Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название «Скованная сила» (1905-1906). Аристид Майоль (фр.
Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 декабря 1861, Баньюльс-сюр-Мер— 27 сентября 1944, там же)— французский скульптор и живописец каталанского происхождения. Очень органичны, естественны и необыкновенно красивы, даже иногда утонченны иллюстрации Аристида Майоля к «Эклогам» Вергилия, «Искусству любви» Овидия, «Дафнису и Хлое» Лонга и другим произведениям. Скульптор Aristide Maillol (Аристид Майоль) создаёт сладострастные женские фигуры, напоминающие женщин его учителя Гогена, а также Ренуара, чувствуется существенное влияние европейской и особенно немецкой скульптуры. Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»).
Утратив возможность говорить, Аристид Майоль пытался записывать свои мысли в школьной тетрадке. Аристид Майоль, как вспоминают его друзья, любил грозу и живопись Тициана очень часто предпочитал Эль Греко, его влекла «дорога, которая ведет неизвестно куда, в тайну». В ранних живописных работах Аристида Майоля сквозь узорчатый, подвижный рисунок пробивается реальное воплощение мечтательно-зыбких женских образов: «Женщина в волнах» (1898), «Лазурный берег» (1898) и др.
Когда началась Вторая мировая война, Аристид Майоль наотрез отказался эвакуироваться и остался с женой в своем доме. Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 декабря 1861, Баньюльс-сюр-Мер— 27 сентября 1944, там же)— французский скульптор и живописец каталонского происхождения.
В сорок лет Аристид Майоль словно начал жизнь заново. В 1944 году жизнь Аристида Майоля трагически оборвалась: он попал в автомобильную катастрофу и вскоре умер от полученных ранений. Однако его рисунки не понравились мэтру и Аристид Майоль продолжил свое образование в Школе декоративных искусств. Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название «Скованная сила» (1905-1906).
Преодолевая нищету, Аристид Майоль много работал, копировал в Лувре Рембрандта, Фрагонара, Шардена, а в 1881 году поступает в Школу изящных искусств в класс антиков профессора Жерома. Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 апреля 1861, Баньюльс-сюр-Мер— 27 сентября 1944, там же)— французский скульптор и живописец каталанского происхождения. Аристид Майоль (фр. Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 декабря 1861 года, Баньюльс-сюр-Мер— 27 сентября 1944 года, там же)— французский скульптор и живописец каталонского происхождения.
Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»).
Бланки («Скованная сила», бронза, 1905-1906 годы, Пюже-Тенье, департамент Приморские Альпы сад Каррузель, Париж и другое) мощная женская фигура круто разворачивается в попытке освободиться от пут. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны.
Сидящая обнажённая женщина, погружённая в задумчивость, словно застыла в вечности. В том же году он знакомится с графом Гарри Кесслером, который становится его покровителем. Я никогда не разрешал уменьшать размеры больших статуй.
Он радовался возможности снова работать и видеть – к счастью, болезнь глаз отступила. С годами работы мастера не стали скуднее и беднее. О его работах с восхищением высказывался даже Огюст Роден. Они подолгу беседовали, читали стихи.
Его творения этого периода из которых наиболее примечателен «Памятник Дебюсси» (1930г. ), контрастны и в то же время родственны предшествующим скульптурам. гордый скульптор, равнодушный к сенсациям и помпезности, оставался почти безвестным. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). «Бронза слишком темна, на мой вкус, она поглощает слишком много света. Вообще развитие Майоля как творца проходило неспешно и медленно.
Мои статуи – это поэмы жизни. Его это занятие забавляло, развлекало и веселило. В памятнике К. Дебюсси (мрамор, 1930-1933 годы, Сен-Жермен-ан-Ле Музей Майоля, Париж) идея музыки передана гармоничными линиями фигуры и плавным движением её рук. «Гора» полна мощного порыва, явственно ощущается огромная сила. В тридцатые годы мастер работал также над единственной в его творчестве круглой групповой композицией, позже названной «Три грации» (1930 – 1937). В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов— вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. Аристид Майоль начал заниматься скульптурой.
Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на «образ» мира. Ноги согнуты в коленях. В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Аристид Майоль показал свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад». В 1964 году двадцать скульптур мастера, переданных государству Диной Верни, были установлены в Париже в саду Тюильри.
Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Особая удача мастера – «Памятник павшим» (1930–1933гг. ), воздвигнутый в Баньюль-сюр-Мер. «. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX в. её древние основы. В 1894 г. первые его работы были представлены публике.
