В своем творчестве Рембрандт неоднократно изображал мельницы, видя в них собственный шарм и красоту. Картина Рембрандта Мельница: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Заметны серые пятна вокруг мельницы и кракелюры в центре офорта, совершенно не характерные для Рембрандта. Без ответа остаётся вопрос, почему из множества мельниц в Амстердаме и его окрестностях в 1641 году, в зените славы, Рембрандт выбрал для офорта мельницу с наименее приятным названием и расположенную очень далеко от его дома.
А. С. Пушкина). Так, Жертвоприношение Авраама (1635, Эрмитаж) обнаруживает следы сильного воздействия итальянского барокко, проявляющиеся в мелодраматической трактовке ситуации, в идеализации образов использовании эффектных ракурсов. Образный лейтмотив таких картин – это поэзия спокойного, неторопливого течения жизни. Тема труда в голландском искусстве не заняла надлежащего места.
Чтобы не открывать еще одну категорию, опишу ее здесь. Лучшие из них- Автопортрет 1634 г. в Лувре и Портрет Саскии около 1634 г. в Касселе. «Одной только Мельницы Рембрандта достаточно, чтобы создать эпоху в искусстве. Природа передана здесь в момент ее высочайшего напряжения, в своем вечном изменении. Как только уровень воды становился выше нормы, сигнальная система срабатывала и мельницы начинали откачку воды.
Предметы сервировки, например, объединяются у него в целостный натюрморт. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Мельница». В мировом искусстве Рембрандт по праву занимает место величайшего портретиста. 1654) меньше созерцательности, чем в названных произведениях, – в этом полном напряженной мысли человеке много суровой решительности. Следует отметить, что уровень мастерства Рембрандта в Ночном дозоре еще не вполне соответствует значительности замысла.
Наиболее отчетливого выражения пленеристические искания Фабрициуса достигли в одном из его самых своеобразных произведений – гаагском Щегленке (1654). Более выгодной конструкцией стала голландская или шатровая мельница. А. С. Пушкина Концерт в Берлине). Датируется она 1846 годом, а по некоторым источникам 1847. Художник видит природу в сильном движении – в его картинах холмы и горы вздымаются к небу, деревья кажутся качающимися от ветра, водные потоки бурно низвергаются по неровностям почвы, облака тяжело нависают над землей. Тем более, мельница действительно достойна рассказа.
К лучшим поздним автопортретам принадлежит венский (ок. Принадлежала гильдии кожевников. А. С. Пушкина). Сюжет картины – призыв Юлия Цивилиса, вождя племени батавов (считавшихся предками нидерландцев), к восстанию против Рима (68 – 70 гг. На этой территории поселилось около 70 тысяч жителей.
В эрмитажном Портрете старика в красном (ок. Из них-то жизнь и состоит. Еще дальше идут в этом направлении Абрахам Темпель и Каспар Нетсхер. Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой одно-фигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во Флейтисте (ГМИИ им. в жизни Рембрандта ознаменовано нарастающим конфликтом с буржуазным обществом. Рембрандт как в живописи, так и в графике много работает в области пейзажа. Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину настроении эмоционального подъема.
Голландский жанр (мы говорим о его общей тенденции, а не об отдельных, стоящих особняком, хотя в принципиальном отношении и очень важных явлениях) имеет ярко выраженный буржуазный отпечаток. В своих ранних работах, например в дрезденской картине Христос и Пилат перед народом (1671), Гельдер заимствует композиционные мотивы из офортов своего учителя. Типичной в этом смысле была и судьба де Витте. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Но не настаиваю. Творческие идеи Фабрициуса были продолжены и развиты другими живописцами. Несомненно идея картины не исчерпывается функциями группового портрета. Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность.
А. С. Пушкина). von Bode. Таковы его офорты Мост Сикса, Вид на Омваль (оба 1645 г. ), его многочисленные рисунки пером, выполненные во время прогулок по окрестностям Амстердама. Жесты сведены к минимуму, вся сила картины – в выразительности лиц.
Внутри воссоздана обстановка, в которой проживала семья художника. Высшей степени драматизма Рейсдаль достигает в картине Еврейское кладбище (два варианта – в Дрездене и Детройте), где из мрака выделяются белый искривленный ствол высохшего дерева и руины старого здания, а водный поток пробивает себе путь среди мраморных надгробий.
С 1650 г. начинается поздний период в творчестве Рембрандта. От 1630-х гг. Еще более драматичны лесные пейзажи Рейсдаля (Лесное болото, Эрмитаж Лесной пейзаж, Вена Охота на оленя, Дрезден), монументальные эффектные виды замков на высоких холмах (Замок Бентхейм, Лондон, собрание Бейт) и ландшафты с водопадами (Водопад, Брауншвейг, Музей).
Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1550-е гг. ) или служанка в дрезденской картине Дама, моющая руки. Leipzig, 1956). Искусство художников нового поколения утрачивает последние следы былого демократизма. Но, главное, отведать его в пабе, который расположен внутри. Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 – 1660-х гг. В жизни Рембрандта 1630-е гг.
В буржуазной республике, где вкусы правящего класса столь ощутительно влияли на художественный успех, сами требования рынка содействовали укоренению в жанровых полотнах поверхностной завлекательности и скрупулезной тщательности письма вместо глубокого проникновения в мир человеческих чувств и смелых живописных решений. Непреходящее значение имеет тот факт, что голландские жанристы сумели раскрыть поэзию самых обыденных явлений повседневной жизни. По контрасту с великим множеством произведений изображающих повседневную жизнь Голландии в идиллическом свете, терборховская картина воспринимается как подлинный образ той Голландии, где бедные были беднее, чем где-либо.
До сих пор непонятно почему именно ее выбрал Рембрандт в качестве своей модели. Он создает то эффектные парадные портреты (Портрет Мартина Дай, 1634, Париж), то более скромные изображения (Портрет Бургграфа, 1633, Дрезден), то парные портреты, в которые вносятся некоторые приемы бытовой картины (Портрет корабельного мастера и его жены, 1633, Лондон). С 1997 года Киндердейк был помещен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах.
В Девушке с письмом (Дрезден, Картинная галерея) и Офицере и смеющейся девушке (Нью-Йорк, музей Фрик)непосредственность видения, столь ярко проявившаяся в предшествующих полотнах, несколько отступает перед обобщающей тенденцией. Центральный образ картины – образ Марии – наделен большой внутренней экспрессией. Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод.
Упавший перед своим отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней степени нищеты и унижения, – это образ, с поразительной художественной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. Наиболее интересна среди них сложная и многоплановая по замыслу Мастерская живописца (Вена, Художественно-исторический музей), где Вермеер изобразил самого себя за работой над аллегорической композицией, а также две другие картины – Географ (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и Астроном (Париж, собрание Ротшильда), где, пожалуй, впервые в голландской жанровой живописи с такой степенью художественной убедительности были воплощены образы людей пытливой мысли и неустанных научных исканий. О том, до какой степени снижения могут быть доведены некоторые изобразительные приемы Рембрандта, свидетельствуют произведения Геррита Доу (1613 – 1675), ученика Рембрандта в самые ранние, лейденские годы. Более самостоятелен Гельдер в таких произведениях, как Руфь и Вооз (Вена), Авраам и три ангела (Роттердам), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитажа и Художник в мастерской (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт).
Переезд Фабрициуса в 1550 г. в Дельфт открывает новый этап его творчества. Ночной дозор занимает в творчестве Рембрандта особое место. Наконец, в числе его интерьерных композиций выделяется замечательная дрезденская картина, своеобразный автопортрет Остаде – Художник в своей мастерской (1663). В голландской жанровой живописи можно найти множество картин с изображением служанок, занятых работами по хозяйству, но только у одного Вермеера в его амстердамской Служанке с кувшином молока образ человека из народа приобрел черты спокойной внутренней силы, граничащей с подлинным величием. 1652), где облик художника полон простоты и вместе с тем высокого достоинства и луврский (1660), в котором мастер изобразил себя перед мольбертом с палитрой и кистями в руках, – в этом автопортрете беспощадная правдивость в передаче внешности дряхлеющего мастера соединяется с ярким воплощением его неугасающей творческой мощи. Неотъемлемая особенность его рисунков – большая эмоциональная выразительность.
Однако вместо традиционной пирушки стрелков или сцены представления капитаном зрителю своих офицеров Рембрандт дал абсолютно иное решение: он изобразил внезапное выступление стрелковой роты по приказу капитана, – колонна стрелков во главе с капитаном и лейтенантом, появляясь из-под высокой арки величественного архитектурного сооружения, переходит мост через канал. Особенно наглядно изменение социального типа голландского бюргера проявилось в портрете. Последний групповой портрет Рембрандта – Синдики (старшины цеха суконщиков), выполненный в 1662 г. (Амстердам), суммирует достижения художника в этом жанре.
Идейным центром картины является образ Цивилиса. Живописные пейзажи Рембрандта 1630-1640-х годов немногочисленны. Даже нерадивому школьнику известно: Голландия – страна мельниц. Колорит его тускнеет, все заметнее становится сухой локальный цвет.
