В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей". Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Предварительный показ знаменитой картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» прошел в пятницу в Посольстве Италии в Москве.
Картина Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве.
Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Он водил Анну по театрам и ресторанам, нанимал всякий раз извозчика, не скупясь на чаевые, а у лучшего портного заставил упирающуюся подружку выбрать себе по вкусу фасон нового платья. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Его кисть без нанесения какого-либо контура выхватывает на плоскости холста определённый кусок и посредством светотеневых переходов моделирует фигуру. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Картина не была принята единодушно.
Особенно заманчивым было предложение аристократического семейства Маттеи, горевшего желанием заполучить обретающего всё более громкую известность художника, не избалованного пока вниманием знатоков, хотя среди них были такие, кто открыто отзывался о нём как многообещающем таланте, предсказывая ему великое будущее. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).
В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя.
Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. У левого глаза припухлость от ушиба.
Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Поза у Вакха неудобная. И это самое ценное в картине. Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Он мог так сидеть часами. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Получив подсказку, тот незаметно вытаскивает из-за спины краплёную карту, чтобы поставить окончательную точку в игре и облапошить наивного юнца, возомнившего себя опытным игроком.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. Один их вид вызывает во рту оскомину. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Но любил ли он её, трудно сказать. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Жизнь завертелась — только поспевай. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне.
Черноокий молодой парень с копной тёмных вьющихся волос и слегка откинутой назад головой, равно как и прижатая к его груди корзина с фруктами в обрамлении подёрнутых желтизной виноградных листьев — всё это написано настолько живо и правдоподобно, что заставляет забыть о частностях, сосредоточивая внимание на образе типичного римского рассыльного из зеленной лавки, самоуверенного и знающего себе цену. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
Поскольку это первый его пейзаж, в нём нет ещё обобщения и цельного впечатления, которому мешают мелочи.
Падающий сверху косой солнечный луч освещает небольшое замкнутое помещение и фигуру дремлющей Магдалины, рельефно выступающую на затемнённом фоне голой стены. Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Они так ни разу не удосужились объявиться, чтобы справиться приличия ради о своём подмастерье, едва не отдавшем Богу душу.
Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Он отучился в художественной школе в Милане.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Тут было над чем призадуматься. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. На всех изображённых на картине дарах земли, как и на самом Вакхе, лежит печать хвори источаемой изнутри червём. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Характер у юноши был вздорный. Они-то и ввели её в свой порочный круг.
Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Его охватило волнение. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Сумев удачно продать работу, Караваджо не изменял своей привычке, считая, видимо, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Успех не заставил себя долго ждать. Марио при помощи Анны аккуратно завернул картину в тряпицу и все трое отправились прямиком на встречу с таинственным покупателем в доходный дом на улице Кондотти рядом с площадью Испания.
В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Он выступает посредником между Небом и Землёй.
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. К ним приковано всё внимание — надо признать, в ущерб дальним планам из-за нарушения представления о единстве и непрерывности пространства.
Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Он любил с ней поболтать, угощая её вином, как это принято с девицами, подсаживающимися за столик к мужчине. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Пришлось завести кошку. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера».
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить.
Оплачивала все это мать, которая его боготворила. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения.
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Можно с уверенностью утверждать, что это одно из самых светлых по настроению, самых поэтичных полотен Караваджо, в котором рассказывается о простых людях, живущих на этой земле, о природе и красоте окружающего мира, хотя в нём немало тревог и лишений.
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Затёкшую ногу он вытянул поверх скамейки, а другую для устойчивости с трудом согнул в опухшем колене с синяком от ушиба. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Это была радостная весть, поскольку для Караваджо открывался напрямую, без жуликоватых посредников, доступ в незнакомый, но столь желанный мир римской аристократии, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба. В основном на них изображались юноши с правильным овалом лица, миндалевидным разрезом глаз, с крупными носами и пухлыми губами как собирательный образ типичных римских подростков.
На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
«Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное.
Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Судьба Караваджо была поистине непростой. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа.
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Фигуры в его картинах наполнены контрастом. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно».
Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Первый владелец картины кардинал дель Монте утверждал, показывая гостям новинку своей коллекции, что её сюжет напрямую связан с греко-римской мифологией, согласно которой ящерица — не что иное как символ мужского члена30.
Но хозяин мастерской решил оставить заинтересовавшую многих картину при себе, заявив, что с подмастерья причитается за постой. Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. О судьбе портрета ничего не известно.
На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Ответить трудно. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Он ценил эти тихие вечера. А было ли ему свойственно такое чувство. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. 66 x 49, 5 см Лондонская Национальная галерея, Великобритания На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Аннучча была признательна ему за заступничество.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Он служит только фоном для выделения переднего плана, приближённого к зрителю и придания рельефности фигурам. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Караваджо. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».