Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Слова ц виявилися пророчими. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. «Колр д тим сильней, чим вн простше», – писав пзнше Матс у «Замтках живописця» (1908). Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Можливо – десяток статей у щоденних паризьких газетах за 1905 р., не бльш.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Вдразу характеристика Вокселя була пдхоплена пресою: зявився термн фовзм. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Другое название этой работы – «Десерт». В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. У 1893 р. учень адвоката Анр Матс прийшов у паризьку «Ecole des Beaux Arts» з намром присвятити себе живопису. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»).
Разумеется, это иллюзия. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Адже саме Гюстав визначив головний принцип ус наступно творчост Матса, сказавши якось у 1895 р. : «Вам належить спростити живопис». Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Там начался его отход от техники дивизио-низма. В настоящее время существует в двух версиях. Вдразу характеристика Вокселя була пдхоплена пресою: зявився термн фовзм. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Навть сам консервативн критики прийняли цей плин, як дансть. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.
Неймоврно, але факт: як такими «фовстськими» добутками художника можна вважати лише три-чотири картини (найбльш вдома з них – «Дама на терас», (1905). В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Представники Осннього салону, бажаючи протиставити себе публц критиц, прийняли прзвисько «фовств», «дикунв». Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Вн явно не вдповдав необхдним стандартам Школи. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Так це зрозумло – перш серйозн картини Анр почав писати лише в 1890 р. (тобто трьома роками ранше), до того ж Матс знаходився пд очевидним впливом мпресонств. В стор мистецтв ранше, псля 1905 р. бувало не раз, що випадковими, викликаними негативними емоцями ептет, звернений до якого-небудь напрямку, плинов, закрплювався за ним у якост серйозного наукового термна. Колр д тим сильней, чим вн простше, – писав пзнше Матс у Замтках живописця (1908).
Слова ц виявилися пророчими. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Стайны подружились с художником. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Доминика и Девы Марии. – Вн клька його товаришв готувалися здивувати публку новим явищем у живопис – «фовзмом».
Що Матс зробив. Но об этом уже сказано в других разделах. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Колр д тим сильней, чим вн простше, – писав пзнше Матс у Замтках живописця (1908). Фовзм – типовий тому приклад. Адже саме Гюстав визначив головний принцип ус наступно творчост Матса, сказавши якось у 1895 р. : «Вам належить спростити живопис». Слова ц виявилися пророчими.
Речь идет о фовизме. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Марков Дерен, Руо, Ван Донген Вламнк на клька рокв захоплюються цю грою.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
fauve). Вдбушевали пристраст по Моне, Сислею, Псарро, Едуару Мане, Берт Морзо, Ренуару. Главою свого кружка вони вдразу ж обирають Матса. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В стор мистецтв ранше, псля 1905 р. бувало не раз, що випадковими, викликаними негативними емоцями ептет, звернений до якого-небудь напрямку, плинов, закрплювався за ним у якост серйозного наукового термна.
Результат був наступним: мя Матса знали, але вузькому кол адептв живопису. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Марков Дерен, Руо, Ван Донген Вламнк на клька рокв захоплюються цю грою.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Вдразу характеристика Вокселя була пдхоплена пресою: зявився термн «фовзм». Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. «division» -«подл»). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
З 1890 по 1902 р. вн щорчно створював клька картин, близьких за духом мпресонстам. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Тема панно — танец. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Згодом вн згадував Моро з любовю вдданстю, як дйсного Вчителя.
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». fauve). Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Його вважали «недотепним наслдувачем» останнх, оскльки молодому живописцев не вистачало навть мпресонстсько уваги до деталей, що проступають як би крзь завсу вдчуття. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Главою свого кружка вони вдразу ж обирають Матса. Утм, натюрморти пейзаж раннього Матса являють собою, скорше, яксь загальн варац на тему «мпресонзм у живопис» – накше кажучи, вн немов копю по-свому усх вдомих у той час художникв-мпресонств, запозичаючи зводячи водино характерн риси хньо творчост.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Доминика и Девы Марии. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». За перод офцйного снування фовзма (з 1905 по1907 вдповдно) Матс не створив або значних, що запамятовуються картин, якими багато його творчсть наступного рокв. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. «fauve»). Эта дружба в его судьбе значила многое.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Вдбушевали пристраст по Моне, Сислею, Псарро, Едуару Мане, Берт Морзо, Ренуару. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. У создания картины «Танец» своя необычная история. Сво творч знахдки, зроблен протягом 1902-04 р., художник називав пдготовкою. У свох добутках вони постаралися максимально виразити колр, насолоджувалися «божевллям», «буйством» кольору.
division -подл). «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время.