Фромантен. В самой дальней части картины виднеются темные деревья, среди которых пасутся коровы. Пейзажи написаны свободным мазком, усиливающим контраст света и тени. В последние годы творческой деятельности Вермеера, когда его искусство оказалось затронутым общим упадком голландской живописи, его жанровые сцены приобрели оттенок поверхностного анекдотизма (Любовное письмо, Амстердам, Рейксмузей) у него появляется надуманная аллегорическая композиция (Аллегория веры, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Усложняется техника офорта добавляя к травленому штриху сухую иглу, мастер использует для достижения большей живописности шероховатости краев штриха (так называемые барбы), применяет различные способы травления, а также нанесения краски при печатании наконец, он вносит изменения в доски после получения готовых оттисков, в связи с чем многие офорты известны в нескольких состояниях.
17 века голландское искусство вступает в период упадка. Жесты, выражающие их душевный порыв, просты и естественны. Отсюда и название.
Виртуозное владение штрихом в гравюре-офорте и сухой игле (поздние пейзажи художника 1650-х годов почти все выполнены в этой технике), однако, не способно передать ту особую «эскизную» легкость рисунка Рембрандта. Теперь из такого большого количества – в окрестностях Амстердама мельниц осталось всего восемь (в смысле рабочих), а для посещения открыты только две. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В этот период уменьшается количество заказных портретов, большое внимание художник уделяет изображениям простых народных типов (первая серия эскизов Христа, около 1648), углубляет новый вариант «Данаи» (1646 – 1647).
В эти же годы Рембрандтом создан один из его самых знаменитых офортов – Христос исцеляющий больных – так называемый Лист в сто гульденов (офорт назван так из-за высокой цены, которую он приобрел еще при жизни художника). 1645 Пейзаж со всадником, ок.
Но бытовая живопись голландцев имела и свои ограниченные стороны. Обычно оба мастера размещают на мраморном столе, небрежно накрытом собранным в складки цветным ковром, расписные фаянсовые блюда с персиками, апельсинами и лимонами, гроздья винограда, хрустальные бокалы, драгоценные кубки из перламутровых раковин и чеканного серебра. А. С. Пушкина). К лучшим офортам этого времени относится Смерть Марии (1639) – многофигурная композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы.
Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно У сводни (1656, Дрезден, Картинная галерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера. Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту – изменяется и сам Рембрандт. Рисунки он исполнял тростниковым пером, а затем, обобщая натурные мотивы, прорабатывал их размывкой кистью бистром (или черной акварелью), мелом или чернилами. Эти новые приемы Рембрандт использует и в еще не крупной по размерам многофигурной композиции Симеон во храме (1631, Гаага).
На подступах к решению этой задачи Фабрициус выполнил оригинальную композицию Продавец музыкальных инструментов (1652, Лондон, Национальная галерея), в которой благодаря специфически панорамному изображению центральной части Дельфта образ человека дан в своеобразном сопоставлении с образом города. Но мельницы как таковые появились не сразу. В 12 веке Европа построила первую ветряную мельницу для помола зерна.
Кому как, а для меня это полезнее паба. До них можно добраться с помощью лестниц, видна фигура человека с мешком, спускающаяся или поднимающаяся по лестнице. Однако популярные в свое время Говерт Флинк (1615 – 1660), Фердинанд Боль (1616 – 1680) и другие не пошли дальше внешнего подражания учителю. Значение Рембрандта для голландского искусства огромно. Упадок сказывается во всех остальных жанрах.
Сама композиция трактована в монументальных формах детали сведены к минимуму из предметов реального окружения представлены только ложе Иакова и занавеси, торжественно обрамляющие картину. Уменьшение числа заказов, неоплаченные долги привели к ухудшению материального положения художника и завершились банкротством: в 1656 г. Рембрандт объявляется несостоятельным должником, а в следующем году его имущество и ценнейшая коллекция распродаются с аукциона. Сюжетный репертуар зрелых и поздних картин Вермеера как будто бы близок к работам других мастеров бытового жанра – например, Терборха и Метсю действие их происходит в комнатах патрицианского дома – так же как у Хооха.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Особое место занимает в творчестве Рембрандта Заговор Юлия Цивилиса (1661, Стокгольм), единственное у него произведение исторического жанра, выполненное в формах монументальной живописи. В последние годы жизни Рембрандта создано гаагское полотно Давид перед Саулом. Нередко он выбирает для изображения переходные состояния, позволяющие с особой яркостью передать внутреннюю жизнь природы.
Причем, не слишком приятным способом – с помощью рыбьего жира. Однако и в 1660-х гг. Снова Рембрандт поражает нас захватывающей силой душевного переживания. Основа композиционной незыблемости картины заключена в равновесии ее цветовых звучаний.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Рембрандт поднимается до осознания непреходящей ценности человека. Так, в дрезденской Девушке с письмом дельфтское фаянсовое блюдо с яблоками и сливами, небрежно поставленное на столе, накрытом ярким восточным ковром, образует живописный фрагмент поистине необычайной красоты и мощи.
В пейзаже остаются мелочно выписанные городские виды Яна ван дер Хейдена (1637 – 1712), в натюрморте – мертвые букеты Яна ван Хейсума (1682 – 1749). Корпус мельницы сделан из кирпича и обшит деревом, в нём проделаны дверные проёмы.
С XVI века существовали различные виды пейзажной живописи – марина, зимние сцены на льду, панорамный или равнинный («космический») пейзаж изображение городских видов. 1657, Эрмитаж), У двери кладовой (Амстердам), Служанка с ребенком во дворике (1658, Лондон, Национальная галерея), Игроки в карты (1658, Лондон, Бекингемский дворец). Панорама кажется бесконечной, она рождает ощущение величественного покоя. Его вклад равно велик и в живописи и в гравюре и в рисунке.
Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г., – Пейзаже с руинами на горе (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и Пейзаже с мельницей (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса. Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта – у него очень много картин изображающих попойки в трактирах, празднества (например, Праздник бобового короля Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы. В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (В деревенском кабачке, 1660, Дрезден). Время между 1642 и 1650 гг.
В известной Головке девочки (Гаага, Маурицхейс) теплая гамма уступила место холодному жемчужному тону преобладающими стали сочетания лимонно-желтого с синим. Это только кажется, что в нем невозможно жить, отнюдь. В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Карель Фабрициус (1622 – 1654) прожил недолгую жизнь (он погиб во время взрыва порохового склада в Дельфте) и число сохранившихся его произведений очень невелико. Лист Пейзаж с тремя деревьями Рембрандт выполнил на офортной доске Геркулеса Сегерса. Первыми приспособлениями для перемалывания зерна были ручные жернова в виде двух круглых камней с отверстием посередине.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. В более раннем из них – роттердамском (1645, музей Бойманс-ван Бейнинген) с замечательной яркостью и какой-то поразительной откровенностью запечатлен облик молодого живописца, мятущегося, не чуждого резких порывов и крайностей, но в то же время наделенного незаурядной внутренней силой. Жизнь Джона Констебля, эсквайра.
Die Meister der Hollandischen und Flamischen Malerschulen. Но главное- воспоминания остались. Портрет Сикса у окна и Портрет Харинга Старшего (ок. 1652), которое воспринимается как грандиозная феерия или растворяющийся в световом сиянии Христос в Эммаусе (1654) и, наконец, потрясающий смелостью своего замысла, полный трагического пафоса монументальный лист Три креста (1653).
В этой композиции невозможно рассматривать порознь цвет и светотень. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт Возвращение блудного сына 1636). Вы вполне ее можете посетить для того, чтобы понаблюдать за процессом приготовления пива.
А. С. Пушкина. Именно специфическая для Рембрандта светозарность цвета придает колориту его поздних картин исключительную по своей интенсивности звучность. Николас Мас (1634 – 1693), некогда ученик Рембрандта и автор интересных по замыслу, привлекательных по своей живописи жанровых картин, ныне имитируя ван Дейка изображает представителей голландского патрициата в формах барочного парадного портрета. В более засушливых регионах Европы ветер подавал воду на поля для орошения земли.
Именно в эти трагические годы Рембрандт создает свои самые значительные произведения. Сохраняется интерес и к выразительным головам стариков. Вот таким образом семьи мельников зачастую прямо в них и проживали.
в своем большинстве уже не обладают прежней творческой мощью. стала полуфигурная композиция крупным планом. Если в 1640-х гг.
Тематика его – быт состоятельного бюргерства, галантные пары за завтраком (Завтрак, ок. Но речь здесь должна идти, конечно, не о прямом заимствовании каких-то мотивов, а об их глубоком творческом претворении в соответствии с особенностями замысла самого Рембрандта. Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла Страстей Христа (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636 – 1639 гг.
К 1650-м гг. Уже первые из дошедших до нас произведений Вермеера – созданные до 1656 г. Диана с нимфами (Гаага, Маурицхейс) и Христос у Марфы и Марии (Эдинбург, Национальная галерея) – привлекают на редкость своеобразным сочетанием возвышенного строя образов и одновременной близости их к реальной натуре. Слава картины меркнет и возрождается лишь в начале 19 в., когда она и получила свое нынешнее неправильное название – Ночной дозор (Действие картины происходит не ночью, а при солнечном освещении это подтверждается, например, характером тени, падающей от протянутой руки капитана на светлую одежду лейтенанта.
