«кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа.
Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (23 омилия). Иисус Христос, будучи в Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ исцелял больных и увечных изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами и изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого, расположенного близ Капернаума г. Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина). Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами () Хотя история Магдалины восходит к Евангелию, внезапно необходимость в её присутствии обостряется. Таисии Египетской известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.
В молодости она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Автор жития Маргариты Кортонской (ум. С жадностью ловит их служанка.
По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). Холст, масло. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению.
Правая рука Магдалины покоится на груди. Обращённые к небу глаза, полные слёз покрасневшие от долгого неутешного плача веки слёзы, обильно текущие по щекам припухшие и, как и глаза, чуть покрасневшие и влажные ноздри и губы рука, прижатая к груди и другая, безвольно опущенная на колени, — всё это так живо, так убедительно передаёт всю глубину раскаяния Марии Магдалины, что внимательному и вдумчивому зрителю становится ясно: если человек столь горячо и сильно кается в своих прошлых проступках, в своём моральном падении, он уже никогда не повторит былых ошибок и не станет на дурную стезю. Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Жоффруа следует традиции Одо, но идет ещё дальше: благочестивый язык Магдалины оказывается «вратами в Рай» именно она, а не Дева Мария, открывает врата тем, кто готов к покаянию.
Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи.
Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения. Национальная галерея Шотландии. Возрождение. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221).
Эдинбург. Так же как Мария, Приснодева, открывает нам двери Рая, откуда мы были изгнаны проклятием Евы, так женский пол спасается от суждения благодаря Магдалине». Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Удивительно верно передано художником то, как женское сердце переживает большое горе.
Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами.
В конце концов оказалось, что игра стоила свеч. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Она становится даже проводником искупления— «исцелившая не только свои раны, но и раны других грешников и каждый день исцеляет новых».
Но Жоффруа Вандомский писал, что она «исповедует свои грехи» и тем спасается, поклонившись Христу. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.
Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. В 1105 году Жоффруа Вандомский составил проповедь «Во славу благословенной Марии Магдалины», где изложил почти все, что было известно об этом персонаже (проповедь начинается с истории умащения грешницей ног Христа, то есть рассказывает о блуднице).
Рассказ о Марии Египетской лёг в основу легенды «Об отшельнической жизни» Марии Магдалины. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Смерть пришла в мир руками женщины, однако весть о Воскресении исходила из её уст. Проникнувшись учением Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.
1500-х гг. ) (зал 217). Магдалина начинает новую жизнь. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга.
Из стеклянного сосуда с благовониями она обмывала ноги Спасителя на пиру у Симона Фарисея. Он отталкивается от легенды «Об отшельнической жизни» и изображает её аскетом. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью.
Для понимания сложения легенды важно, что сюжет аскезы Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей. Изображали Марию Магдалину также в картинах на тему "Святое собеседование". Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». 190, 3 x 207 см.
Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Смысл картины при этом совершенно не искажен. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина».
Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.
Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Мария Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. Более о нем ничего не известно. Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование.
Италия. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом.
Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Петр из Целлы именовал её meretrix и подчеркивал её ненасытную похоть. Монахи этого аббатства «абсолютно неожиданно обнаружили», что с незапамятных времен обладают мощами Магдалины. Тициан был величай- шим художником Венеции.
Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. Скала за спиной Марии Магдалины — символ её твёрдости в вере. Затем он продолжает рассказ о её жизни с того места, где заканчивается евангельский сюжет. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Так она изображена на знаменитом, полном трагизма "Оплакивании" Хусепе Риберы. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Из холста на нас смотрит женщина, фигура которой слегка прикрыта воздушной тканью. Он спасён.