На ньому виставили сво в витвори художники, як основним принципом кольору обрали «розкрпачення, ». У 1893 р. учень адвоката Анр Матс прийшов у паризьку «Ecole des Beaux Arts» з намром присвятити себе живопису. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Наприкнц XIX в. французька публка вже змирилась з мпресонзмом. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Саме ця брутальнсть насиченсть викликають пзнше в критика Л. Вокселя порвняння з «дикстю». З 1890 по 1902 р. вн щорчно створював клька картин, близьких за духом мпресонстам. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Фовзм – типовий тому приклад. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи».
Потрапивши на виставку, критик Воксель був так вражений побаченим, що охарактеризував новий живопис глузливим словом «дика» (фр. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Згодом вн згадував Моро з любовю вдданстю, як дйсного Вчителя. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление – будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения. Сво творч знахдки, зроблен протягом 1902-04 р., художник називав пдготовкою. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Занятия живописью требуют времени и денег. Що Матс зробив. Главою свого кружка вони вдразу ж обирають Матса. Згодом вн згадував Моро з любовю вдданстю, як дйсного Вчителя. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Вн явно не вдповдав необхдним стандартам Школи. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Но на деле каждое из творений мастера – итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Зачем. Марков Дерен, Руо, Ван Донген Вламнк на клька рокв захоплюються цю грою.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В его мастерской появляются ученики из разных стран.
Однак Гюставу Моро, вдомому художнику члену жур Школи Образотворчих Мистецтв стало шкода юнака запропонував йому займатися в Школ неофцйно. 1901 год можно назвать годом становления художника. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Так натюрморти Пляшка шидама (1896), Десерт (1897), Фрукти кавник (1898), Посуд фрукти (1901).
Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира их можно увидеть и в России. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Вн явно не вдповдав необхдним стандартам Школи. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро — мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Навть сам консервативн критики прийняли цей плин, як дансть. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Ж. Помпиду, Париж). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Так це зрозумло – перш серйозн картини Анр почав писати лише в 1890 р. (тобто трьома роками ранше), до того ж Матс знаходився пд очевидним впливом мпресонств. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). У наступному, 1905 р., у Париж вдбувся Осннй салон. Вн клька його товаришв готувалися здивувати публку новим явищем у живопис фовзмом. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. якби Матс не пдняв «з гордстю» прапр фовзму восени 1905 р., хто зна, – яка доля була б уготована цьому плину.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Углы комнаты даёт другим цветом. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна. division -подл).
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Що ж Матс.
Результат був наступним: мя Матса знали, але вузькому кол адептв живопису. Його вважали «недотепним наслдувачем» останнх, оскльки молодому живописцев не вистачало навть мпресонстсько уваги до деталей, що проступають як би крзь завсу вдчуття. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Саме ця брутальнсть насиченсть викликають пзнше в критика Л. Вокселя порвняння з дикстю.
Сво творч знахдки, зроблен протягом 1902-04 р., художник називав «пдготовкою». Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. «Фовзм» – типовий тому приклад. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Ж. Помпиду, Париж). «Парижский танец» известен в трех вариантах.
Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. Вн явно не вдповдав необхдним стандартам Школи.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. Ковёр на этой картине – реальный. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Що Матс зробив. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Так це зрозумло перш серйозн картини Анр почав писати лише в 1890 р. (тобто трьома роками ранше), до того ж Матс знаходився пд очевидним впливом мпресонств.
Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Починаюч художники, зрозумло, в усьому прагнули наслдувати недавнх «бунтарв» – отже, копювали хню манеру листа. Так натюрморти «Пляшка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукти кавник» (1898), «Посуд фрукти» (1901). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Як це часто бувало в захдновропейському мистецтв XIX-XX вв., фовзм виявився черговою грою. Исчезают стул и обои. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Згодом вн згадував Моро з любовю вдданстю, як дйсного Вчителя. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). У наступному, 1905 р., у Париж вдбувся Осннй салон.
Слова ц виявилися пророчими. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
– Вн клька його товаришв готувалися здивувати публку новим явищем у живопис – фовзмом. Так це зрозумло – перш серйозн картини Анр почав писати лише в 1890 р. (тобто трьома роками ранше), до того ж Матс знаходився пд очевидним впливом мпресонств. Що Матс зробив. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. У наступному, 1905 р., у Париж вдбувся Осннй салон. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Сойдясь с художниками-неоимпрессионистами, он начал использовать технику раздельных точечных мазков.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Саме ця брутальнсть насиченсть викликають пзнше в критика Л. Вокселя порвняння з дикстю.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Однак на вдмну вд «точкових» множинних ударв пензлем Сньяка, Анр Матс працю, використовуючи ясно помтн, могутн, як би недотепн, але мазки, що скряться життям, (виника ще один термн, звязаний з мям Матса, – «дивзонзм» (вд лат. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Жил Матисс в это время трудно. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Наприкнц XIX в. французька публка вже змирилась з мпресонзмом.