Пауль Поттер (1625 – 1654) изображает обычно пасущееся на лугах стадо коров либо ферму, около которой расположились коровы, лошади, козы, овцы и домашняя птица (Корова, смотрящаяся в воду, 1648, Гаага Коровы на пастбище, Гаага Ферма, Эрмитаж) иногда он пишет одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа (Бык, 1647, Гаага Собака на цепи, Эрмитаж). К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится Бокал лимонада (Эрмитаж). Рейсдаль глубже других пейзажистов понял возможности света – свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание – умиротворенное чувство эрмитажного Морского берега, предгрозовое состояние Вида деревни Эгмонд, глубокое настроение Зимы (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), мрачный трагизм Еврейского кладбища. В них нельзя изменить ни одной детали без того, чтобы не пострадала архитектоника целого.
Адриан ван Остаде (1610-1685) известен главным образом как мастер крестьянского жанра. А помогли им в этом ветряные мельницы. Говоря словами Вольтера, Бог создал землю, а голландцы пристроили к ней Голландию.
В живописи на библейские и мифологические темы законодателями вкуса становятся Герард де Лересс (1641 – 1711), мастер, тяготеющий к парадности французского академизма (Жертвоприношение, Эрмитаж) и Адриан ван дер Верф (1659 – 1722), в произведениях которого внешняя красивость и холодная вылощенность соединяются с фальшью и пустотой (Положение во гроб, 1703, Сарра вводит к Аврааму Агарь, 1696 обе в Эрмитаже). К лучшим произведениям Хооха принадлежат Хозяйка и служанка (ок. Хитроумная система поплавков в канале была соединена с ветряной мельницей.
Значение Рейсдаля в истории пейзажной живописи очень велико. Benesch. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Герои рембрандтовских произведений 1640-х гг. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Он увлекался изучением его техники и потому скупал их.
Несравненно сложнее и разнообразнее стали композиционные построения и эффекты освещения (особенно у Кальфа, у которого одни предметы выделены светом, а другие скрыты в полумраке, образуя причудливые контрасты) прежний единый коричневато-серый тон сменился изысканными красочными сочетаниями самых разнообразных оттенков. Дух натурализма – пассивное воспроизведение поверхности жизненных явлений, отказ от значительных идей и чувств, предпочтение, отдаваемое какому-нибудь интересному предмету перед человеком, – все это ни у кого так не выражено, как у Доу. Он выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 5, 02 м. Первоначальные размеры были еще больше в 18 в. картина была обрезана со всех четырех сторон, что нарушило ее композиционную логику. ). Сюжетная картина 1630-х гг.
Шумный успех, внешний блеск больше не увлекают его. В те времена, великий художник уже давно покинул мир иной. К лучшим рембрандтовским созданиям позднего периода относится московская композиция Ассур, Аман и Эсфирь (1660).
Эта высокая оценка в наибольшей мере относится к его поздним произведениям. The Drowings of Rembrandt.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. В лучшей из его ранних работ – монументальном Воскрешении Лазаря (ок.
К ранним жанровым работам Терборха относится Точильщик (начало 1650-х гг., Берлин), композиция, стоящая особняком в его творчестве и воспринимаемая как вызов распространенным в Голландии принципам жанровой живописи. Представителям итальянизирующего пейзажа нельзя отказать в мастерстве (см., например, эрмитажные картины Берхема Привал охотников и Пейнакера Барка на реке, ок. Вот таким образом среди большого числа его графических работ (сохранилось около двух тысяч его рисунков) мы находим не только композиционные эскизы для картин и офортов, этюды с натуры, штудии обнаженного тела, – рисунки Рембрандта запечатлели все, что видел художник. В пафосе этой картины еще чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции.
Излюбленной системой построения в произведениях Рембрандта 1650 – 1660-х гг. У Альберта Кейпа (1620 – 1691) пейзаж играет большую роль, нежели у Поттера: его излюбленный мотив – коровы на водопое высокое небо, отраженное в глади воды, часто дано в этих картинах в красивом закатном освещении.
И даже печь внутри складывали, чтобы пережить холодную зиму. В рембрандтовских созданиях 1640-х гг. Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Размер пейзажной картины 88 x 106 см, холст, масло.
Друг и ученик Рембрандта Филипс Конинк (1619 – 1688) был автором больших полотен, в которых широкие равнинные ландшафты Голландии приобретают черты своеобразной монументальности (Пейзаж, Дрезден Вид в Гельдерланде, ГМИИ им. С ее помощью происходил процесс размягчения кожи. В истории искусства Рембрандт известен также как один из величайших мастеров рисунка. Огромную роль светотень играет и в композиции.
Другие примеры живописного мастерства Стена – это эрмитажная картина Гуляки (ок. Но Рембрандт подошел к своей задаче в значительной мере по-новому. Интимностью настроения, теплотой лирического чувства овеяна сложная по композиционным и пространственным приемам, мягкая по живописи Спящая девушка (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). км.
