Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Художник Джон Питер Рассел открыл для него теорию цвета, творчество Моне, Писсаро, Дега, Ван Гога, после чего последовал период работы в стиле импрессионистов.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. 1891: В поисках чистых красок. и вакханалии. Доминика и Девы Марии.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Ж. Помпиду). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Ж. Помпиду). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). — раздельных точечных мазков. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, он попросил карандаш и сделал три портретных наброска. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Мать увлекалась росписью керамики. Изображение интерьера — жанр живописи.
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
Стайны подружились с художником. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). fauves). Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой палитры и отступления от привычных канонов.
Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Amlie Noellie Parayre). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Речь идет о фовизме. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров.
Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Зачем. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
(рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Тема панно — танец.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Но на деле каждое из творений мастера – итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. 1901 год можно назвать годом становления художника. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В 40-х гг. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Доминика и Девы Марии. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось.
Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Там начался его отход от техники дивизионизма.
Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Эта дружба в его судьбе значила многое. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Доминика и Девы Марии. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Ж. Помпиду, Париж).
Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Жил Матисс в это время трудно. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго.
для собственного дома в Москве. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения и весь холст пришлось переписывать заново. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». МАТИСС, АНРИ (Matisse, Henri) (1869–1954), выдающийся французский художник. Тема панно — танец. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
В 1905-07 лидер фовизма. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. 1906: Обращение к декоративному искусству. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Доминика и Девы Марии. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В его мастерской появляются ученики из разных стран. В произведениях 20-х гг.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Творить он не переставал до конца. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Родился 31 декабря 1869г. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Исчезают стул и обои. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908).
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Отец хотел, чтобы сын поскорее встал на ноги, видел в нем юриста, обеспеченного человека, но его желания так и остались мечтой.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. в Ле-Като на севере Франции. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.
Жил Матисс в это время трудно. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В 30-40-х гг. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. «Парижский танец» известен в трех вариантах. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Матисс также копировал их манеру письма. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем18. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. В отличие от мастеров кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, оно основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Таким для него явился Поль Гоген. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем – в Школе изящных искусств у Г. Моро. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски и он стал коротать время, копируя цветные открытки. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Но об этом уже сказано в других разделах. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Тема панно — танец.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Преподавание велось на некоммерческой основе. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Другое название этой работы – «Десерт». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Ж. Помпиду, Париж).
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. 1906: Обращение к декоративному искусству.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой— балконом, перилами ит. п.
В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Отсюда в его творчестве – преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов. Занятия живописью требуют времени и денег. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Ж. Помпиду, Париж).
Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам. Ж. Помпиду, Париж). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Французский художник, основатель фовизма. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53).
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Заручившись поддержкой целого ряда спонсоров, включая всё семейство Стайнов, Матисс основал в Париже собственную Академию. Доминика и Девы Марии.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905г.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Разумеется, это иллюзия. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара.
После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». 1917—1929: В Ницце. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В настоящее время существует в двух версиях.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года – 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Со второй половины 1900-х гг.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). 1930—1940: Раздвинутое пространство картины.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Лето1896 года он проводит на острове Бель – Иле, вместе с Эмилем Бери, своим соседом по лестничной площадке. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.