Это его отношение к мрамору можно так же увидеть в «Средиземном море». Искусство пластики захватило Майоля и стало главным в его жизни. Он увидел полотна Гогена (рис. 5). На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. Поток падающих драпировок в фигуре «Сены» (бронза, 1921 год, Национальный музей современного искусства, Париж) ассоциируется с полноводной рекой, а склонённая фигура «Скорби» (памятник павшим в Серe, бронза, 1921-1923 годы) пробуждает воспоминания о древнегреческих надгробных стелах. В 1894г. Сам скульптор в эти годы говорил: «Я искал архитектуры устойчивости, стабильности.
Майоль говорил: «Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Без тени самоуничижения скульптор сравнивал себя с мастером-гончаром и говорил: «Нужно создавать вещи имеющие отношение к жизни Скульптура ведь как гончарное дело – она тоже должна быть создана для чего-нибудь». Активно участвовал он в качестве художника и в выпуске иллюстрированной газеты. Исполняя по заказу И. А.
Позже Майоля назовут «Сезанном в скульптуре». В 1899 году из-за сильного ухудшения зрения художник целиком посвятил себя скульптуре. И его работа «Средиземное море» является ярким тому примером. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
В 1881г. Это было свежо, красочно, декоративно и слегка опьяняло.
Создание скульптуры – это активный трудовой процесс. Он называл это «помадой в скульптуре»2. Именно с Дины сделаны почти все последние рисунки Майоля и его последняя, самая дорогая для него скульптура «Гармония» (1944), в которой он как бы объединяет чувства трагедии и радости, живое движение, в котором чувствуется отзвук его недавнего увлечения экспрессией и изумительное чувство спокойствия и необыкновенной нежности.
В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. Вскоре он переходит в Школу декоративного искусства. Персонажи Майоля сочетают в себе внешнее спокойствие и стабильность с внутренней насыщенностью, напряженностью мысли. Теперь я ищу архитектуры движения». Казалось, оно обещало многое. Теперь скульптуры Майоля стали необыкновенно «пейзажны», господствуя над пространством и организуя его.
Это самая лиричная и женственная из его богинь. т. III. В 1901 году Майоль начинает работу над первой своей большой скульптурной композицией – сидящей женской фигурой. В этой работе Майоль впервые выступил как трогательный, но не сентиментальный творец. Это поверхность, которую следует декорировать».
Лучшим его живописным произведением считается «Лазурный берег» (1898), где можно увидеть отголосок «Купальщиц» Ренуара и яркие цветовые пятна, контрастно расположившиеся, как на полотнах Гогена. Его угнетала крайне консервативная система обучения. Он сооружает ткацкий станок, собственной, лично усовершенствованной конструкции. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
А я ведь хочу света», – объяснял он выбор материала. 27 сентября 1944г. В 1881 году Майоль поселился в Париже. Мое чувство переходит в мои пальцы». Еще одним современником Аристида Майоля был скульптор-портретист Шарль Деспио (1874--1946).
Он стремиться довести пластический объем до особой уплотненности, цельности. В те годы его также увлекало творчество Эмиля Бернара и Пюви де Шаванна. «Не останавливайте вашего штриха, пускайте свободно ваш карандаш, – не раз повторял художник. – Давайте работу инструментам: часто они умнее нас Высвобождая бег ваших линий, вы добьетесь лучшего рисунка». Скульптор не раз отмечал, что это знакомство явилось самой большой удачей в его жизни. Искусство есть искусство. Он организует у себя на родине экспериментальную мастерскую по производству гобеленов.
Дыхание античности чувствуется во многих произведениях Аристида Майоля, но особенно в его несравненных женских торсах — «Торсе Нереиды» (1905) и «Малом торсе на дельфине» (1925). Теперь я ищу архитектуры движения», – говорил Майоль.
В сферу интересов молодого художника вошло и творчество монументалиста Пюви де Шаванна, который стал одним из теоретиков «клуозонизма» и предпочитал четко вылепленную, немного грузную форму. В 1881 году Майоль поселился в Париже. море, солнце, вино. А вот в «Памятнике Бланки» («Скованная сила») (1905 – 1906) – первом мемориальном произведении мастера – воплощён другой мотив. Скульптура имеет два названия -- «Мысль» и «Средиземное море». Искренне восхищаясь архаикой, Майоль был уверен в том, что «надо быть в согласии с современной эпохой».
Во время учебы в колледже в Перпиньяне Майоль начал рисовать. Тягу к искусству маленький мечтатель испытывал еще в раннем детстве. И здесь Майоль пробыл недолго. «Искусство существует, чтобы забывать мерзости жизни», – любил повторять Аристид Майоль.
Среди его знаменитых скульптурных произведений памятник О. Бланки «Скованная сила» (1905-1906), памятник П. Сезанну (1912-1925), мемориал павшим в войне в родном городе мастера Баньюле (1930-1933). Эта особенность ощущается практически во всех «майолевских» творениях тех лет, включая одну из лучших работ – монументальную композицию «Ночь или Мечта» (1902–1906гг. ). Последней скульптурой великого мастера стала Гармония. Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство». Первой его пробой на новом поприще стала керамика. И потому судьба маиолевских работ была довольно сложной, а иногда и печальной.
