Франц Марк "Птицы".
Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище.
«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Я не знаю лучшего способа подобного оживления искусства, чем изображение животных. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем.
Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки.
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником.
Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Птицы.
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Экспозиция привлекла внимание широкой публики и стала настоящим историческим событием, выдвинувши группу на передний план. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
выше. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета. В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению.
В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции.
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. – вопрошал Марк. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения.
«Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. В поисках своего стиля он обращался то к стилю модерн, то к немецкому почвенничеству, то к фовизму. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Эта картина действует на разум. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Neue Kunstlervereinigung Munchen). Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. В 1900 году начал обучение в Мюнхенской академии художеств, где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Ему было всего 36 лет. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж.
Больше всего ему нравились лошади. Читать училась по азбуке Льва Толстого.
Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета. «Искусство, 0151 считал художник, 0151 не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл.
И название пришло само». Марк Франц (Marc), немецкий художник. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней.
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. В 1900 году Марк был принят в Мюнхенскую Академию художеств, где учился в течение нескольких лет под руководством посредственных академических живописцев Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Индерсдорф 1904Птицы 1914Синие лошади 1911Олени в лесу 1913-1914Синий конь 1911 Лисицы 1913Три кошки 1912-1913Башня голубых лошадей 1913Борьба форм 1912Тироль 1914 Искусство Франции. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Смотреть на неё можно многочасов. Данную картину не каждый может понять.
Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913).
Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии.
Художник решительно порвал с натурализмом. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
Здесь он открывает для себя — Сезанна, Гогена, Ван Гога. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей). – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.
Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. В ней, наряду с основателями, приняли участие Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Альфред Кубин.
Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
Родился в 1880 году в Мюнхене. В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой – цвет духовный, суровый и мужской красный – торжественный и тяжелый желтый – чувственный и женский. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Однако приказ не успел дойти до фронта. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Художник разработал уникальный дизайн брезентовых тентов и чехлов, укрывающих артиллерию от разведки с воздуха.
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми.
Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
В произведениях, написанных Марком около 1910 года, отразилось его душевное состояние того времени, неуравновешенное и чреватое срывами. Их творчество производит глубокое впечатление на живописца.
В 1900 году Франца принимают в Мюнхенскую Академию художеств.
Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). Своими мыслями он делился с Кандинским. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы.
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Образ животного стал изобразительной метафорой природного, не изуродованного цивилизацией человеческого духа — такого, каким он должен быть по мысли художника. Птицы как будто вылетают из ворот. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании». В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней.
Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм».