Сегодня мы рассмотрим картины «Судьба животных» Франца Марка и «Пять сновидений» Майкла Нельсона Тьякамарра.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Ему было всего 36 лет.
В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом.
Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму («Тироль», «Борющиеся формы» обе – 1914 год, Мюнхен, Новая пинакотека). Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (Познакомившись с биографией немецкого художника Франца Марка, вы поймете, почему кони на его картинах разноцветные, откуда возникло название художественной группы, которую он организовал и как построена теория цвета, придуманная им. лно воплотить своё ви. 2. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение.
Взгляд на мир глазами художника, слухом музыканта, рифмами поэта – фундамент восприятия заложен в каждое произведение изначально, однако интерпретации не ограничены. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.
Если ты смешаешь, например, строгий духовный синий цвет с красным, ты тем самым привнесёшь в синий невыносимую грусть и тогда понадобится спокойный жёлтый, чтобы добавить его к фиолетовому цвету. 3. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. «Синие лошади».
«Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. 3.
Башня синих коней 1913 г. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей). В юности пережил увлечение академизмом, затем импрессионизмом и постимпрессионизмом.
4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Neue Kunstlervereinigung Munchen). Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
Общение с абстракционистами изменило творческую манеру художника. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
затем футуризмом и абстракционизмом. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 19128230 Художественная энциклопедия Марк (Marc) Франц (8. Название появилось само по себе, – писал Кандинский.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Особенно близок ему по духу был Ван Гог. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. Получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, к таким работам и относится картина «Судьба животных», Швейцария.
Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. В то же время, под влиянием итальянского футуризма, Марк начал писать более динамичные композиции. Этот фон – по сути дела, чистая абстракция, хотя, конечно, можно представить себе, что художник изобразил заросли, в которых затаился тигр, подстерегающий добычу. Именно вот таким образом сейчас мы сделаем первый шаг в пространство, где формы, время и созидание искажают действительность, где линии сломаны под натиском подачи – в мир «высокого» искусства – чтобы разбухшей подушечкой указательного пальца ощутить остроту песчинок. Немецкий художник, представитель немецкого экспрессионизма Франц Марк написал картину «Судьба животных» в 1913 году.
В 1911 г., выйдя из Нового союза художников, Марк и Кандинский занялись организацией выставок «Синего всадника» и изданием одноименного альманаха. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Своими мыслями он делился с Кандинским. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Его брак с Марией Шнюр, заключенный из сострадания, заканчивается крахом. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
1910: Теория цвета. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Новый альманах художники назвали «Синий всадник». Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом.
В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. Стреshyмиshyтельshyная творческая эвоshyлюshyция Марка быshyла преshyрваshyна его гиshyбеshyлью Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики.
В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене.
Чистые насыщенные цвета (красный, синий, жёлтый) должны передавать «сущность», скрытую за «видимостью» и потому наделяются у Марка символическим значением. Основной сюжет его живописи – животные в ландшафтном окружении (ещё в середины 1900-х годов он зарисовывал лошадей, ланей в Берлинском зоопарке был дружен со швейцарским зоологом Ж. Нитсле). На картине «Судьба животных» изображены олени, лошади и лисы, находящиеся в центре развернувшегося апокалипсиса, который создает сама природа. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. 1911).
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
В 1912 году в Париже познакомился с Р. Делоне под его влиянием, а также итальянского футуризма стиль Марка меняется: появляются отвлечённые лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты («Тигр», 1912 год, Ленбаххаус, Мюнхен «Мечтающая лошадь», 1913 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Судьба животных», 1913 год, Художественный музей, Базель). Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Окидывая картину взглядом, мы можем получить первое представление, основанное на восприятии цветовой гаммы и систематизированном расположении объектов, но для того, чтобы раскрыть «Пять сновидений» полностью, мы уделим внимание составляющим – деталям играющих на смысле восприятия. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. С началом Мировой войны Марк отправился на фронт и в 1916 году погиб в бою под Верденом. 1911: Синий всадник. Однако в 1911 году это был только переходный период, о чем свидетельствует полотно «Красные кони» (1911, собрание П. Гейер, Цинциннати).
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Его композиции стали гораздо более отвлеченными и он сам сознавал это: «Мои изображения инстинктивно, по внутреннему побуждению, стали становиться схематичнее, абстрактнее». // Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе».
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне «Башня синих лошадей» (1913). Красный – жестокий, тяжелый цвет материи, который постоянно должен преодолеваться первыми двумя, – писал Марк немецкому художнику Августу Маке (August Macke). (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. – вопрошал Марк. Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14).