Делая фигурки из терракоты, бронзы и дерева, пробуя себя в мелкой пластике. Первым до размера натуры он увеличил в 1902 году терракотовый эскиз «Средиземное море», а в 1905 году перевел его в камень. 15 сентября 1944г., возвращаясь из Верне-ле-Бен, скульптор попал в автокатастрофу. Большинству художников приходилось пробиваться самостоятельно.
Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Он понимает скульптуру как внешнюю стабильность при внутренней насыщенности. Даже одежда и прически дам напоминают в его работах все те же бутоны и соцветия. Но если в последнем выражено сопротивление внешнему давлению, то «Иль-де-Франс» – само воплощение свободы и победы, подлинная «Ника» XX века. На всём протяжении двадцатых годов скульптор работал над «Венерой с ожерельем».
В лаконичной простоте, четкости силуэта статуи «Средиземное море» иначе называемой «Мысль», Андре Жид увидел «несомненные приметы рождения нового современного искусства». Вплоть до 1917г. Лишь только когда художнику исполнилось сорок лет, он обратил своё внимание на скульптуру.
Это сравнение меня поразило и заставило глубоко задуматься». Другая работа Бурделя, Сафо (рис15) характеризуется поисками высокого этического идеала. Вплоть до Второй мировой войны Майоль работал поочерёдно в двух разных концах Франции – летом под Парижем в Марли-ле-Руа, а в остальные месяцы – в Баньюльсе. Прозвучавшая в «Средиземноморье» тема покоя и погружённости в себя вскоре почти исчерпывается в статуе «Ночь» (1902 – 1909). И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей. Его композиции невозмутимы и спокойны.
на выставке Салона, по настоянию Родена, впервые была выставлена статуэтка «Леда», а спустя два года на вернисаж допустили и «Средиземное море». В гобеленах Майоля, подобно его ранним живописным полотнам, можно уловить влияние понт-авенской школы и принявших ее установки «набидов». «Искусство Гогена было для меня откровением, — говорил он впоследствии Дж. Ревалду, — посмотрев понт-авенские картины Гогена, я почувствовал, что смог бы работать в том же духе». Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. Сборник «Мастера искусства об искусстве.
На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Позже Аристид Майоль попытается теоретически обосновать адекватность человека растению, воплотит свои идеи в пластике и будет добиваться органического соединения мира искусства с миром природы, архитектуры с растительностью. Творчество скульптора – тяжелая физическая работа, борьба с материалом. В 1894 году первые его работы были представлены публике. Проходил обучение в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже.
Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем. Первая же персональная выставка принесла ему широкую известность и популярность. Осенью в 1883 году сильно заболел и заработал на всю жизнь ревматизм.
(рис. 16) Его образы с тонкими запястьями и длинными стройными ногами, что абсолютно не свойственной майолевским женщинам. Творчество Аристида Майоля – многогранно. Полна могучего спокойствия и задумчивости его «Гора» (1935-1938). На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных.
Аристиду пришлось оставить любимое дело. М. 1934г. Майоль создал более десятка ковров, показанных на выставках в Париже и Брюсселе. Если у Майоля поиски пластичности были неразрывно связаны с распределением объемов в статичной композиции, то Бурделя интересует форма в движении, динамика монументально понятой пластической массы.
«Майолевские» женщины, выполненные в бронзе и камне, удивительно естественны, пластичны иногда невинно кокетливы. Всё свое состояние, в том числе все свои коллекции, Майоль завещал Дине Верни, вот таким образом когда он погиб в автокатастрофе (27 сентября 1944 годa), она становится галеристкой в Париже, причём одной из самых успешных. Особенно ярко это ощущается в лучшем живописном произведении того периода «Лазурный берег» (1898г. ). Майоля привлекла идея возрождения старинного ковроткачества. Образы Майоля никак не сопоставишь с танцем Айседоры Дункан. Недаром Марк Лафарг сказал о Майоле: «Он сделался для скульптуры тем же, что Сезанн для живописи». «Вдохновение было во мне.
Именно благодаря его заказам скульптор смог выбиться наконец из нищеты и обрести возможность для дальнейшего творчества. Ее размер едва подходит для того, что бы изображаемая фигура смогла уместиться. Работа была выставлена в осеннем Салоне Парижа в 1905 г. Успех ее был огромен. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников.
Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на «образ» мира. В памятнике революционеру Л. О. В этой статуе достигает кульминации тема «устремлённости», разработанная ещё в статуэтках 1900-х годов, а по своей энергии данное произведение сопоставимо с «Памятником Бланки».
Под строгим надзором матери и одинокой тетки он рос тихим и застенчивым мальчиком. В 1903 году на выставку Салона была впервые допущена маленькая статуэтка Майоля «Леда», а в 1905 году — «Средиземное море». В 1881 г. Майоль поселился в Париже. Скульптура имеет два названия – «Мысль» или «Средиземное море». Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки.
Моделью для этой скульптуры, как и для более ранних – «Средиземного моря» и «Ночи», – служила жена скульптора. Структура абсолютно однородна. Он создает и пейзажи, на которых фиксирует воду, деревья, скалы.
И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей. Многие из художников и критиков, например Андре Жид, восторгались этой работой Майоля, проводя нечаянную параллель тяжеловесно-смятенному роденовскому «Мыслителю» (рис. 2)1 и критиковали, проницательно разгадав в новом скульпторе нечто в корне чуждое высокочтимой в тот период эстетике. Здесь с натуры Майоль создавал бронзовую статую «Гармония» (1940–1944гг. ), для которой позировала молодая девушка Дина Вьерни, ставшая последней моделью ваятеля. В этот период Майоль входил в группу «Наби».
Французский художник и скульптор, член группы Наби. Деньгами помогла тетка, которая ежемесячно высылала ему в столицу необходимую сумму. Майоль поселился в Париже. Скульптура натуральной величины, сопоставима с ростом человека.
Если посмотреть на фигуру слева, справа (рис. 1), спереди (рис. 12) и даже сзади (рис. 13), композиционный смысл останется неизменным. Только в 1908 году Аристид Майоль смог благодаря помощи образованного немецкого коллекционера графа Гарри Кессле-ра осуществить давнюю свою мечту — посетил Грецию. Это были рисунки нечетких и неопределенных линий. 3), дымчатые фигуры Праксителя (рис. 3), видя в этом упадок сильного и серьезного стиля.
Легка и свободна почти парящая над постаментом женщина—«Воздух», выполненная в 1937-1939 годах как памятник летчику Ж. Мермозу, о котором писал Сент-Экзюпери. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Его классическая простота поражает изяществом. являлись группы барбизонцев или импрессионистов.
«Помона стоит и держит в каждой руке по яблоку, – пишет К. Богемская. Меня уверяли, что успех будет колоссальный – продать удастся любое количество копий. Вторая рука запрокинута назад, на которую фигура немного опирается. Последней моделью Аристида Майоля стала оригинальная, очень глубокая, начитанная девушка Дина Вьерни, которую он пригласил позировать для «Трех нимф».
Она состоит из трёх обнажённых женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов. Последняя монументальная статуя Майоля – «Гармония» (1940 – 1944), создавалась в тяжёлые годы фашистской оккупации. Утратив возможность говорить, он записывал свои последние мысли в школьную тетрадь. И так, в сорок лет Майоль начинает новую жизнь в художественном творчестве. Он рисовал свою идею.
В этот период Майоль, не привыкший сидеть без дела, обращается к скульптуре. Именно в скульптуре ему было суждено найти свой собственный неповторимый стиль. Опираясь головой на одну руку, погружена в задумчивость, словно застыла в вечности. Ничего кроме женского тела, ни одной лишней детали.
Затем Майоль открывает для себя очарование живописи Огюста Ренуаре (рис. 6). Его работы: Стреляющий Геракл (рис. 14), Сафо (рис. 15). В 1881г.
С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. Он не раз изображал ее не только на своих рисунках, но и в камне, бронзе, дереве. В семье было четверо детей. Первые его изделия – «Очарованный сад» и «Музыка» были представлены в 1894г. Кроме Поля Гогена, Аристид Майоль увлекался творчеством изобретателя «синтетизма» Эмиля Бернара, который стремился, в отличие от импрессионистов, не к аналитическому, расчленяющему, а к цельному видению. Бурдель изображает стройные фигуры с удлиненными пропорциями, стремящиеся вверх. Сравним его работу Ася.
поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. Плита, на которой восседает женщина из мрамора другой обработки. Влияние Сезанна видно в отчетливой рельефности фигуры. стр.
Скульптура выполнена из белого мрамора. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Его мастерская была скромна. Аристид Майоль – известный французский скульптор.
15 сентября 1944 года, возвращаясь на автомобиле от Рауля Дюфи, он попал в автокатастрофу. – Ещё в 1910-х годах скульптор выполнил с натуры торс девушки, выходящей из воды, который лёг в основу композиции статуи. Покорна, вся во власти стремительного стихийного движения «Река» (1938-1943).
