Скульптор Aristide Maillol (Аристид Майоль) создаёт сладострастные женские фигуры, напоминающие женщин его учителя Гогена, а также Ренуара, чувствуется существенное влияние европейской и особенно немецкой скульптуры.
В этой работе виделось что-то новое, непривычное и усматривались несомненные приметы рождения нового современного искусства. Сравним его работу Ася. Впоследствии именно как скульптор он прославился на весь мир.
Около 1900 года он практически ослеп и пребывал в таком состоянии примерно полгода. В дальнейшем, одна из тем ранней живописи «нагие женщины» стала главным и единственным сюжетом в его творчестве. Его работы: Стреляющий Геракл (рис. 14), Сафо (рис. 15). Наверное, вот таким образом некоторые скульптуры (особенно «Торс Нереиды», 1905г. ), сделанные мастером еще до путешествия в Грецию, напоминают нимф с фронтонов Парфенона. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок.
В Париже тех лет уже не было дружных братств художников, каковыми в 70-е гг. Искусство Майоля не знает заката. Мое чувство переходит в мои пальцы». На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Позже скульптор написал: В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона.
Проходил обучение в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Модерн (от фр. Тем не менее, наряду с Антуаном Бурделем, он по праву считается «стволом» современной скульптуры, дающим «соки своим более молодым ответвлениям».
В 1894г. Незаурядный талант рисовальщика и графика проявил он и в создании иллюстраций к «Дафнису и Хлое» Лонга, «Искусству любви» Овидия, «Эклогам» и «Георгикам» Вергилия. Это средство выразить идею, выразить то, что нельзя почувствовать на ощупь. «Искусство существует, чтобы забывать мерзости жизни», – любил повторять Аристид Майоль. Эта особенность ощущается практически во всех «майолевских» творениях тех лет, включая одну из лучших работ – монументальную композицию «Ночь или Мечта» (1902–1906гг. ). Аристиду пришлось оставить любимое дело.
От производства гобеленов пришлось отказаться. Так же удожник делал рисунки и с моделей. В 1903г. Свои первые работы мастер вырезал из дерева, даже не прорабатывая их предварительно в глине. Напротив, в них обнаруживаются новые, порой неожиданные искания.
Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Он радовался возможности снова работать и видеть – к счастью, болезнь глаз отступила. Другая работа Бурделя, Сафо (рис15) характеризуется поисками высокого этического идеала. «. Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.
Это поверхность, которую следует декорировать». На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. И если Венера с ожерельем (1918-1928) еще поражает своей отстраненностью от окружающего мира, то в бронзовой фигуре Сена (1921) уже сливаются воедино и человеческое и пейзажное начала. Ее размер едва подходит для того, что бы изображаемая фигура смогла уместиться.
Это можно сказать о созданной в 1902-1906 годах Ночи и других скульптурах. Сам скульптор в эти годы говорил: «Я искал архитектуры устойчивости, стабильности. В 1894 году первые его работы были представлены публике. Полна могучего спокойствия и задумчивости его «Гора» (1935-1938).
Интересно, что после позирования Майолю, под впечатлением от его работы, Ренуар тоже решил заняться скульптурой, несмотря на свои недуги. Вообще развитие Майоля как творца проходило неспешно и медленно. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Позже он пробует себя в рельефе, переходя затем к круглой пластике. Фактура не ровная и шершавая.
Талант юноши заметили и вскоре Генеральный совет Перпиньяна выделил Аристиду Майолю стипендию в 20 франков. А это значит, что его способ показать здоровье и силу – это стремление к плотности и радости. В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название «Скованная сила» (1905-1906). Родился в 1861 году. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Он понимает скульптуру как внешнюю стабильность при внутренней насыщенности.
Творчество Аристида Майоля – многогранно. Начиная с «Памятника Полю Сезанну» (1912–1925гг. ), мастер приступил к разработке так называемого типа «горизонтальной», полулежащей фигуры, который приходит на смену «вертикальным» статуям. Образы Майоля никак не сопоставишь с танцем Айседоры Дункан. В 1908г.
