Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Henri Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Paris, 1984 Noel B. Matisse.
М., 1993 Schneider P. Matisse. Анри Матисс (фр. Henri Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Франция — 1954, Ницца. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Испытав влияние импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, он выработал свой собственный изобразительный стиль, который отлича-ли интенсивные цветовые пятна, простой, но выразительный рисунок, декоративная плоскостность («Танец», 1910). Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Разумеется, это иллюзия.
В цвете важнее всего соотношения». Жил Матисс в это время трудно. В этот период композиции Матисса приобретают необычную легкость, почти воздушность, а контуры фигур намечаются скользящими линиями.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. А. С. Пушкина).
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
Под влиянием знакомства с полотнами импрессионистов, постимпрессионистов, а также Тернера (поездка в Лондон в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Формулирует собственную творческую концепцию «эмоций за счет простых средств» в книге «Заметки живописца» (1908). fauves). Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. музей современного искусства). Тогда же он знакомится со своей главной музой – Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. По эскизам Матисса делались костюмы для «Русского балета» Сергея Дягилева. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. музей современного искусства)., Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като-Камбрези, Сев.
В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. 1900 — нач. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. Amlie Noellie Parayre). Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. Изображение интерьера — жанр живописи. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом.
Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Стайны подружились с художником. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Эрмитаж). Ряд маленьких фигурок этюдного типа часто выстраиваются в серию, в которой реалистическая форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объемам (Голова Жанетты, 5 версий, 1910—1913 Генриетта, 3 версии, 1925). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. Обнажёнными в Алжире, стране строгой морали, можно было увидеть лишь танцовщиц племени улед наиль.
музей современного искусства Зульма, 1950, Копенгаген, Гос. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. С 1918 Матисс большую часть года проводил в Ницце. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Поездка в Испанию зимой 1910—1911 отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Базель, Художественный музей). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
За распахнутыми окнами художника открываются прекрасные пейзажи, а глубокое небо его морских пейзажей написано таким цветом, от которого перехватывает дыхание и начинает кружиться голова. Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем.
Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока.
В 1947–51гг. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Работает по заказам московского коллекционера С. И.
Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. и вакханалии. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока.
Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». музей изобразительных искусств им. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Матисс копировал в Лувре произведения Жана Батиста Симеона Шардена, Яна Давидса де Хема, Никола Пуссена, Якоба ван Рейсдаля интересовался творчеством Франсиско Хосе де Гойи, Эжена Делакруа, Жана Огюста Доминика Энгра, Камиля Коро и Оноре Домье. В 1952 в Ницце был открыт Музей Матисса. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. В это время Матисс экспериментирует с цветом и рисунком, в результате чего в его стиле появились новые черты: цвет стал еще более ярким, а рисунок — изящнее («Одалиска в красных шароварах», 1922). МАТИСС, АНРИ (Matisse, Henri) (1869–1954), выдающийся французский художник. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
музей изобразительных искусств им. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. для собственного дома в Москве. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. В это время ему уже было 20 лет. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.
Анри (1869–1954) — французский художник и скульптор. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Эти картины получили название «вырезанные». Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен.
Фовизм). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
А. С. Пушкина). В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899). В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 1893 году он перешел в Школу изящных искусств, где занимался в мастерской у Гюстава Моро. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Матисс хотел создать свежее и радостное новое искусство. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
В 1940-х Матисс особенно много занимался комплексным оформлением книги (Пасифая Монтерлана, 1944 Цветы зла Ш. Бодлера, 1947 Избранная любовная лирика Ронсара, 1948 Поэмы Шарля Орлеанского, 1950). Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900), работал в технике литографии. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). После Первой мировой войны преимущественно живет в Ницце, увлекается изображением натурщиц (цикл «Одалисок») интересуется мастерами рококо. А. С. Пушкина). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В работах кон.
В 1910-х гг. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Превосходный рисовальщик, он несколькими точными и гибкими линиями схватывал позу и мимику модели, форму предмета («Портрет Шарля Бодлера», 1930–32 серия «Художник и модель», 1936 «Женщина с распущенными волосами», 1944 и др. ).
Интерьер с незабудками, 1916, Детройт, Институт искусств). Эрмитаж). Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
В 1907 году группа фовистов распалась. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. музей современного искусства Окно. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
В 1905-07 лидер фовизма. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Французский художник. В 1935—1936 художник выполнил несколько картонов для ковров.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Исчезают стул и обои. Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами.
В период 1920-х его излюбленная тема — одалиски: распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов (Одалиска в красных шароварах, 1924—1925, Париж, музей Оранжери Одалиски, 1928, Стокгольм, Музей современного искусства). В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В этом году он открыл собственную учебную мастерскую опубликовал Заметки живописца, в которых изложил свое творческое кредо, свои представления об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. В нач.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. Испытал влияние импрессионизма, неоимпрессионизма, П. Гогена. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. музей изобразительных искусств им.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Море, 1946, Париж, Нац.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. С 1943 жил преимущественно в Вансе. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей.
