестьян. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Точно в пословице: Вся семья вместе, так и душа на месте. Высокая оценка этих произведений выдержала испытание временем. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование.
На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». В 1783—86 написал иконы для Екатерининского собора в Херсоне (ныне в Херсонском краеведческом музее). Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. По некоторым данным Шибанов был крепостным кн. Они изображают нищих крестьян, калек перехожих исполненных большой выразительности. По «Географическому словарю» Семенова еще во второй половине XIX века село Татарово существовало, как «село Владимирской губ., Вязниковского уезда в 23 в. от уездного города при речке Мстерке». Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры.
Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора». Мастер жанровой картины. а. Творения Шибанова пронизаны оптимизмом. Ласково и нежно лицо молодой матери. Жених приезжает смотреть невесту. Уокер. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.
Мастер жанровой картины. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина.
Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). Рядом его жена держит на руках малыша. Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи. Вполне возможно предположить, что сам художник был уроженцем Суздальского края, так как у его господина (Потемкина) поместья были разбросаны решительно во всех местностях государства. Суздаль всегда был центром иконописания.
В крестьянах Ерменева нет того довольства, которое мы видели в картинах Шибанова. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора».
Аналогичная по своему сюжету с картиной Шибанова, она носит абсолютно другой характер. Уокером. Секретарь царицы А. В. Если бы он не подписывал своих произведений, самое имя Шибанова вряд ли стало бы известно потомству. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта.
Для чего я тебя не узнал лет 15 тому назад». На эти вопросы пока нет никакого ответа. В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. Автор нескольких портретов и двух самых ранних у нас картин из крестьянской жизни.
Все крестьянские сцены Ерменева полны жестокого реализма, лишены всяких прикрас. Шувалова, другой – Потемкина. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Дмитриева-Мамонова (оба в ГРМ) Светлейший князь вызвал в Киев в 1787 именно Шибанова, хотя имел возможность обратиться к любому знаменитому портретисту. Потребность в портрете, в оставлении на память потомству своей личности, была как в придворных, так и вообще в дворянских кругах очень велика и потому портретные художники представляли преобладающую группу.
Но в другом документе, датированном 8 декабря 1783, читаем: «волному живописцу Михайле Шебанову, подрядившемуся зделать для соборной церкви коностас впредь на заготовление материалов 1000 р». Это были портреты жены адмирала Спиридова, Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой и ее двух племянниц И племянника, детей ее брата: Александры Александровны и Варвары Александровны (девочки в возрасте 8 – 9 лет) и Афанасия Александровича Нестеровых. В том же году был написан портрет генерала А. Дмитриева-Мамонова, одно из прекраснейших произведений портретной живописи XVIII века, «портрет, достойный европейской славы», как отзывались о нем позднейшие критики. Всё это приемы издревле шедшие еще от русской иконописи.
Учился в Киеве и Петербурге у А. П. Видно, жизнь и его не обошла трудами и заботами. «Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. Значительно сложнее композиция «Сговора».
Картины не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике изображаемого – в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не писали. Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола.
Высокая оценка этих произведений выдержала испытание времени. Наиболее зрелые его портреты — Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова (1787) — оба в Гос. Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество Ерменева, – «Поющие слепцы» и «Крестьянский обед». Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта.
Академик живописи, педагог. а. В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Картина «Крестьянский обед» – это этюд с натуры, передающий живость картины. Где лежат истоки его творчества. Крепостной Потемкина.
Здесь он делает лишь первые шаги к овладению портретным искусством и можно было бы думать, что эти портреты относятся к периоду его ученичества, если бы теми же годами не были датированы обе его замечательные картины – «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Этим же годом датируется первая известная работа Шибанова – Портрет Алексея Спиридова, сына адмирала (ГТГ). Жаркову.
Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного договора (1777). Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах. Кроме двух портретов братьев Опиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре Шибанов Шибанов Михаил Русский художник. Гневные страницы книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», его несчастные обитатели деревни Разореной и другие выведенные им крестьяне – яркое свидетельство злосчастной доли крепостного крестьянства екатерининского времени. Но вместе с тем Радищев и в этих условиях видит красоту русских людей. Лучше других портрет А. М. Единственно, кто сохранил имя автора, – был гравер, англичанин Дж. Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам.
Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине. В избе за столом собралась крестьянская семья – родители, дети, внук. Автор портретов А. Г. Спиридова (1772, Третьяковская галерея), В. С. Попова (1784—85, Одесский художественный музей), Екатерины II, А. М. Дмитриева-Мамонова (оба —1787, Русский музей, Ленинград). Шибанов Михаил (отчество и г. рождения неизвестен — умер после 1789), русский художник.
Сведения о личной жизни Ерменева крайне скудны. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Лучше других портреты А. М. Михаил Шибанов». Из крепостных крестьян. На сегодняшний день выявлено около 30 произведений художника (без вариантов), а исследования Т. В. Алексеевой предлагают в качестве версии, подкрепленной документально, «некоторые соображения» для его жизнеописания.
Доказательством являются крестьянские жанры Шибанова. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна.