В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Встреча оказалась знаменательной. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника».
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Родители не понимали Макса и он вынужден был порвать с ними. Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке.
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей).
На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Также Маар часто позировала Ман Рэю.
Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». То есть попросту срубил дерево. Чтобы понять картины многих современных абстракционистов, достаточно вчитаться в строки воспоминаний Макса Эрнста, который был одним из первых: Передо мной был бесконечный ряд моделей самого разного рода: математические, геометрические, антропологические, зоологические, ботанические, анатомические, минералогические, палеонтологические и т. д. Элементы происходили из настолько далеких друг от друга областей, что ни Глаз, ни сознание не могли смириться с абсурдностью их соположения появились галлюцинации, которые стали придавать этим предметам новые, постоянно меняющиеся смыслы. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Брак, впрочем, вскоре распался. Затем это становилось темой их причудливых произведений.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна, в Брюле.
«Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
Владение стало известно как Холм Козерога. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Это же повторилось и через год, на второй, последней выставке дадаистов.
Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14).
Многие свои работы Эрнст повторяет в разных техниках. Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». Тогда же он совершил поездку в Париж.
Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. Художник в образе Loplop, присутствует в работах Эрнста, в той или иной форме, на протяжении всей жизни.
Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Сбор денег занял три месяца27.
Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. В 1912 году большое впечатление на него произвели выставки Зондербунд и футуристов. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. На ее картине эта сетка нападает на обитателей, пытаясь создать какой-то порядок в окружающем ее пространстве.
Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). – с чрезмерно оттопыренными губами. В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма. Я видел.
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Его отец, человек довольно своенравный и властный, работал в школе для глухонемых. «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно.
Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий излучающих «тревожную странность бытия». Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей10. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное.
Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
В 1926 году Эрнст вместе с Хоаном Миро выполнил декорации к балету Ромео и Джульетта. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. Лето 1921 года Эрнст с женой провели в Тарренце, где встретились с Тристаном Тцарой, Хансом Арпом и Софи Тойбер. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. С ним у Макса не заладилось. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи.
Коллажное черно-белое изображение в стиле ню — один из хрестоматийных примеров сюрреализма. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. И фигура королевы напоминает виолончель. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву».
Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16.
В этой технике Эрнст выполняет серию работ и в свет выходит его знаменитый альбом Естественная история. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем.
(Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее.
Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. К слову об отношениях с отцом. Эрнст Макс (1891-1976) – немецкий и французский художник, график, скульптор. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Так рождались работы и образы себя».
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр получил для Эрнста документы о предоставлению тому убежища в США. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США.
Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Одним из персонажей книги был Лоплоп, главный среди птиц, который неоднократно появлялся в работах Эрнста. Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам.
Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Именно в них, появляется характерный персонаж со странным именем Loplop, который берет на себя роль рассказчика и комментатора.
Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Я почувствовал вдруг, что мое зрение обострилось и что возникающие передо мной объекты я вижу на новом фоне. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя. При приближении немецкой армии тех интернированных лагеря, кому грозила смертельная опасность в случае оккупации, посадили на поезд идущий на юг, на нём оказался и Макс Эрнст.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре.
Судьба и выбор занятия были определены заранее. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж — перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки.
Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Через год он сделал декорации к спектаклю Юбю В рабстве и из солидарности со своим другом Полем Элюаром порвал отношения с сюрреалистами. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View».
В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). И решил эту проблему с помощью топора.
В 1927-м он женился на Мари-Берт Оранш, с которой прожил до 1936 года. Основой для его работ в основном служили ксилографические иллюстрации к французской популярной литературе, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Так, Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой иррациональной формы.
Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891.
В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. С помощью фотомонтажа на совершенно реальной спине были нанесены узнаваемые элементы музыкального инструмента.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена25. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В 1933 году национал-социалисты включили Эрнста в черный список. В последней части объединены еще три дня недели.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. Особенно это казалось важным после Второй мировой войны, которая привела европейцев к осознанию своих ошибок, к коллапсу прежней идеологии в Европе. Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу.
Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое. Сюжет изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, последующие заточения и казни, ненависть и зависть богачей и бедняков. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Дада-Гоген, 1920г.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Так была зафиксирована галлюцинация. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп.
И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). У Макса было шестеро братьев и сестра. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30.
Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Я встал и пошел в мастерскую.
У Макса было шестеро братьев и сестра. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма.
Работа с Русскими балетами спровоцировала негодование в кругу его единомышленников сюрреалистов, в особенности у Бретона, который устроил скандал на премьере балета. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. и др. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема.
Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Они встретились в Дюссельдорфе. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Их излюбленный художественный прием – коллаж, в основе которого – комбинация различных контекстов, приводящая к новой изображаемой реальности. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Макс Эрнст среди тех, кто разделяет взгляды и цели сюрреалистов и принимает активное участие в создании нового движения. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса.
Рисовать Макс начал с пяти лет. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15.
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Был основан журнал «Сюрреалистская революция».
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В 1915 году получил повышение до бригадира. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду.
Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Выставка имела большой резонанс, заметки о ней появились во многих журналах, её посетили различные представители парижской интеллигенции, но никакой личной выгоды художнику она не принесла17. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу.
Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). Символически воспринимаются его работы Бракосочетание неба и земли (1962) и Памятник птице, над которой он работал в 1928-1969 годах.
Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965).
Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. Рисовать Макс начал с пяти лет.