Его работы, выдержанные в серебристо-серой гамме с применением пятен красного, желтого, голубого, белого (в картинах Воувермана почти всегда имеется белая лошадь), хорошо написаны, но они лишены большого чувства. Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 – 1679).
Излюбленные мотивы Вермеера – одинокая женская фигура в залитом солнечным светом интерьере (женщина занята чтением письма, примериванием ожерелья), двух- или трехфигурная композиция, где участники сцены связаны несложным действием (кавалер подает даме бокал вина, служанка вручает хозяйке письмо). Едва уловимые мазки передают даже вибрацию света и воздуха вокруг предметов. Герои картины – это люди могучих характеров, бурных импульсов и сильных страстей. Начиная с 70-х гг.
В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения в колорите – холодные пестрые краски (Крестьяне в шинке, Дрезден). 1637 Гроза, 1630-1640-е), в поздних – более темный колорит (Мельница, ок.
В качестве одного из замечательных образцов поздней манеры Рембрандта может быть названо Отречение апостола Петра (1660, Амстердам, Рейксмузей). Тематика его офортов очень широка. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
К наиболее крупным голландским мастерам-анималистам принадлежат Поттер и Кейп. Много и успешно работает Рембрандт в 1630-х гг. Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. С пейзажем в голландском искусстве тесно связан анималистический жанр. Старые мастера.
Слово «мельница» ассоциируется у нас c запахом свежего хлеба и это справедливо – традиционной функцией мельниц была именно переработка зерна. Лесли. Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сложная игра отсветов пламени – таковы особенности художественно-живописного строя этой картины. Так что, можно считать, посетив эту мельницу- вы в небольшом музее побывали.
Своеобразно и живописное построение его картин, в которых на общем оливково-сером фоне изысканно выделяются большие пятна чистой киновари (полог кровати, скатерть на столе) и эффектные тона серебристо-белых или золотистых атласных платьев, в изображении которых Терборх был большим мастером. В мировом искусстве существует не много произведений столь интенсивного эмоционального воздействия, как монументальное эрмитажное полотно. относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта.
Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах – в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал – если не считать нескольких ранних опытов – только в области жанровой картины). Он пишет множество автопортретов и портретов Саскии изображая себя и ее в различных костюмах и головных уборах, то скромных, то ослепительно богатых.
Обвалившаяся штукатурка, обнажившая выщербленные кирпичи стен, темные провалы двери и лишенных стекол оконных проемов, выбоины и камни никогда не убиравшегося двора, валяющийся здесь же сломанный стул – на всем печать нищеты и запустения. При меньшей чисто пластической осязательности, чем у Метсю и других мастеров, передача их отличается у Терборха замечательной свежестью и тонкостью живописи (ковер, покрывающий стол в дрезденской картине Дама, моющая руки, расписной фаянсовый кувшин на серебряном подносе в эрмитажном Деревенском почтаре).
Место скромных завтраков Класа и Хеды заняли богатые и эффектные десерты Абрахама ван Бейерена (1620/21 – 1690) и Виллема Кальфа (1622 – 1693). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Почему же ее все-таки называют мельницей Рембрандта. 1668, Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген). В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, собр. Габриэль Метсю (1629 – 1667) более склонен к повествованию иногда к анекдоту характеристики действующих лиц у него проще и бесхитростней. Девиз на голландском гербе «Борюсь и выплываю» как нельзя более точно выражает суть выживания в Голландии.
Ряд интересных произведений Остаде оставил в офорте и рисунке. К 50-м и 60-м гг. Как видим, так называемая мельница Рембрандта, невысока – всего три этажа. В его ранних рисунках и офортах сказалось влияние мягкой манеры Ван Гойена изображавшего конкретные непритязательные мотивы, а в работах 1640-х годов и последующего времени – эмоционального искусства Сегерса, выдающегося мастера панорамного пейзажа (O.
Сикса). Основу голландского жанра составляет прежде всего изображение частной жизни человека.
К произведениям такого рода относятся Закат на реке (Эрмитаж), Коровы на берегу ручья (ГМИИ им. А. С. Пушкина), Пастух с коровами у реки (Лондон, Национальная галерея). В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами (Самсон и Далила, 1628, Берлин).
Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, Гаага, Маурицхейс, Скрипач, Эрмитаж) там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины (Портрет дамы в ГМИИ им. Очевидно, чем-то она была ему дорога. С конца 1630-х и в течение 1640-х гг. Не стоит и говорить, что такой способ был малопроизводительным и крайне трудоемким.
Это отражается прежде всего в тематике, где преобладающее место занимают эпизоды, посвященные частной жизни бюргера и его семьи. Битая дичь в Торговце птицей, бархат и мех костюма дамы в эрмитажном Завтраке и там же серебряное блюдо с устрицами, булка и большой рог для вина в красивой оправе – все это выполнено с огромной любовью, необычайно осязательно. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). развивается под знаком напряженных и зачастую противоречивых поисков значительного образа.