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Его поздние работы («Судьба животных», 1913 «Борющиеся формы», 1914) являют собой обобщенные образы чувств, лишенные какого-либо изображения. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). В картинах «Лошадь в пейзаже» (1910 год, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911 год, Музей Хейдта, Вупперталь) и др. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Основной сюshyжет его жиshyвоshyпиshyси – жиshyвотshyные в ландshyшафтshyном окshyруshyжеshyнии (ещё в середины 1900-х годов он заshyриshyсоshyвыshyвал лоshyшаshyдей, лаshyней в Берshyлинshyском зооshyпарshyке был друshyжен со швейцарским зооshyлоshyгом Ж. Нитсshyле). Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Вот почему он ставит перед собой задачу «анимализации искусства», то есть слияния форм, присущих животным и пейзажу, в нераздельное органическое целое, порождающее космический ритм, уравновешенный чистым экспрессивным цветом. под его влияshyниshyем, а такshyже итальянского фуshyтуshyризshyма стиль Марка меshyняshyетshyся: поshyявshyляshyютshyся отshyвлеshyчёнshyные луshyчеshyвидshyные и паshyраshyбоshyлические форshyмы, расshyсеshyкаюshyщие изоshyбраshyжеshyние на фрагshyменshyты («Тигр», 1912 год, Ленshyбахshyхаshyус, Мюнshyхен «Мечshyтаюshyщая лоshyшадь», 1913 год, Муshyзей С. Гугshyгенshyхейshyма, Нью-Йорк «Судьshyба жиshyвотshyных», 1913 год, Хуshyдожественный муshyзей, Баshyзель). Марк пережил увлечение модерном, кубизмом и футуризмом.
Отказ от естественного цвета усиливал воздействие картин на зрителей. Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его гибелью на фронте под Верденом. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка.
Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». выше.
дение природы в живописи. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. 1911-1913: Знаменитый анималист. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Таковы композиции «Лошадь в пейзаже» (1910, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь).
Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные. В зрелые годы Марк увлекся кубизмом. Начало 20-го века пробудило в головах молодёжи мысль о том, что мир нужно изображать как-то по-новому, по-своему.
Отказ от естественного цвета усиливал воздействие картин на зрителей. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. 171. Мы оба любили голубой цвет.
Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать. С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Учился в Академии художеств в Мюнхене.
Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден.
Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца. Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Однако приказ не успел дойти до фронта. Последними произведениями Франца Марка были абстрактные рисунки исполненные на фронте. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Вероятно, некоторую роль в этом сыграли пантеистические идеи немецких романтиков, которые призывали услышать «органический ритм, который пульсирует во всех существах». Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Надпись «И все сущее пылает в муках», выведенная руками Марка на обратной стороне, является отсылкой к библейской Книге откровений.
«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него включено 240 картин маслом, 251 акварель и пастель, 63 гравюры (с 1908) из которых 25 на дереве и один офорт. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». 1916, погиб под Верденом), немецкий художник. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913).
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его Романтическое работах, стремление к идеалу, Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание).
Художник решительно порвал с натурализмом. Картины – четкая фиксация места их создания, людей и конечная точка жизненной силы. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Франц Марк, 1912 год (picture alliance / akg-images) К творческому союзу, который просуществовал чуть более двух лет, также примкнули такие художники, как Август Маке (August Macke), Пауль Клее (Paul Klee), Алексей фон Явленский и Марианна Веревкина.
Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Tierschicksale, 1913). Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Все это заставляет его искать отдушину в «примитивном» мире животных.
И название пришло само». 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. 1912 год (picture alliance / akg-images) к творческому союзу, Франц Марк, также примкнули такие художники, который просуществовал чуть более двух лет, как Август Маке (August Macke), Пауль Клее (Paul Klee), Алексей фон и Явленский Марианна Веревкина.
Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Художник пытался выразить ощущения самих животных их видение человеческого мира используя чистые насыщенные цвета и упрощенные ритмизованные формы («Лисица». Больше всего ему нравились лошади. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет.
В 1910 году Марк присоединился к «Новому союзу художников Мюнхена», созданному В. Канди неким, а годом позже вместе с ним и А. Явленским организовал группу «Синий всадник», цель которой была «разрушить преграды между различными видами искусств». Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Животные изображенные в композиции, еще очень узнаваемы и полны жизненной энергии и силы. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
160 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. То есть король-то – голый.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Есть только больное воображение. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, Марк стремился передать «органический ритм, который пульсирует во всех существах».
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример – одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В 1909 году он поселился в Нижней Баварии.
В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). Марк – один из главных мастеров раннего немецкого экспрессионизма. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит.
Главными героями его картин практически всегда являлись животные на фоне природы. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. В 1909 году Марк поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария). Для художника животные с их восприятием жизни являлись непосредственным воплощением невинности, независимой от материальной составляющей человеческого бытия, прозрачный ручей, бегущий по сухой почве алчности. В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор. В 1911 году вместе с Кандинским, А. Макке и другими основал объединение «Синий всадник», был одним из редакторов одноименного альманаха (1912 год), где напечатал несколько эссе о современном искусстве.
Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1900-1902 годы) у Г. фон Хакля и В. фон Дица. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.
Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Немецкий художник, представитель экспрессионизма.