Как всегда, отправляясь от сюжетного немотивированного движения человеческого тела, Майоль сумел наполнить своё произведение такой глубиной и одухотворённой энергией, что оно действительно явилось символом французского национального духа — и человеческого духа вообще». Сначала это был цветочно-фруктовый сад с аллеями, служивший для прогулок высшей знати. 27 сентября 1944г. 27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал Дине Верни. Ничего кроме женского тела, ни одной лишней детали. Но основным его направлением была скульптура. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
«Никогда не следовавший моде», он долгое время был как будто в тени других. Аристид Майоль всю жизнь был в поиске прекрасного. Покорна, вся во власти стремительного стихийного движения «Река» (1938-1943).
Это сравнение меня поразило и заставило глубоко задуматься». Майоль намеревался создавать и производить вещи – осязательно добротные и основательные 6. Сама по себе статуя представляет собой очень обдуманное соотношение несущих и несомых архитектурных частей, которыми служат очень женственные, но крепкие руки и ноги. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Они подолгу беседовали, читали стихи.
Создание скульптуры – это активный трудовой процесс. У него скульптура с четким изящным силуэтом. В 1881г. Он передавал реальную красоту женского тела без преукрас.
Это сравнение меня поразило и заставило глубоко задуматься. Скульптура выполнена из белого мрамора. Мое чувство переходит в мои пальцы». И свои изделия продавал.
Тогда же был принят проект памятника Луи-Огюсту Бланки, получивший название «Скованная сила или Скованная свобода». М. 1934г. В скульптуре изображена фигура сидящей обнаженной женщины. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Майоль представляет свои первые гобелены – «Музыка» и «Очарованный сад», в которых ощущалось влияние художников понт-авенской школы и группы «Наби».
Особенно ярко это ощущается в лучшем живописном произведении того периода «Лазурный берег» (1898г. ). Таким Майоль представил и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Ноги согнуты в коленях. Он вернулся домой и организовал мастерскую. Предки Аристида были потомственными виноградарями, по праву гордясь своей фамилией, на местном каталонском наречии означающей «виноградная лоза».
Майоль не любит скульптуры в духе Бернини (рис. Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки. Он сооружает ткацкий станок, собственной, лично усовершенствованной конструкции. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Казалось, оно обещало многое.
Полна могучего спокойствия и задумчивости его Гора (1935-1938). Майоль окончательно утвердился как скульптор.
«Новая, чужая, но такая одуряющая атмосфера всемирной столицы искусства» ошеломила Майоля. т. III. Это был почти самостоятельный жанр – типично Майолевский, где он давал себе полную волю. В 1881 году Майоль поселился в Париже.
В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Опираясь головой на одну руку, погружена в задумчивость, словно застыла в вечности. В те годы его также увлекало творчество Эмиля Бернара и Пюви де Шаванна. Каждый новый ракурс помогает глубже понять содержание скульптуры. Это можно сказать о созданной в 1902-1906 годах «Ночи» и других скульптурах. Его излюбленной пластической темой становится обнаженное женское тело, округлые формы и плавные изгибы которого, по мнению мастера, способны передать всю полноту и красоту мира – таинственность ночи извилистое течение реки, невесомую легкость воздушного пространства. В 1902 году Амбруаз Воллар организует первую персональную выставку Майоля в своей галерее и приобретает несколько его скульптур.
Это были рисунки нечетких и неопределенных линий. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. В 30-е гг. стр. В этот период Майоль, не привыкший сидеть без дела, обращается к скульптуре. Именно в скульптуре ему было суждено найти свой собственный неповторимый стиль.
15 сентября 1944г., возвращаясь из Верне-ле-Бен, скульптор попал в автокатастрофу. Скульптура имеет два названия -- «Мысль» и «Средиземное море». Особенно заметно это по бронзовой «Сене» (1921г. ), складки одежды которой струятся по телу подобно реке или водопаду.
Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки. Аристид Майоль начал заниматься скульптурой. Ткали гобелены местные девушки, на одной из которых Майоль женился в 1896 году. В 1881г. Мое чувство переходит в мои пальцы.