и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. Ж. Помпиду). Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
С нач. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Занятия живописью требуют времени и денег.
На становление творческих ориентаций Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой итальянскими кватрочентистами (путешествие в Италию в 1907) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906, посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Для московского дома Щукина художник создал настенные панно «Танец» и «Музыка» (1910). музей современного искусства). Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура».
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В 30-40-х гг.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В Марокко, Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы позднейшего декоративного стиля живописи.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матисс любил писать натюрморты («Красные рыбки», 1912 «Раковина на черном мраморе», 1940), свою мастерскую («Розовая мастерская», 1911), а также обнаженную натуру. Художник дал целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Дальше красочная точка и цветовая энергия увеличиваются, появляются красочные ореолы вокруг формы, цветовой рисунок внутри композиции, взаимодействие больших колористических масс. В 40-х гг. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. К 1908 Матисс вступил в пору творческой зрелости. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). музей изобразительных искусств им. Доминика и Девы Марии. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись Сезанна (Обнаженная натура.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Доминика и Девы Марии. Но об этом уже сказано в других разделах.
Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного.
Со второй половины 1900-х гг. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. 1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении.
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В августе 1888 года, после окончания учёбы, 18-летний Анри получил право работать по этой специальности. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. В «Танце» ярко-алые фигуры несущихся в неистовом хороводе людей подобны языкам пламени, устремившимся к небу.
Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Углы комнаты даёт другим цветом. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.
Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. 1 Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Доминика, сцены Страстей Христовых). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В произведениях 20-х гг. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Матисс также копировал их манеру письма. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. Такой, какой был у Матисса в его доме. Художник, график, скульптор иллюстратор, декоратор. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм).
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Ковёр на этой картине – реальный. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. А. С. Пушкина Красная мастерская, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства Настурции. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Речь идет о фовизме. музей современного искусства). — раздельных точечных мазков. После Англии художник отправился на Корсику.
музей изобразительных искусств им. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Ж. Помпиду, Париж). В настоящее время существует в двух версиях.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита.
Мать увлекалась росписью керамики. Художник открыл собственную мастерскую. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Опыт почти абстрактного геометризма подводит Матисса к новым решениям интерьерных композиций: дверные проемы, оконные рамы, карнизы, балконные решетки членят пространство на взаимопересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивают поверхность картины (Художник и модель, 1916, Париж, Нац. Тема панно — танец. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1920 оформил постановку балета Стравинского Соловей. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). музей искусств Композиция (Бархатные ткани), 1947, Базель, Художественный музей). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. 1901 год можно назвать годом становления художника.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. 1930-х Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Рисовать начал в 1890.
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1930 Матисс провел три месяца на Таити. В 1909 Матисс поселился в собственном доме в Исси-ле-Мулино. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). В начале 1930-х работает над декоративными панно для фонда Барнса в Мерионе (Филадельфия) изобретает технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»).
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Таковы композиции «Обнаженная натура. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891).
Развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий, круто изгибающихся, меняющих направление в пространстве (Лежащая обнаженная I, 1907, Балтимор, Художественный музей Две негритянки, 1908, Вашингтон, Смитсоновский институт, Музей Хиршхорн Серпантин, 1909, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств). Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия.
За картины, выставленные на Осеннем cалоне 1905г. в Париже, отличавшиеся невиданной прежде интенсивностью цвета, Матисс и его друзья получили прозвище «дикие» (фовисты см. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. Другое название этой работы – «Десерт».
Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). Картины Матисса подобны ярким декоративным коврам. Эрмитаж).
Зачем. Панно Танец, 1912, Москва, Гос. В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь.
Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. Доминика и Девы Марии. Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Преподавание велось на некоммерческой основе. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). В 1939 Матисс покинул Париж и переехал в Ниццу. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
ст. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Танжер Зора на террасе Вход в казбу, 1912, Москва, Гос. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном (Красный интерьер, натюрморт на голубом столе, 1947, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Щукина.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Цветовое воздействие картин Матисса па зрителя невероятно цвета взывают и кричат, точно громогласные фанфары. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения излучения с L от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм — сине-зеленый, от 500 до 560 нм — зеленый, от 560 до 590 нм — желто-оранжевый, от 590 до 760 нм — красный. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске.
Итоговой работой Матисса стал ансамбль капеллы четок в Вансе (1947—1951). он создал проект внутреннего убранства Капеллы четок в Вансе. А. С. Пушкина Красная комната, 1908 Голубая скатерть, 1909 обе — Санкт-Петербург, Гос. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Слуга, 1900, Нью-Йорк, Музей современного искусства Посуда на столе, 1900, Санкт-Петербург, Гос. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Впечатления от путешествий в Марокко, Танжер (1912—1913) оставили глубокий след в его творчестве усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: Вид из окна. Эрмитаж). В 1897 году он снова посетил его. Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет и даже подарил Анри два его рисунка.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Из декупажей возник альбом Джаз изданный в 1947. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр.