Сам Матисс отмечал, что современные люди – это усталые люди. «бумажные силуэты, – цитируем Матисса, – дают мне возможность писать чистым цветом и эта простота гарантирует точность. При этом совершенно очевидно, что среди узоров Матисс отдавал предпочтение цветочным орнаментам.
Салвадор Дали: Анри Матисс был одним из самых значительных современных художников, но ведь он олицетворял последние отзвуки Французской революции, которая вошла в историю как революция буржуазная, а это значит, что Матисс был прежде всего выразителем буржуазного вкуса. Матисс привёз из поездки множество пёстрых тканей и керамику – всё это впоследствии пригодилось ему при создании натюрмортов. Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе. В Школе, Матисс прилежно изучал работы старых мастеров, для чего регулярно посещал Лувр, манера живописи этого периода больше соответствовала жанру импрессионизма, но приглушенный цвет, превалирующий в его ранних работах, постепенно начинал обретать силу, становясь величиной самостоятельной.
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Современники рассказывали, что, когда Матисс лепил, он слишком часто смачивал глину и от этого при повороте станка фигуры часто падали, разрушались. Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье. Матисс и Пикассо — это два гения искусства XX века.
Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него. В Ницце Матисс написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Художественная деятельность Матисса была определена этим течением, о котором он сказал.
Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Ж. Помпиду). Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Рядом с Матиссом выступали его друзья, его поддерживали единомышленники-фовисты. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства.
Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). Эрмитаж). Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Ковёр на этой картине – реальный. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899). Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. К 1908 Матисс вступил в пору творческой зрелости.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). С нач.
Но об этом уже сказано в других разделах. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Ж. Помпиду, Париж).
Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Эрмитаж).
В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи».
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Великий Анри Матисс не был исключением. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
и вакханалии. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура.
музей изобразительных искусств им. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
Развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий, круто изгибающихся, меняющих направление в пространстве (Лежащая обнаженная I, 1907, Балтимор, Художественный музей Две негритянки, 1908, Вашингтон, Смитсоновский институт, Музей Хиршхорн Серпантин, 1909, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. А. С. Пушкина). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. А. С. Пушкина Красная мастерская, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства Настурции. Но Леже увлекся индустриальными мотивами и это наложило отпечаток на его работы, чего нельзя сказать о Матиссе. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Таковы композиции «Обнаженная натура. В ранние годы Матисс был близок с Дереном, художником, которому все давалось едва ли не легче, чем ему. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать).
Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900), работал в технике литографии. музей современного искусства Окно. Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1891 году Анри снова приехал в Париж.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Занятия живописью требуют времени и денег. По эскизам Матисса делались костюмы для «Русского балета» Сергея Дягилева. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Живопись Боннара изысканна, тонка, трепетна, воздушна.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Художник дал целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. Для московского дома Щукина художник создал настенные панно «Танец» и «Музыка» (1910). Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953).
Танжер Зора на террасе Вход в казбу, 1912, Москва, Гос. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Художник открыл собственную мастерскую. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Разумеется, это иллюзия. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». музей изобразительных искусств им. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Матисс любил писать натюрморты («Красные рыбки», 1912 «Раковина на черном мраморе», 1940), свою мастерскую («Розовая мастерская», 1911), а также обнаженную натуру. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». он создал проект внутреннего убранства Капеллы четок в Вансе.
Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Так же далек Матисс от другого своего товарища — ван Донгена.
Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Исчезают стул и обои. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. В 1907 году группа фовистов распалась.
Из декупажей возник альбом Джаз изданный в 1947. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Рисовать он начал довольно поздно и неожиданно, попав в больницу, где ему сделали операцию по удалению аппендикса. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Яблоко из шара превратилось в круг.
Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. А. С. Пушкина Красная комната, 1908 Голубая скатерть, 1909 обе — Санкт-Петербург, Гос. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Amlie Noellie Parayre). Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В 1910-х гг. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Картины Матисса подобны ярким декоративным коврам. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
В период 1920-х его излюбленная тема — одалиски: распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов (Одалиска в красных шароварах, 1924—1925, Париж, музей Оранжери Одалиски, 1928, Стокгольм, Музей современного искусства). Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Пожалуй, Матиссу недоступна была равная утонченность. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Под влиянием знакомства с полотнами импрессионистов, постимпрессионистов, а также Тернера (поездка в Лондон в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. В цвете важнее всего соотношения». для собственного дома в Москве.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Кроме того, в последней работе внимание зрителя акцентируется на ярко-рыжем медном кофейнике и желто-красных яблоках, создающих общий эмоциональный настрой и особый тон. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). 1900 — нач.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. В это время Матисс экспериментирует с цветом и рисунком, в результате чего в его стиле появились новые черты: цвет стал еще более ярким, а рисунок — изящнее («Одалиска в красных шароварах», 1922). В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Превосходный рисовальщик, он несколькими точными и гибкими линиями схватывал позу и мимику модели, форму предмета («Портрет Шарля Бодлера», 1930–32 серия «Художник и модель», 1936 «Женщина с распущенными волосами», 1944 и др. ).
Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891).
В 1940-х Матисс особенно много занимался комплексным оформлением книги (Пасифая Монтерлана, 1944 Цветы зла Ш. Бодлера, 1947 Избранная любовная лирика Ронсара, 1948 Поэмы Шарля Орлеанского, 1950). Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Итоговой работой Матисса стал ансамбль капеллы четок в Вансе (1947—1951). У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). После Англии художник отправился на Корсику. В 1947–51гг.
Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон).
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Но спорили они дружески. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Его картины часто экспонировались на выставках многих стран мира — в Москве, Нью-Йорке, Берлине. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Затем, чтобы заставить вибрировать краску, он энергично втирает ее в холст, вместо того, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Углы комнаты даёт другим цветом. Цвет для него – основное выразительное средство, он словно излучает жизненную энергию, несет заряд радости и оптимизма.
Никому из последователей Матисса так и не удалось добиться такой, как у него, полной композиционной и декоративной соподчиненности всех элементов картины, он остается непревзойденным мастером декоративной живописи. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. В «Танце» ярко-алые фигуры несущихся в неистовом хороводе людей подобны языкам пламени, устремившимся к небу. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. За картины, выставленные на Осеннем cалоне 1905г. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Распахнутая на море балконная дверь — это выход человека в мир. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Что касается Руо, то с ним Матисс начинал еще в мастерской у Гюстава Моро. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. музей изобразительных искусств им. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Эрмитаж).
Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матисс дал новое видение мира. В его мастерской появляются ученики из разных стран. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). В 1920 оформил постановку балета Стравинского Соловей.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Море, 1946, Париж, Нац. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. музей современного искусства). Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Ж. Помпиду). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Доминика и Девы Марии. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
— раздельных точечных мазков. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке.
Доминика, сцены Страстей Христовых). А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. музей современного искусства). С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем – в Школе изящных искусств у Г. Моро. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. музей изобразительных искусств им. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Французский художник. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
На становление творческих ориентаций Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой итальянскими кватрочентистами (путешествие в Италию в 1907) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906, посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). А. С. Пушкина). Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. в Париже, отличавшиеся невиданной прежде интенсивностью цвета, Матисс и его друзья получили прозвище «дикие» (фовисты см. В настоящее время существует в двух версиях. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Поездка в Испанию зимой 1910—1911 отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Базель, Художественный музей).
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
В это время ему уже было 20 лет. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы., Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като-Камбрези, Сев. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Оно им нужно как воздух.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Тема панно — танец. музей современного искусства). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Анри (1869–1954) — французский художник и скульптор. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись Сезанна (Обнаженная натура.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). музей современного искусства). Я очень люблю танец. Испытав влияние импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, он выработал свой собственный изобразительный стиль, который отлича-ли интенсивные цветовые пятна, простой, но выразительный рисунок, декоративная плоскостность («Танец», 1910). В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, держал лавку. Добиваясь синтеза живописных элементов в их предельной интенсивности, художник строит композиции из развеществленных визуальных качеств: чистого, насыщенного цвета и форм, лишенных объема, тяжести, фактуры. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Доминика и Девы Марии.
В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков.
Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. С Альбером Марке он до глубокой старости сохранял дружеские отношения. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Доминика и Девы Марии. Другое название этой работы – «Десерт». Ряд маленьких фигурок этюдного типа часто выстраиваются в серию, в которой реалистическая форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объемам (Голова Жанетты, 5 версий, 1910—1913 Генриетта, 3 версии, 1925).
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. В 1930 Матисс провел три месяца на Таити. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. С 1943 жил преимущественно в Вансе. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву).
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Впервые он попробовал заниматься живописью после того, как попал в больницу и ему сделали операцию – удалили аппендицит.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Доминика и Девы Марии.
Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Пикассо, наоборот, больше привлекают к себе отдельные тела их пластика, осязаемость. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. музей современного искусства Зульма, 1950, Копенгаген, Гос. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982).
Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
Эти картины получили название «вырезанные». Эрмитаж). Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Тема панно — танец. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. музей искусств Композиция (Бархатные ткани), 1947, Базель, Художественный музей).
Сверкающие красками анемоны и мимозы в его холстах — это вечный праздник весны. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Фовизм). Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
А предыдущий, бракованный, художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих его исканий. Впечатления от путешествий в Марокко, Танжер (1912—1913) оставили глубокий след в его творчестве усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: Вид из окна. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
Матисс хотел создать свежее и радостное новое искусство. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
А. С. Пушкина). Доминика и Девы Марии. Зачем.
fauves). Здесь речь идет, очевидно, о необходимости ввести переходные тона, к чему Матисс пришел впоследствии. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). Стайны подружились с художником.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США).
Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. С 1918 Матисс большую часть года проводил в Ницце. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. В 1935—1936 художник выполнил несколько картонов для ковров. Ж. Помпиду, Париж).
Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Тема панно — танец. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Но Дерен откровенно повернул к возрождению классической традиции, пластической формы и пренебрег новым пониманием цвета. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном (Красный интерьер, натюрморт на голубом столе, 1947, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. В 1939 Матисс покинул Париж и переехал в Ниццу. Ж. Помпиду, Париж).
В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Мать увлекалась росписью керамики. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Панно Танец, 1912, Москва, Гос. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Рисовать начал в 1890. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. 1901 год можно назвать годом становления художника. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Матисс также копировал их манеру письма. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. ст. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Анри Матисс увлекался импрессионистами и неоимпрессионистами, Гогеном искусством арабского Востока, в 35 лет стал лидером фовистов. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
музей изобразительных искусств им. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой.
С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
В 1905-07 лидер фовизма. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Такой, какой был у Матисса в его доме.
Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Изображение интерьера — жанр живописи. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Это не исключало между ними расхождений во мнениях и оценках. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко.
1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание). Преподавание велось на некоммерческой основе. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952).
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В 1909 Матисс поселился в собственном доме в Исси-ле-Мулино. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
В работах кон. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. 1930-х Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. Речь идет о фовизме. В нач. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В 1952 в Ницце был открыт Музей Матисса. В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах.
В этом отношении у Матисса было больше точек соприкосновения с Дюфи. Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Жил Матисс в это время трудно. В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Интерьер с незабудками, 1916, Детройт, Институт искусств).
Цельности и вместе с тем живописного разнообразия Матисс достигает, прежде всего, осуществляя подлинную и органическую связь между цветом и формой -- линеарно-плоскостной. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Франция — 1954, Ницца.