В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов — вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. «Я составил бы себе состояние, если бы разрешил сделать с Помоны много уменьшенных копий, – говорил Майоль своему биографу А. Фреру. Мое чувство переходит в мои пальцы». Вместо того чтобы выражать себя в стихах, я делаю это в скульптуре».
свой первый терракотовый эскиз «Средиземное море» скульптор увеличил до размеров натуры, а спустя три года перевел его в камень. Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль родился8 декабря в 1861 г. на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер, окруженном горами и морем. Морозова цикл бронзовых статуй «Времена года» (1910-1911 годы, ГМИИ), Майоль стремился не к отвлечённой идеализации, а к поиску гармонии в самой натуре изваянной с живых моделей: «Помона» олицетворяет осеннее плодородие в крепких, округлых объёмах женского тела весеннее цветение в статуе «Флора» передано в стройных пропорциях юного тела и трепете облекающих его драпировок.
Создавая этот необычный и оригинальный памятник, Майоль впервые сделал шаг «к выражению экспрессии». На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Верни позировала и для последней монументальной статуи скульптора, которая называлась «Гармония» и которая так и не была им закончена.
Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». В 1902г. Он передавал реальную красоту женского тела без преукрас. Аристид Майоль скончался, оставив свою «Гармонию» незавершенной. Белый мрамор как никакой другой материал подходит для скульптуры «Средиземное море».
Я стал скульптором», – вспоминал он. В дальнейшем, одна из тем ранней живописи «нагие женщины» стала главным и единственным сюжетом в его творчестве. Его талант был замечен: Генеральный совет в Перпиньяне выделил Аристиду стипендию в 20 франков. Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное. В лучших произведениях этого времени «Лежащей девушке» (1900), «Леде», «Еве» (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения.
Тем не менее, наряду с Антуаном Бурделем, он по праву считается «стволом» современной скульптуры, дающим «соки своим более молодым ответвлениям». Таким Майоль представил и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Он изображал обнаженное женское тело полное здоровья и силы.
Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Природа окружала маленького Аристида, природа каждодневно заглядывала в его окно. Майоль намеревался создавать и производить вещи – осязательно добротные и основательные 6. Однако Аристид на время отказался от живописи, оставив ее ради «новой идеи чисто декоративного творчества». Что более близко к творчеству Майоля.
После из Школы он был исключен и отправился в Школу декоративного искусства. Каждый новый ракурс помогает глубже понять содержание скульптуры. Одними из самых известных его работ являются: Леда, Мысль, Скованная свобода, Флора, памятник Полю Сезанну (над которой он работал более 10 лет) и многие другие.
Свою творческую карьеру он начал как художник. Так же удожник делал рисунки и с моделей. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля – «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок».
Примечательна в этом отношении неповторимая «Помона», сочетающая в себе «величие зрелости» и «специфическую грацию детства». «В его эволюции нет ничего резкого, внезапного, ничего интеллектуального, она походит на ясный ручей, который в своем течении постепенно становится рекой, – писал Джон Ревалд в 1939г. – Его вода остается по-прежнему светлой, но его русло углубляется». 27 сентября он скончался. Словно мастер стремится вернуть человечеству сознание первозданной силы и мощи.
Как всегда, отправляясь от сюжетного немотивированного движения человеческого тела, Майоль сумел наполнить своё произведение такой глубиной и одухотворённой энергией, что оно действительно явилось символом французского национального духа – и человеческого духа вообще». Именно к «Иль-де-Франс», пожалуй, больше всего подходят слова М. Алпатова о героизме майолевских статуй, который «не противоречит естественным функциям человека» и «рождается в них самих, как их высшее проявление». В гобеленах Майоль пытался создавать свой собственный мир – «царство радости и света», наполненное свежими молодыми красками. Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем. В Париже тех лет уже не было дружных братств художников, каковыми в 70-е гг.
Он изготавливал статуэтки и вазы из обожженной глины и фаянса. Изучив биографию и творчество скульптора. «Я никогда не довольствовался ни формой, ни материалом, – говорил позже Майоль.
Он имел несколько замкнутую позицию и свой взгляд на жизнь, природу и искусство. Впоследствии именно как скульптор он прославился на весь мир. Бурделъ выдвигает концепцию активной человеческой личности. первые его работы были представлены публике. С1893 года Майоль стал принимать участие в собраниях и выставках группы Наби, находясь под влиянием Мориса Дени идейного вдохновителя объединения.
В 1895 году, находясь под большим впечатлением от средневекового ткаческого искусства и в особенности серии гобеленов «Дама с единорогом» из коллекции музея Клюни, Майоль организует в Баньюле мастерскую по производству гобеленов. Начиная с «Памятника Полю Сезанну» (1912–1925гг. ), мастер приступил к разработке так называемого типа «горизонтальной», полулежащей фигуры, который приходит на смену «вертикальным» статуям. Все это он воплощал в своих произведениях.
Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки (горельеф «Желание», 1907). Фактура не ровная и шершавая. Писатель Андре Жид считал, что «Средиземноморье» – олицетворение нового искусства. И свои изделия продавал. В лучших творениях этого периода, «Ева» (1902г. ) и «Леда» (1902г. ), Майоль впервые сумел показать одну из существеннейших особенностей своего творчества – интимность выражения. Вместе с женой он остался в своем доме и продолжал работать.
Оставшаяся без рук, подобно Венере Милосской изящная «Гармония» в своей незавершенности стала символом бесконечного поиска художника, оборвать который смогла только смерть. Искусство Майоля не знает заката. На могиле его надгробие в виде статуи «Средиземноморье». В годыВторой мировой войныДина Верни принимала участие вдвижении Сопротивления— сначала в Париже, затем (с конца1939 года) вBanyuls— в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. Причем редкие исключения только сильнее оттеняют его целенаправленность. Одним словом, статуей бога.
Сам Майоль называл её «Нимфы прерий». Неудивительно, что Майоль сближается с молодыми художниками, последователями Гогена, называвшими себя «Наби» («Пророки»).
Чуть позднее, тоже в жанре мелкой пластики, были рождены образы природных стихий – «Гора» (1935–1938гг. ), «Воздух» и «Ночь» (1937–1939гг. ), «Река» (1938–1943гг. ). В 1903г. 725). Родные места стали источником вдохновения для впечатлительного мальчика, которого воспитывала мать и одинокая тетка Люси.
Тогда же был принят проект памятника Луи-Огюсту Бланки, получивший название «Скованная сила или Скованная свобода». Бурдель в поисках идеала чаще всего обращался к наследию античности. – Я хотел не творить форму, а вкладывать в неё душу.
Ткали гобелены местные девушки. Современность его статуй проявляется прежде всего в интимности их восприятия. В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой. И. Взаимное равновесие того и другого придает исключительную неповторимость окраски майолевскому стилю. Незаурядный талант рисовальщика и графика проявил он и в создании иллюстраций к «Дафнису и Хлое» Лонга, «Искусству любви» Овидия, «Эклогам» и «Георгикам» Вергилия.
К 1908–1910гг. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком упрощенным. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Годы спустя, будучи скульптором, Майоль обобщит это «удивительное равенство человека с растением» в некую теорию, основанную на взаимосвязи архитектуры и растительности. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Майоль представляет свои первые гобелены – «Музыка» и «Очарованный сад», в которых ощущалось влияние художников понт-авенской школы и группы «Наби». Жозеф-Бонавентур-Аристид был вторым ребенком из четверых, родившихся в семье. Мечтательны объединенные внутренним ритмом «Три нимфы» (1936-1938). Вскоре после этого, в 1944 году Аристид Майоль погиб в автокатастрофе.
А Майоль больше стремиться изобразить красоту, наполненную здоровьем и силой. Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. Постепенно он преодолел «архаическую» скованность, которая чувствовалась в его ранних терракотовых купальщицах. Я понял, насколько это искусство по своему духовному величию выше Аполлона. Это был почти самостоятельный жанр – типично Майолевский, где он давал себе полную волю.
«Яискал архитектуры устойчивости, стабильности. Ненарокомова пишет: «Успех был огромен. – Такие предложения мне делали много раз. Я искал дух».
18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Свою жену Клотильду он не раз изображал в рисунках, а затем и в скульптурах. Но Майоль действительно является мастером XX века.
«Никогда не следовавший моде», он долгое время был как будто в тени других. В скульптуре изображена фигура сидящей обнаженной женщины. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить «вечно человеческое» и «волновать сердца людей». 27 сентября 1944 года скульптор скончался после автомобильной катастрофы. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Он вернулся домой и организовал мастерскую. Преимущественно монументалист, Майоль пробовал себя и в портрете, выполнив величественный и тонкий по стилю «Портрет матери» (1898г. ), сокровенный портрет своего угрюмого друга, живописца Этьена Террю (1905г. ) и правдивый портрет больного, состарившегося Огюста Ренуара (1907г. ), в котором сумел передать и физическую слабость и мужество духа почтенного художника. Одно только женское тело и больше ничего, но рисунки содержательней и величественней иных многосюжетных фресок.
У себя на родине, в Баньюле, он организовал мастерскую по производству гобеленов. её древние основы. Памятник П. Сезанну (камень, 1912-1925 годы, Музей Орсе, Париж) – образец так называемых пейзажных скульптур Майоля: покоящаяся на драпировках женская фигура с веткой в руке лишь слегка отступает от классических образцов, но именно эти отклонения (скольжения полусогнутых ног, невесомость опорной руки) создают ощущение волнистого ландшафта. Когда период «иссушающего ученичества» закончился, он с удивлением открыл для себя искусство Поля Гогена и возглавляемой им понт-авенской группы, а также живопись Огюста Ренуара. Не выдержав бесконечных придирок Жерома, который требовал аккуратного копирования известных образцов, Майоль в 1885 г. перешел в Школу декоративных искусств, проучившись там до 1887 г. Не случайно Майоль также начинает рисовать обнаженных женщин, воспринимая их тело как поверхность, которую «нужно декорировать».
У него скульптура с четким изящным силуэтом. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Особенно отчетливо это можно увидеть в горельефе «Желание», в котором автор продолжил и развил тему нежности, успешно начатую в «Леде».
Лучшие работы Бурделя 10-х гг. Классическая стройность и симметрия, ясность образа могут напомнить о музейных прототипах. Весь импрессионизм его живописных произведений безусловно отразился в скульптуре. Знаменитая статуя появляется сразу после поездки в Грецию в 1910 году.
От производства гобеленов пришлось отказаться. Но я упорно отказывался. После громкого скандала в прессе он был установлен в парижском саду Тюильри. С течением времени, от 1910-х к 1940-м, творчество Майоля не претерпевало каких-либо заметных изменений и женские образы неизменно оставались главной его темой («Иль де Франс», «Венера с ожерельем», «Скорбь»). В 1934 году в жизни Майоля появляется юная натурщица Дина Верни, ставшая его музой и послужившая прообразом таких поздних скульптур мастера, как «Река», «Воздух», «Гора». В последний путь мастера провожали юная модель Дина Вьерни и давняя Муза художника, Лаура, увековеченная им в образе «Помоны» сорок лет назад.
В самом деле, это произведение – своего рода манифест, которым Майоль утверждал эстетические и идейные принципы скульптуры, своё понимание проблем, стоящих перед монументалистами. В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. У Майоля были и более большие рисунки, монументальные, фрескового типа. Отец его был виноградарем, а дед рыбаком. В годы учебы Майоль писал солнечные пейзажи с видами родного Баньюлса.
Предки Аристида были потомственными виноградарями, по праву гордясь своей фамилией, на местном каталонском наречии означающей «виноградная лоза». Но и среди них выделяется гобелен «Очарованный сад», который выполнен в золотисто-коричневой «осенней» гамме с добавлением звучных красных, синих и зелёных тонов. Кроме гобеленов, Майоль создаёт на исходе века целую серию предметов прикладного искусства. Майоль не любит скульптуры в духе Бернини (рис.
К 1900г. Майоль учился в Школе изящных искусств. Однако одного желания стать художником было недостаточно. И в их искусстве есть как сходства так и различия. Образ женщины, силящейся разорвать сковывающие ее путы, олицетворяет саму жизнь революционера, который много лет провел в заключении.
Чтобы пробиться, начинающему художнику приходилось действовать в абсолютном одиночестве. Он был застенчивым, тихим и мечтательным ребенком. Родился в 1861 году. Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, вот таким образом когда он погиб в автокатастрофе (27 сентября 1944 годa), она становится галеристкой в Париже, причём одной из самых успешных. Как это видно на примере его ранней работы «Средиземное море» (рис. 1). Аристид Майоль всю жизнь был в поиске прекрасного.
И его естественность, которую он выражал в своей скульптуре, особенно выделялась. На камне художник точно и аккуратно повторил анатомическую сущность женского тела. Гоген поддержал его на этом пути.
«Мои статуи – это поэмы жизни. Но основным его направлением была скульптура. Его похоронили в Баньюльсе в окружении кипарисов и сосен. Это можно сказать о созданной в 1902-1906 годах «Ночи» и других скульптурах. Первая из сохранившихся – бронзовая статуэтка «Наби» – датирована 1895 годом.
Позже он пробует себя в рельефе, переходя затем к круглой пластике. Если с помощью его можно заработать деньги – тем лучше. Он выглядел человеком, который как будто держится в тени, в стороне от каких бы то ни было популярных течений своего времени. Но превращать его в коммерцию не годится». В начале 1910-х годов Майоль начинает работу над новыми масштабными произведениями, законченными из-за войны только в двадцатые годы: «Памятник Сезанну», «Иль-де-Франс» и «Венера с ожерельем». Однако прозанимался в этом заведении совсем недолго, так как профессор, не обнаружив в работах ученика «привычной академической умеренной аккуратности, кропотливого прилежного стиля в рисунке» и «безликости, столь необходимой всякому смиренному школяру», выгнал его, предложив все же продолжить обучение в Школе декоративных искусств.
18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). В 1908г. Там не очень честолюбивый, но терпеливый, упорный и сосредоточенный Майоль был аттестован как ученик «аккуратный, прилежный и превосходного поведения». Могучая статуя, воплощающая идею осени и плодородия, таит в себе многие из качеств, которые вкладываются в понятие «майолевская женщина», – первозданную чистоту, непосредственность, женственную мягкую округлость и монументальную цельность. Однако типаж «маиолевских женщин» широк и разнообразен, о чем можно судить по легкой изящной, узкобедрой «Флоре» (1911г. ) или царственно-величественной статуе «Иль-де-Франс» (1919–1932гг. ).
Кроме того, у художника началась болезнь глаз. И в этой обстановке Майоль создавал свои последние работы. «Искусство Гогена было для меня откровением, – говорил он впоследствии Дж. «Новая, чужая, но такая одуряющая атмосфера всемирной столицы искусства» ошеломила Майоля. Майоль же не любил античные скульптуры.
Это его главные эстетические и идейные принципы. К ней хочется прикоснуться рукой, так как осязание дополняет зрительный образ. В тридцатые годы мастер создаёт ряд статуй, олицетворяющих природные стихии или своеобразные «первоначала» природы: землю, воду, воздух. на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Вместо того, чтобы высказываться в стихах, я выражаю себя в скульптуре», – говорил он.
Первые картины Майоля, выставленные в салонах Национального общества изящных искусств и галерее «Свободная эстетика», пользуются значительным успехом. В 30-е гг. Аристид Майоль с удивлением открыл для себя, что Греция очень похожа на его родную Каталонию.
Женская фигура имеет пропорциональные округлые, пышные формы. Ткали гобелены местные девушки, на одной из которых Майоль женился в 1896 году. Он пытается максимально сделать образ идеальным.
В первых скульптурных работах мастера из которых наиболее известны горельеф «Источник» (1898г. ) и серия «купальщиц», выполненных в стиле круглой пластики, чувствуется чрезвычайная зависимость замысла от материала. Он признавался: «Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу. Его ранних работах ощущается влияние Гогена и французского символизма. Плавная мягкая извивающаяся линия, становясь со временем еще более чистой и упрощенной, навсегда сохранится в произведениях этого мастера как отличительная особенность его творческой индивидуальной манеры.
Изначально занимался живописью, рисунком, созданием гобеленов. Около 1900 года он практически ослеп и пребывал в таком состоянии примерно полгода. Камен тщательно отполирован и сглажен. Он вернулся домой и организовал мастерскую.
Наверное, вот таким образом некоторые скульптуры (особенно «Торс Нереиды», 1905г. ), сделанные мастером еще до путешествия в Грецию, напоминают нимф с фронтонов Парфенона. В 1904 году Майоль впервые выставляет свои произведения в Осеннем салоне. Он вернулся домой и организовал мастерскую. Оказалась, что «реальная, каждодневная, сиюминутная» жизнь, окружавшая его в родном Баньюле, необыкновенно близка античности.
И его всерьез огорчало всякое пренебрежение прекрасного материала ради внешнего, чисто сценического эффекта. Но пройдет совсем немного времени и он преодолеет схематизм и «архаическую» скованность, характерные для его ранних работ. Развитие машинного производства ковров сделало его промысел почти бессмысленным. «В других статуях, – говорил скульптор Фреру, – я искал архитектуру статики, здесь я ищу архитектуру движения».
Особенно заметно это по бронзовой «Сене» (1921г. ), складки одежды которой струятся по телу подобно реке или водопаду. Это средство выразить идею, выразить то, что нельзя почувствовать на ощупь.
Он пытался выявить всю механику движений, понять ясность игры мускулов и функций тела. Напротив, в них обнаруживаются новые, порой неожиданные искания. В скульптурное произведение «Средиземное море» художник вложил душу. Иногда он вообще рисовал эскизы исключительно по воображению.
Он вернулся домой и организовал мастерскую. Наиболее удачный – «Памятник павшим» в Баньюльсе, решённый в виде каменной стелы с двумя выступами. И вот эту камерную интимную по своему звучанию тематику подхватил Майоль. Да и сам внутренне безмятежный и тихий Аристид Майоль по своей натуре меньше всего подходил на роль «потрясателя основ».
Один из выдающихся скульпторов этого времени был Антуан Бурдель (1861--1929). В 1894 году первые его работы были представлены публике. (Скульптуры Родена, живопись Мориса Дени, художник Анри Матисс, Деспио, Альбер Марке).
Посетив обетованную родину скульптуры, Майоль с удивлением обнаружил, что Греция удивительно похожа на его родную Каталонию: «Эта та же страна, но без домов, пустынная». В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название «Скованная сила» (1905-1906). Майоль окончательно утвердился как скульптор. вего статуях с удивительной силой проявилась экспрессия.
.