Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Изображение интерьера — жанр живописи. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов.
В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Ж. Помпиду). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Занятия живописью требуют времени и денег. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Родился 31 декабря 1869г. Эта дружба в его судьбе значила многое. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В настоящее время существует в двух версиях. Стайны подружились с художником. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Разумеется, это иллюзия.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. 1906: Обращение к декоративному искусству. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Доминика и Девы Марии. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета Соловей И. Стравинского и пишет цикл Одалиски в подражание Ренуару. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). в Ле-Като на севере Франции. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Рафинированные художественные средства, колористические гармонии, сочетающие яркие контрастные созвучия, словно бы призывают созерцателя этих работ наслаждаться чувственной красотой мира.
Цены на его работы и интерес к ним стали расти. В его мастерской появляются ученики из разных стран. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905г. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. 1906: Обращение к декоративному искусству.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж). Речь идет о фовизме. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветовЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. Тема панно — танец. Тема панно — танец. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). В видео сын художника Клод вкладывает кисть в постоянно сжатую руку отца.
Жил Матисс в это время трудно. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. 1917—1929: В Ницце. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В короткометражном фильме «Джексон Поллок 51» американский художник-абстракционист рассказывает о своей работе и на глазах зрителей создаёт одну из своих картин.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Ж. Помпиду, Париж). В произведениях 20-х гг. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Доминика и Девы Марии. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Таким для него явился Поль Гоген.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Жил Матисс в это время трудно.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ.
«Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Его вторая жена и старший сын умерли, а зрение ухудшалось из-за катаракты. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Зачем. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Ж. Помпиду, Париж). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Огромным авторитетом для Матисса и многих художников его поколения был Сезанн, которого называют отцом современного искусства.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Видео записал летом 1915 года французский актёр и драматург Саша Гитри для своего патриотического документального фильма времён Первой мировой войны «Наши» (Ceux de chez nous).
Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). Все остальное здесь придумал сам Матисс. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905). Это были не лучшие времена в жизни Моне. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».
Матисс также копировал их манеру письма. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Amlie Noellie Parayre). Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Другое название этой работы – «Десерт». А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Но об этом уже сказано в других разделах. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. В последние десятилетия своей жизни он страдал тяжёлой формой ревматоидного артрита. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Со второй половины 1900-х гг. Тема панно — танец. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец».
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Исчезают стул и обои. Мать увлекалась росписью керамики. для собственного дома в Москве.
Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Он запечатлён за написанием картины в собственном саду рядом с прудом, где росли лилии. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Ж. Помпиду, Париж). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
(рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр – Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс.
При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Творить он не переставал до конца. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. — раздельных точечных мазков. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.
Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). В 40-х гг.
В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Но последнее десятилетие жизни (он умер в 1926 году в возрасте 86 лет) оказалось чрезвычайно продуктивным периодом в творчестве Моне.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
1891: В поисках чистых красок. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Доминика и Девы Марии.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Пришло время творческих экспериментов, проявившихся в создании в картинах цветовых контрастов, на тот период просто немыслимых.
Доминика и Девы Марии. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. 1917—1929: В Ницце.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Там начался его отход от техники дивизионизма. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Французский художник, основатель фовизма. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. В 1905-07 лидер фовизма.
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Доминика и Девы Марии. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. 1891: В поисках чистых красок. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982).
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. 1901 год можно назвать годом становления художника. В 1892 приехал в Париж, где посещал мастерскую Бугро, Академию Жюльена, Школу Изящных Искусств (эколь де боз ар), школу декоративного искусства, позже в 1895-98 годах занимается в матерской у Гюстава Моро. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Формы он растворял в цветовых плоскостях избегая какой бы то ни было пространственной иллюзии. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
1906: Обращение к декоративному искусству. и вакханалии. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В 30-40-х гг.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. 1901 – 1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Ханс Намут снял это видео, когда уже прославившемуся художнику было 39 лет.
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. От карьеры присяжного поверенного его избавили аппендицит и увлечение матери росписью по керамике. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Ж. Помпиду).
Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Говорят, когда Анри Матисс спросил страдающего Ренуара, почему тот продолжает рисовать, он ответил: «Боль проходит, а красота остаётся».
«Парижский танец» известен в трех вариантах. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25).
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. У Анри и Амели один за другим родились два сына. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.