3), дымчатые фигуры Праксителя (рис. 3), видя в этом упадок сильного и серьезного стиля. И его работа «Средиземное море» является ярким тому примером. Образы Майоля никак не сопоставишь с танцем Айседоры Дункан. В лучших творениях этого периода, «Ева» (1902г. ) и «Леда» (1902г. ), Майоль впервые сумел показать одну из существеннейших особенностей своего творчества – интимность выражения. Изначально занимался живописью, рисунком, созданием гобеленов.
Это его отношение к мрамору можно так же увидеть в «Средиземном море». Все это он воплощал в своих произведениях. Майоль много наблюдал за каталонками иногда мог в один сеанс вылепить голову понравившейся ему девушки. В том же году он знакомится с графом Гарри Кесслером, который становится его покровителем. Чуть позднее, тоже в жанре мелкой пластики, были рождены образы природных стихий – «Гора» (1935–1938гг. ), «Воздух» и «Ночь» (1937–1939гг. ), «Река» (1938–1943гг. ).
Они иногда не просто предельно просты, но даже простоваты, но в этом и кроется тайна их необыкновенной естественности и пластичности. Его классическая простота поражает изяществом. Это было свежо, красочно, декоративно и слегка опьяняло.
вего статуях с удивительной силой проявилась экспрессия. Делая фигурки из терракоты, бронзы и дерева, пробуя себя в мелкой пластике. «Бронза слишком темна, на мой вкус, она поглощает слишком много света.
Оказалась, что «реальная, каждодневная, сиюминутная» жизнь, окружавшая его в родном Баньюле, необыкновенно близка античности. 27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал Дине Верни. Теперь я ищу архитектуры движения.
И в этой обстановке Майоль создавал свои последние работы. Именно с Дины сделаны почти все последние рисунки Майоля и его последняя, самая дорогая для него скульптура Гармония (1944), в которой он как бы объединяет чувства трагедии и радости, живое движение, в котором чувствуется отзвук его недавнего увлечения экспрессией и изумительное чувство спокойствия и необыкновенной нежности. «Вдохновение было во мне. Что более близко к творчеству Майоля. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок.
являлись группы барбизонцев или импрессионистов. Преимущественно монументалист, Майоль пробовал себя и в портрете, выполнив величественный и тонкий по стилю «Портрет матери» (1898г. ), сокровенный портрет своего угрюмого друга, живописца Этьена Террю (1905г. ) и правдивый портрет больного, состарившегося Огюста Ренуара (1907г. ), в котором сумел передать и физическую слабость и мужество духа почтенного художника. Он вернулся домой и организовал мастерскую. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. Если работы Майоля поражают гармонической цельностью образов, плотность объемов, весомость пластических масс, то Деспио четко и индивидуально передает особенности грудной клетки, бедра, голени.
Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком упрощенным. Влияние этих художников, своеобразно переломившись, отразились в ранней живописи Аристида Майоля. Мечтательны объединенные внутренним ритмом «Три нимфы» (1936-1938). Майоль же не любил античные скульптуры. Если посмотреть на фигуру слева, справа (рис. 1), спереди (рис. 12) и даже сзади (рис. 13), композиционный смысл останется неизменным.
Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное. Причем редкие исключения только сильнее оттеняют его целенаправленность. Ткали гобелены местные девушки. Осенью в 1883 году сильно заболел и заработал на всю жизнь ревматизм. Кроме Поля Гогена, Аристид Майоль увлекался творчеством изобретателя «синтетизма» Эмиля Бернара, который стремился, в отличие от импрессионистов, не к аналитическому, расчленяющему, а к цельному видению.
Один из выдающихся скульпторов этого времени был Антуан Бурдель (1861--1929). Майоль учился в Школе изящных искусств. Первым до размера натуры он увеличил в 1902 году терракотовый эскиз «Средиземное море», а в 1905 году перевел его в камень. В 1894 году первые его работы были представлены публике. Царственного величия исполнена полулежащая фигура (памятник Сезанну 1912-1925), которая была своеобразным итогом исканий мастера уже не в вертикальном, а в горизонтальном типе фигур.
Скульптор не раз отмечал, что это знакомство явилось самой большой удачей в его жизни. Женская фигура имеет пропорциональные округлые, пышные формы. Одним словом, статуей бога.
И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей. Аристид Майоль – известный французский скульптор. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Годы спустя, будучи скульптором, Майоль обобщит это «удивительное равенство человека с растением» в некую теорию, основанную на взаимосвязи архитектуры и растительности.
Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, вот таким образом когда он погиб в автокатастрофе (27 сентября 1944 годa), она становится галеристкой в Париже, причём одной из самых успешных. Создавая этот необычный и оригинальный памятник, Майоль впервые сделал шаг «к выражению экспрессии». Первая же персональная выставка принесла ему широкую известность и популярность.
на выставке Салона, по настоянию Родена, впервые была выставлена статуэтка «Леда», а спустя два года на вернисаж допустили и «Средиземное море». В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов — вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. В 1894 г. первые его работы были представлены публике.
её древние основы. 27 сентября он скончался. Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на «образ» мира.
В годыВторой мировой войныДина Верни принимала участие вдвижении Сопротивления— сначала в Париже, затем (с конца1939 года) вBanyuls— в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. Он вернулся домой и организовал мастерскую. Он организует у себя на родине экспериментальную мастерскую по производству гобеленов.
Он пытается максимально сделать образ идеальным. И так, в сорок лет Майоль начинает новую жизнь в художественном творчестве. Всё свое состояние, в том числе все свои коллекции, Майоль завещал Дине Верни, вот таким образом когда он погиб в автокатастрофе (27 сентября 1944 годa), она становится галеристкой в Париже, причём одной из самых успешных. К ней хочется прикоснуться рукой, так как осязание дополняет зрительный образ. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Сборник «Мастера искусства об искусстве.
Последней скульптурой великого мастера стала Гармония. Он увидел полотна Гогена (рис. 5). гордый скульптор, равнодушный к сенсациям и помпезности, оставался почти безвестным. Скульптура натуральной величины, сопоставима с ростом человека. первые его работы были представлены публике.
Природа окружала маленького Аристида, природа каждодневно заглядывала в его окно. Недаром Марк Лафарг сказал о Майоле: «Он сделался для скульптуры тем же, что Сезанн для живописи». на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе.
С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. Вместе с женой он остался в своем доме и продолжал работать. Тягу к искусству маленький мечтатель испытывал еще в раннем детстве. Иногда он вообще рисовал эскизы исключительно по воображению. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок.
Во время учебы в колледже в Перпиньяне Майоль начал рисовать. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. Последней моделью Аристида Майоля стала оригинальная, очень глубокая, начитанная девушка Дина Вьерни, которую он пригласил позировать для «Трех нимф». В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона.
Там не очень честолюбивый, но терпеливый, упорный и сосредоточенный Майоль был аттестован как ученик «аккуратный, прилежный и превосходного поведения». Аристид Майоль скончался, оставив свою «Гармонию» незавершенной.
Вместо того, чтобы высказываться в стихах, я выражаю себя в скульптуре», – говорил он. Его композиции невозмутимы и спокойны. Он изготавливал статуэтки и вазы из обожженной глины и фаянса. Именно с Дины сделаны почти все последние рисунки Майоля и его последняя, самая дорогая для него скульптура «Гармония» (1944), в которой он как бы объединяет чувства трагедии и радости, живое движение, в котором чувствуется отзвук его недавнего увлечения экспрессией и изумительное чувство спокойствия и необыкновенной нежности.
Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство». Легка и свободна почти парящая над постаментом женщина—«Воздух», выполненная в 1937-1939 годах как памятник летчику Ж. Мермозу, о котором писал Сент-Экзюпери. Современность его статуй проявляется прежде всего в интимности их восприятия. Как это видно на примере его ранней работы «Средиземное море» (рис. 1). Когда период «иссушающего ученичества» закончился, он с удивлением открыл для себя искусство Поля Гогена и возглавляемой им понт-авенской группы, а также живопись Огюста Ренуара. Одними из самых известных его работ являются: Леда, Мысль, Скованная свобода, Флора, памятник Полю Сезанну (над которой он работал более 10 лет) и многие другие.
Лучшие работы Бурделя 10-х гг. Без тени самоуничижения скульптор сравнивал себя с мастером-гончаром и говорил: «Нужно создавать вещи имеющие отношение к жизни Скульптура ведь как гончарное дело – она тоже должна быть создана для чего-нибудь».
«В его эволюции нет ничего резкого, внезапного, ничего интеллектуального, она походит на ясный ручей, который в своем течении постепенно становится рекой, – писал Джон Ревалд в 1939г. – Его вода остается по-прежнему светлой, но его русло углубляется». Однако прозанимался в этом заведении совсем недолго, так как профессор, не обнаружив в работах ученика «привычной академической умеренной аккуратности, кропотливого прилежного стиля в рисунке» и «безликости, столь необходимой всякому смиренному школяру», выгнал его, предложив все же продолжить обучение в Школе декоративных искусств. Теперь я ищу архитектуры движения». А Майоль больше стремиться изобразить красоту, наполненную здоровьем и силой. (Скульптуры Родена, живопись Мориса Дени, художник Анри Матисс, Деспио, Альбер Марке).
В 1881 г. Майоль поселился в Париже. «Мои статуи – это поэмы жизни. Первые его изделия – «Очарованный сад» и «Музыка» были представлены в 1894г.
Вторая рука запрокинута назад, на которую фигура немного опирается. Бурдель изображает стройные фигуры с удлиненными пропорциями, стремящиеся вверх. О его работах с восхищением высказывался даже Огюст Роден. Затем Майоль открывает для себя очарование живописи Огюста Ренуаре (рис. 6).
И потому судьба маиолевских работ была довольно сложной, а иногда и печальной. Постепенно он преодолел «архаическую» скованность, которая чувствовалась в его ранних терракотовых купальщицах. К 1900г. Искренне восхищаясь архаикой, Майоль был уверен в том, что «надо быть в согласии с современной эпохой». В семье было четверо детей. В скульптурное произведение «Средиземное море» художник вложил душу.
В 1895 году, находясь под большим впечатлением от средневекового ткаческого искусства и в особенности серии гобеленов «Дама с единорогом» из коллекции музея Клюни, Майоль организует в Баньюле мастерскую по производству гобеленов. Развитие машинного производства ковров сделало его промысел почти бессмысленным. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Но пройдет совсем немного времени и он преодолеет схематизм и «архаическую» скованность, характерные для его ранних работ.
Утратив возможность говорить, он записывал свои последние мысли в школьную тетрадь. В 1902г. В лаконичной простоте, четкости силуэта статуи «Средиземное море» иначе называемой «Мысль», Андре Жид увидел «несомненные приметы рождения нового современного искусства». В 1904 году Майоль впервые выставляет свои произведения в Осеннем салоне.
Здесь он сам рисовал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и окрашивал нити, как это делали древние мастера. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Работа была выставлена в осеннем Салоне Парижа в 1905 г. Успех ее был огромен.
Он признавался: Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу. Теперь скульптуры Майоля стали необыкновенно «пейзажны», господствуя над пространством и организуя его. Оставшаяся без рук, подобно Венере Милосской изящная «Гармония» в своей незавершенности стала символом бесконечного поиска художника, оборвать который смогла только смерть. Ткали гобелены местные девушки.
К 1908–1910гг. В гобеленах Майоль пытался создавать свой собственный мир – «царство радости и света», наполненное свежими молодыми красками. Этот самый старый сад во Франции.
В первых скульптурных работах мастера из которых наиболее известны горельеф «Источник» (1898г. ) и серия «купальщиц», выполненных в стиле круглой пластики, чувствуется чрезвычайная зависимость замысла от материала. Бурдель в поисках идеала чаще всего обращался к наследию античности. Вплоть до 1917г. Он не раз изображал ее не только на своих рисунках, но и в камне, бронзе, дереве.
Могучая статуя, воплощающая идею осени и плодородия, таит в себе многие из качеств, которые вкладываются в понятие «майолевская женщина», – первозданную чистоту, непосредственность, женственную мягкую округлость и монументальную цельность. Он признавался: «Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Аристид Майоль показал свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад». Его мастерская была скромна.
Особая удача мастера – «Памятник павшим» (1930–1933гг. ), воздвигнутый в Баньюль-сюр-Мер. В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название Скованная сила (1905-1906). Дина Верни (1919 – 2009), уроженка Одессы (по другим данным – Кишенева), волею судьбы оказавшись в 1924 году в Париже, познакомилась с Майолем и стала не только неизменной натурщицей великого скульптора, но и его верной помощницей и музой. Еще одним современником Аристида Майоля был скульптор-портретист Шарль Деспио (1874--1946). Я стал скульптором», – вспоминал он. Верни позировала и для последней монументальной статуи скульптора, которая называлась «Гармония» и которая так и не была им закончена.
«Яискал архитектуры устойчивости, стабильности. Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров. Многие из художников и критиков, например Андре Жид, восторгались этой работой Майоля, проводя нечаянную параллель тяжеловесно-смятенному роденовскому «Мыслителю» (рис. 2)1 и критиковали, проницательно разгадав в новом скульпторе нечто в корне чуждое высокочтимой в тот период эстетике. «Не останавливайте вашего штриха, пускайте свободно ваш карандаш, – не раз повторял художник. – Давайте работу инструментам: часто они умнее нас Высвобождая бег ваших линий, вы добьетесь лучшего рисунка».
15 сентября 1944 года, возвращаясь на автомобиле от Рауля Дюфи, он попал в автокатастрофу. И его естественность, которую он выражал в своей скульптуре, особенно выделялась. После из Школы он был исключен и отправился в Школу декоративного искусства.
На камне художник точно и аккуратно повторил анатомическую сущность женского тела. Его отличала редкая для художника новейшего времени цельность и последовательность в работах. Это его главные эстетические и идейные принципы. Первой его пробой на новом поприще стала керамика. Примечательна в этом отношении неповторимая «Помона», сочетающая в себе «величие зрелости» и «специфическую грацию детства». В лучших произведениях этого времени Лежащей девушке (1900), Леде, Еве (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения.
Я понял, насколько это искусство по своему духовному величию выше Аполлона. В 1903 году на выставку Салона была впервые допущена маленькая статуэтка Майоля «Леда», а в 1905 году — «Средиземное море». 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Моделью для этой скульптуры, как и для более ранних – «Средиземного моря» и «Ночи», – служила жена скульптора.
Он изображал обнаженное женское тело полное здоровья и силы. У Майоля были и более большие рисунки, монументальные, фрескового типа. Словно мастер стремится вернуть человечеству сознание первозданной силы и мощи. Он называл это «помадой в скульптуре»2.
В этой работе Майоль впервые выступил как трогательный, но не сентиментальный творец. Особенно отчетливо это можно увидеть в горельефе «Желание», в котором автор продолжил и развил тему нежности, успешно начатую в «Леде». После громкого скандала в прессе он был установлен в парижском саду Тюильри. С течением времени, от 1910-х к 1940-м, творчество Майоля не претерпевало каких-либо заметных изменений и женские образы неизменно оставались главной его темой («Иль де Франс», «Венера с ожерельем», «Скорбь»). В 1934 году в жизни Майоля появляется юная натурщица Дина Верни, ставшая его музой и послужившая прообразом таких поздних скульптур мастера, как «Река», «Воздух», «Гора». Однако Аристид на время отказался от живописи, оставив ее ради «новой идеи чисто декоративного творчества».
Жозеф-Бонавентур-Аристид был вторым ребенком из четверых, родившихся в семье. Это поверхность, которую следует декорировать. Изучив биографию и творчество скульптора. Свою жену Клотильду он не раз изображал в рисунках, а затем и в скульптурах. Весь импрессионизм его живописных произведений безусловно отразился в скульптуре. Лишь только когда художнику исполнилось сорок лет, он обратил своё внимание на скульптуру.
А я ведь хочу света», – объяснял он выбор материала. Его творения этого периода из которых наиболее примечателен «Памятник Дебюсси» (1930г. ), контрастны и в то же время родственны предшествующим скульптурам. В лучших произведениях этого времени «Лежащей девушке» (1900), «Леде», «Еве» (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения.
Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем. Теперь я ищу архитектуры движения», – говорил Майоль. Белый мрамор как никакой другой материал подходит для скульптуры «Средиземное море».
