Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Именно в его правление Испания потеряла свое былое величие. «Боюсь, что управлять будут им. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Сбежались боги.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Своей особой философией дышит и природа произведения.
В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Прав был его отец. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Хотя инквизиция подчинялась папе, на самом деле ею управляли испанские монархи.
В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев. Их позы и жесты живые, естественные. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
Картина написана Веласкесом в 1640-м году, хранится в музее Прадо, в Мадриде. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.
Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Паоло Веронезе. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. («Триумф Вакха»). Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Контрасты освещения, двуслойное пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.
В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Затененное шлемом лицо с усталыми глазами и лихие усы придают фигуре бога войны и возлюбленного Венеры характер почти комический.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа — Афина и Арахна. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Филипп III вступил в правление мировой сверхдержавой. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
До 1623 работал в Севилье. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Каждый образ на редкость красноречив. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Веласкесу несказанно повезло. Лица обеих групп реальны. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Веласкес Диего, великий испанский художник. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. С этого монарха в испанской историографии начинается век троих «Austrias menores» (заурядных Габсбургов), эпоха заката и потери Испанией господствующего положения в Европе.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. – харчевня или трактир). В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. В более поздний период Марс также стал считаться богом войны. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. И почти невероятным. В 1617 получил звание мастера.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Замок был расположен недалеко от Мадрида и служил местом отдыха для королевской семьи во время поездок на охоту.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Однако отражение это темно и неясно.
Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
Оно проявляется во многих его работах. Испанскую инквизицию возглавлял сверхфанатичный монах Томас де Торквемада, который был личным исповедником Изабеллы.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. И портрет удался. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Им не зачитывали показания и не сообщали имена обвинителей. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
В целом цветовая гамма картины типична для работ Веласкеса этого периода. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Тот без раздумий принял это предложение. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В самом начале своего правления Фердинанд и Изабелла установили испанскую инквизицию. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты (Венеры). Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
.