Одной из самых популярных и воспроизводимых картин известного немецкого художника-авангардиста Франца Марка является «Синий всадник». Франц Марк (08. 02. 1880 – 04. 03. 1916) – немецкий художник и график, один из основателей художественной группы Синий всадник. «синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. Художник Франц Марк – друг и единомышленник Василия Кандинского, «синий всадник» немецкого экспрессионизма.
Tierschicksale, 1913). Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт.
Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Он все еще находился в поисках собственного языка форм. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. В этот период Марк чаще всего писал пейзажи с изображением животных, в которых он видел абсолютное духовное начало.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Вместе с тем ритмизованные изломанные линии напоминают о стиле модерн («Лошадь в пейзаже», 1910, Эссен, музей Фолькванг «Желтые лошадки», 1911, Штутгарт, Гос. В поисках своего стиля он обращался то к стилю модерн, то к немецкому почвенничеству, то к фовизму. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912).
Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Все лето 1910 года, поворотного в творчестве Марка, художник провел в деревушке Зиндельсдорф, наблюдая пасущихся в лугах лошадей.
В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Брак был заключён из жалости к девушке: будучи незамужней, она не имела права оставлять при себе сына от предыдущего партнёра. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Немецкий художник, представитель экспрессионизма.
С 1909 каждое лето Франц Марк проводит в Баварских Альпах, в Синдельсдорфе, где работает над композициями с лошадьми в пейзаже, для которых характерны интенсивные цвета (особенно красный и синий), наполненные откровенной символикой (синий для Марка – символ мужественности, красный – страсти). Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Он разлагал формы на составные плоскости использовал линеарные эффекты и, в целом, двигался в сторону нон-фигуративного искусства. В 1906 он совершает путешествие в Грецию, а в 1907 возвращается в Париж. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма.
Франц Марк учился в мюнхенской Академии (1900-1903). В то время, под сильным влиянием Ван Гога, он пишет фигуры, пейзажи, этюды животных в очень светлой гамме («Стога сена», 1909, Мюнстер, музей). В 1913, в интуитивном предчувствии грандиозных и трагических военных событий, Марк пишет картины, наполненные тревожными мотивами, его живопись становится более абстрактной и рваной. Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. В том же году он создает свою знаменитую Башню синих лошадей (местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм.
Однако приказ не успел дойти до фронта. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. 1911-1913: Знаменитый анималист. Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета.
В свою очередь, футуризм подсказывает ему новый способ передачи движения, при котором предметы помещаются в силовые наклонные линии («Под дождем», 1912, там же). Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. 1911: Синий всадник.
Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Но это не означало отказа от гуманистических ценностей. Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.
Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Tierschicksale, 1913).
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14). Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». В юности пережил увлечение академизмом, затем импрессионизмом и постимпрессионизмом. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства.
В зрелые годы Марк увлекся кубизмом. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. В 1910 году Марк присоединился к «Новому союзу художников Мюнхена», созданному В. Канди неким, а годом позже вместе с ним и А. Явленским организовал группу «Синий всадник», цель которой была «разрушить преграды между различными видами искусств».
Марк Франц (Marc) (1880-1916), немецкий художник. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Tierschicksale, 1913). Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Больше всего ему нравились лошади.
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). гал. ). Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. Художник много заимствует у Делоне и осуществляет новый синтез, которому присущ спокойный лиризм и в котором цвет мелодично распределяется по валёрам, составляющим еще читаемые мотивы («Лань в лесу II», 1913-1914, Карлсруэ, Кунстхалле). Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». 1910: Теория цвета. Фигурные композиции («Две обнаженных в пейзаже», 1911, Дюссельдорф, Художественный музей) после 1912 уступают место кубизму и футуризму.
Ему было всего 36 лет. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В 1910 году в ответ на просьбу мюнхенского издателя Р. Пипера прокомментировать тему животных в искусстве Франц Марк писал: Я не ставлю своей целью изображение только животных. В 1912 Марк едит в Париж к Делоне он заменяет арабески на аналитический рисунок разорванными линиями («Тигр», 1912, Мюнхен, Гор. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Художник был поглощен новыми контактами, связанными с его деятельностью в этой группе. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ».
Кратковременные эпизоды его биографии — увлечение стилем модерн и сентиментальным лиризмом немецкого почвенничества — только способствовали осознанию собственных эстетических воззрений. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Последними произведениями Франца Марка были абстрактные рисунки исполненные на фронте.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. Наряду с Кандинским Марк был основателем и главным вдохновителем группы «Синий всадник». Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример – одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Учился в Академии художеств в Мюнхене.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. То есть король-то – голый. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Художник решительно порвал с натурализмом. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. Я не вижу лучшего средства для – я бы сказал – «анимализации» искусства, чем изображение животного» (письмо Рейнхарту Пиперу от декабря 1908). Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. И название пришло само».
В 1903 он впервые побывал в Париже и провел там несколько месяцев. Есть только больное воображение. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет.
В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
В ней, наряду с основателями, приняли участие Генрих Кампендонк, Лионел Фейнингер, Альфред Кубин. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). гал., Ленбаххауз). Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Своими мыслями он делился с Кандинским. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. С началом Мировой войны Марк отправился на фронт и в 1916 году погиб в бою под Верденом. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). «Синие лошади».
1911). Дожив до седины в висках, так и не смогла понять художников, причисляющих себя к художникам-авангардистам. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Они с Марком стали негласными лидерами, они занимались подготовкой выставок и они же редактировали одноимённый альманах.
затем футуризмом и абстракционизмом. Художник пытался выразить ощущения самих животных их видение человеческого мира используя чистые насыщенные цвета и упрощенные ритмизованные формы («Лисица». Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Марк Франц (Marc), немецкий художник. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Каталог его работ (917 номеров) был составлен в 1970 Клаусом Ланкхайтом в него включено 240 картин маслом, 251 акварель и пастель, 63 гравюры (с 1908) из которых 25 на дереве и один офорт. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой.
Я не знаю лучшего способа подобного оживления искусства, чем изображение животных. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Произведения художника представлены главным образом в немецких и американских музеях. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
Конь был любимым героем художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем.
В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. – вопрошал Марк. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Mnage trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Его поздние работы («Судьба животных», 1913 «Борющиеся формы», 1914) являют собой обобщенные образы чувств, лишенные какого-либо изображения. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Его интерес к животным (в частности, к лошади и лани) уже проявляется в рисунках, созданных в 1905 и продолжается в набросках, сделанных в Берлинском зоопарке кроме того, Марк имел дружеские отношения со швейцарским зоологом Жаном Нитсле. В 1913 году Марк пишет картину Волки (Мюнхен, Ленбаххаус) — стаю алчных зверей, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Напротив, «Маленькая композиция 1» (1913, Берн, частное собрание) лишена фигуративности и представляет собой гораздо более динамичный вариант «окон» Делоне она предвосхищает «Сражающиеся формы» (1914, Мюнхен, Новая пинакотека), в которых можно видеть резкие цветовые контрасты, выдающие волнение предвоенных месяцев, чуждое вдохновению художника. Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины Лошади на пастбище. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Кульминацией тревожных предчувствий стала картина Судьбы животных (1913, Базель, Художественный музей).
В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.