Его это занятие забавляло, развлекало и веселило. Покорна, вся во власти стремительного стихийного движения Река (1938-1943). Не то складки одежды стекают подобно воде, не то вода и есть одежда. Под строгим надзором матери и одинокой тетки он рос тихим и застенчивым мальчиком. Майоль поселился в Париже. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны.
Я понял, насколько это искусство по своему духовному величию выше Аполлона. С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. 725).
Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Бурделъ выдвигает концепцию активной человеческой личности. Увидев в лице случайной каталонки необходимое ему выражение, обычно медлительный Майоль мог в течение трех часов по первому впечатлению вылепить голову ничего не подозревающей об этом девушки. Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное.
Да и сам внутренне безмятежный и тихий Аристид Майоль по своей натуре меньше всего подходил на роль «потрясателя основ». Он пытался выявить всю механику движений, понять ясность игры мускулов и функций тела. «Майолевские» женщины, выполненные в бронзе и камне, удивительно естественны, пластичны иногда невинно кокетливы. Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки (горельеф Желание, 1907). В 1881 году Майоль поселился в Париже.
Он стремиться довести пластический объем до особой уплотненности, цельности. И, создавая свои полные чистоты и гармонии творения, мастер стремился к тому, чтобы, глядя на них, люди забывали обо всем плохом. Посетив обетованную родину скульптуры, Майоль с удивлением обнаружил, что Греция удивительно похожа на его родную Каталонию: «Эта та же страна, но без домов, пустынная».
Он имел несколько замкнутую позицию и свой взгляд на жизнь, природу и искусство. Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки (горельеф «Желание», 1907). Однако типаж «маиолевских женщин» широк и разнообразен, о чем можно судить по легкой изящной, узкобедрой «Флоре» (1911г. ) или царственно-величественной статуе «Иль-де-Франс» (1919–1932гг. ). В сферу интересов молодого художника вошло и творчество монументалиста Пюви де Шаванна, который стал одним из теоретиков «клуозонизма» и предпочитал четко вылепленную, немного грузную форму. Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, — это законы гармонии и красоты.
В последний путь мастера провожали юная модель Дина Вьерни и давняя Муза художника, Лаура, увековеченная им в образе «Помоны» сорок лет назад. (рис. 16) Его образы с тонкими запястьями и длинными стройными ногами, что абсолютно не свойственной майолевским женщинам. Структура абсолютно однородна. Кроме того, у художника началась болезнь глаз.
Чтобы пробиться, начинающему художнику приходилось действовать в абсолютном одиночестве. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны. Вскоре после этого, в 1944 году Аристид Майоль погиб в автокатастрофе. Музей замечательного французского скульптора Аристида Майоля (1861 – 1944) историю жизни которого можно прочитать здесь, расположен Париже в доме 59 по улице Гренель (rue de Grenelle). Полное название музея – Фонд Дины Верни-музей Майоля.
свой первый терракотовый эскиз «Средиземное море» скульптор увеличил до размеров натуры, а спустя три года перевел его в камень. У себя на родине, в Баньюле, он организовал мастерскую по производству гобеленов. Он вернулся домой и организовал мастерскую. Здесь с натуры Майоль создавал бронзовую статую «Гармония» (1940–1944гг. ), для которой позировала молодая девушка Дина Вьерни, ставшая последней моделью ваятеля.
море, солнце, вино. Даже одежда и прически дам напоминают в его работах все те же бутоны и соцветия. И в их искусстве есть как сходства так и различия. Он рисовал свою идею. Мечтательны объединенные внутренним ритмом Три нимфы (1936-1938).
Плита, на которой восседает женщина из мрамора другой обработки. Одним словом, статуей бога. Творчество скульптора – тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Камен тщательно отполирован и сглажен.
С годами работы мастера не стали скуднее и беднее. В гобеленах Майоля, подобно его ранним живописным полотнам, можно уловить влияние понт-авенской школы и принявших ее установки «набидов». 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). «Искусство Гогена было для меня откровением, — говорил он впоследствии Дж. Ревалду, — посмотрев понт-авенские картины Гогена, я почувствовал, что смог бы работать в том же духе».
Он был застенчивым, тихим и мечтательным ребенком. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Сам скульптор в эти годы говорил: Я искал архитектуры устойчивости, стабильности.