К ним в первую очередь должна быть отнесена прославленная эрмитажная Даная (1636). Из числа современников Рейсдаля наиболее крупным пейзажистом был Мейндерт Хоббема (1638 – 1709), автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин изображающих уголки леса и водяные мельницы (Лес, Эрмитаж Мельница, Амстердам). Лучшие произведения Вермеера созданы во второй половине 1650-х гг. Лучшим его произведением является известная Аллея в Миддельхарнисе (Лондон, Национальная галерея), в которой сходящиеся в перспективе два ряда тонких высоких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в глубину. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
В пейзажной живописи и графике с 1640 – 1641 годов начинается реалистическое освоение Рембрандтом свеже и естественно увиденного голландского пейзажа, с его пространством, светом и постройками (в этом ряду пейзажных работ художника находится и картина «Мельница»). В особенности это относится к натюрмортным мотивам. Глубина раскрытия образа, многоплановость психологической характеристики, умение выразить самые зыбкие и неуловимые душевные движения – все это особенно характерно для автопортретов Рембрандта, в которых, несмотря на их большое число (всего до нас дошло около ста автопортретов художника многие из них написаны в поздний период) изумляет бесконечное богатство психологических аспектов, умение уловить все новые и новые нюансы характера, мысли, чувства. В этой картине, по замыслу своему, возможно, восходящей к мотивам создававшихся им перспективных росписей, художник не достиг равновесия между человеком и его окружением – фигура продавца кажется одинокой и затерянной. Суммарно за последние шестьсот лет площадь страны увеличилась на 10. 1660), свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения Женщина, надевающая чулки (1663, Лондон, Бекингемский дворец).
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 3, 09 м). 17 века относится расцвет голландской пейзажной живописи. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652, Кассель). Проведенная в 1946 – 1947 гг. Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив – горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого – сгущенный темно-красный тон). Там же, где Рембрандт стремился выразить высокую правду без внешних эффектов, без применения поверхностно понятых барочных и караваджистских приемов, где он обращался к правдивому человеческому переживанию, он создавал подлинно значительные произведения.
Свет, который вообще у Вермеера играет огромную роль, придавая его колориту черты своеобразного пленэризма, не только освещает и моделирует, не только содействует созданию эмоциональной атмосферы его картин – он как бы проникает в самую краску, озаряя ее изнутри, сообщая красочному пигменту особую светоносность. London, 1954). А ще раньше они появились в Китае. был бытовой жанр. Последняя крупная работа Гельдера – цикл картин на темы страстей Христа (картины хранятся в Ашаффен-бурге, Мюнхене и Амстердаме) – отмечена уже чертами субъективного произвола и свидетельствует об отходе от плодотворной реалистической традиции. Находилась та рембрандтовская натура в западной части Амстердама.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Фигурки людей, крестьянские домики, возвышающийся шпиль колокольни собора еще в большей степени подчеркивают «космичность» этого вида, растворяясь в нем. Подобно тому как многие рембрандтовские композиции 1630-х гг. В своих сюжетных композициях де Витте применяет смелое и мастерское пространственное построение, применяя масштабные контрасты фигур переднего и дальнего плана используя эффекты воздушной перспективы.
И в образе отца воплощена не только радость встречи – это высшее выражение доступного человеку счастья, это исполнение всех желаний, это предел чувств, который может выдержать человеческое сердце. В этом – корни глубокого демократизма рембрандтовского искусства. Начало 18 столетия знаменует конец великой эпохи голландского реализма.
К лучшим из них принадлежат Рыбные рынки в Лондонской Национальной галерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и Рынок в порту в ГМИИ им. Образы его героев становятся более изысканными, а их окружение – более богатым и нарядным (Дама с жемчужным ожерельем, Берлин). Процесс безусловно интересный – но только для фанатов этого напитка.
Выше деревьев небо озаряют последние лучи солнца перед наступлением вечера. Следующим этапом было создание ручных мельниц. Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Недаром после столь многообещающего начала сам Терборх переходит к абсолютно иному кругу образов. Мельница Рембрандта, как и мельница-пивоварня – тоже открыта для посещения.
Крылья мельницы отвернуты от преобладающих в этой местности западных ветров. Общественная сторона человеческого бытия оказалась вне поля зрения живописцев. Очень популярны картины с изображением сцен в трактирах. Новый этап открывается эрмитажной картиной Прощание Давида с Ионафаном (1642, прежнее название -Примирение Давида с Авессаломом). Гораздо более важен был вклад Фабрициуса в жанровую живопись.
Напротив, выполненное в том же году Похищение Ганимеда (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. Его излюбленные сюжеты – это повседневные домашние заботы хозяйки бюргерского дома, занятой хлопотами по хозяйству. Стены у таких мельниц были довольно крепки – каменные, обшитые деревом. Но в целом значение Ночного дозора очень велико. 1660, Эрмитаж), врачебный визит (Больная и врач, Эрмитаж), дамы, закупающие провизию у уличного торговца (Торговец птицей, 1662, Дрезден), девушки, занятые вышиванием (Девушка за работой, ГМИИ им. Одновременно Рембрандт делает свои первые шаги в офорте и здесь успехи его нередко опережают его достижения в живописи свежестью и непосредственностью в передаче натуры (например, Портрет матери художника, 1628).
Это первая картина, в которой чувство передано лишь светотенью без помощи деталей» (Ч. -Р. 1655). В эти же годы Рембрандт упорно работает над портретом.
Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. Так сказать, не отходя от рабочего места. Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене Продавец крысиного яда (1632). Произведения Вермеера 1660-х гг. Жители Нидерландов никогда не ждали милостей от природы.
Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои – веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры (Гуляки, Эрмитаж Веселое общество, Будапешт и ряд других полотен). После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Такие ветряки строили не менее чем в 3 яруса, то есть до 18 м высотой. Черты буржуазной ограниченности выражены у Метсю сильнее, чем у его собратьев, но его лучшее произведение – Больной ребенок (Амстердам, Рейксмузей), будучи свободно от них, представляется подлинным шедевром по естественной правде образов и по мудрой простоте изобразительного решения. О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. Второй, лондонский автопортрет (1654, Национальная галерея), созданный в год трагической гибели художника, представляет его полным мужественной зрелости – это человек на пороге больших свершений.
Отсюда и пошло народное название той мельницы – Пахучая. реставрация дала возможность получить более полное представление о первоначальном состоянии картины, когда ее живопись была значительно более светлой. ).
М., 1966, с. 253), – очень точно написал о его рисунке Эжен Фромантен. Но ряд гравюр художника, например его листы Пейзаж с тремя деревьями (1643) и Поместье взвешивателя золота (1651), навсегда сделали его имя для истории гравюры столь же значительным, как и для истории живописи. Решающая роль в их композиционном построении от линий и масс переходит к свету и цвету. К замечательным образцам искусства этой поры относится Святое семейство (1645, Эрмитаж). Тем не менее роль его в эволюции голландской живописи чрезвычайно значительна. Каждая красочная частица в московской картине кажется излучающей свет.
по заказу штатгальтера и особенно в Ослеплении Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне). В живописном пейзаже Рембрандт развивает линию Геркулеса Сегерса. В ранних он использовал более яркие, насыщенные краски (Пейзаж с мостиком, ок.
Хорошим образцом нового стиля Остаде является Сельский концерт (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства. Амстердамский портретист Бартоломеус ван дер Хельст (ок.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы. А. С. Пушкина). Иное решение сходной художественной проблемы Фабрициус дал в своей последней из дошедших до нас жанровых композиций – Часовом (1654, Шверин, Музей).
Между действующими лицами отсутствует непосредственный контакт, но значение окружающей их эмоциональной среды настолько велико, господствующее в картине чувство обладает такой объединяющей силой, что все в этом широко и смело написанном полотне, которое даже среди произведений самого Рембрандта выделяется своей необычайной красочной мощью, производит впечатление совершенной художественной необходимости. Каждый рисунок Рембрандта вот таким образом словно несет в себе движение жизненного потока. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни.
Гораздо больше мне понравилось посещение иной мельницы – ее называют мельницей Рембрандта. Все эти средства преследуют одно – максимальную выразительность образа, – будь то выполненный в технике прозрачного штриха Слепой Товий (1651), где так трогательно передано трагическое одиночество старца или почти целиком погруженное в глубочайший мрак Поклонение пастухов в хлеву, поразительное Принесение во храм (ок. Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа (1656, Кассель). В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения Заговора Цивилиса характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп).
1659). Не случайно одна из конструкций ветряных мельниц получила название голландской. У Рембрандта было очень много учеников.
Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта – общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого).
Его образ жизни становится более замкнутым. Частично это позволило Голландии быть одной из самых богатых стран на то время. «Он мог рисовать без контуров» (Э. Я же к пиву абсолютно равнодушна, вот таким образом визит сюда запоминающимся для меня не стал. Жалко только, что фотографии внутри не получились – темновато было.
Концентрируя освещение только на лице, окружая его покрывалом капюшона, Рембрандт привлекает внимание зрителя к духовному миру модели, к ее затаенным переживаниям. Это был один из симптомов нараставшего идейного перерождения голландской буржуазии.