В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей". Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве. Помимо Мальчика, укушенного ящерицей на выставке будут представлены 30 работ последователей Караваджо из собрания Фонда Лонги, которые хранятся во Флоренции на вилле основателя фонда – ученого и критика Роберто Лонги (1890-1970). Уже завтра "Мальчик, укушенный ящерицей" окажется в ГМИИ имени Пушкина.
"редкая возможность повесить картину Караваджо дома", - говорит посол Италии, который не мог оторваться от "Мальчика, укушенного ящерицей" даже ночью. Картина Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей».
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Жизнь завертелась — только поспевай. В 1606 году после жуткой ссоры и последующей за этим дуэли, он убил своего противника и был вынужден бежать в Неаполь. Сидя вполоборота, Вакх облокотился на ручку стула, держа обеими руками гроздь винограда со столь тщательно выписанными ягодами, несколько подпорченными плесенью, что их легко можно пересчитать — ровно двадцать три. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Он ценил эти тихие вечера. Сумев удачно продать работу, Караваджо не изменял своей привычке, считая, видимо, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги. Один их вид вызывает во рту оскомину.
Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
«Начало этой работы было положено еще в 2011 году, когда в масштабах года итальянской культуры в РФ в Пушкинском музее состоялась выставка 11 полотен Караваджо» — поведал посол Италии в Российской Федерации Чезаре Мария Рагальини. Он отучился в художественной школе в Милане. Первый владелец картины кардинал дель Монте утверждал, показывая гостям новинку своей коллекции, что её сюжет напрямую связан с греко-римской мифологией, согласно которой ящерица — не что иное как символ мужского члена30. В качестве модели он использовал свое отражение в зеркале.
Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Увидев однажды один из таких портретных рисунков сына, маркиза Колонна попросила юного художника подарить ей его на память.
Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой.
Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя.
Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Караваджо приметил среди этого сброда в таверне одну миловидную девушку с пышной копной каштановых волос и осиной талией. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры.
Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица.
«Оплакивание Христа» Андреа Мантеньи — вообще яркий пример соединения ренессансной перспективы со светотеневыми эффектами караваджизма. У левого глаза припухлость от ушиба. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. В аллегорической форме Караваджо хотел показать, что любое удовольствие, сколь бы заманчивым оно ни было иногда соприкасается с физической болью, принося страдание.
Успех не заставил себя долго ждать. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки.
После создания своих главных шедевров — «Положение во гроб» и «Христос в Эмманусе» ему снова пришлось скрываться. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Будучи старшим по возрасту и самым опытным в мастерской, Просперино умел сглаживать острые углы и улаживать любые конфликты. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
Первые его работы были небольшими картинами с незамысловатым сюжетом, написанными с натуры. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Они-то и ввели её в свой порочный круг. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
Но мало кто знает, что есть и авторская копия в «Национальной галерее» Лондона. Фигуры в его картинах наполнены контрастом. Караваджо.
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Он завораживает даже самого неискушенного посетителя. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Картина не была принята единодушно. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Судьба Караваджо была поистине непростой. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке.
Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Он мог так сидеть часами.
А. С. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Тут было над чем призадуматься.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Достоверностью изображения поражает и лицо ребенка: глаза, пухлый, открытый в испуге рот -все это дает почувствовать удивительную правдивость происходящего и свидетельствует о возросшей реалистичности работ Караваджо. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Пушкина Ирина Антонова. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Это не бесплотное существо, сошедшее с небес, а реальный подросток с изысканно красивыми линиями полуобнажённого тела, контрастирующего с ярко-красными, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников. А было ли ему свойственно такое чувство. Бежал оттуда в Венецию и в Рим, где начал писать портреты бродяг и натюрморты с фруктами.
Но любил ли он её, трудно сказать. Отличительной особенностью в его работах является использование света и тени, а такженатуралистичность в написании персонажей. Немудрено.
Это позволит зрителям поразмышлять о путях развития искусства. Итальянец Анджело Карозелли постоянно использовал эффектное освещение. Родом она из Сиены, а здесь оказалась двенадцатилетней девочкой вместе с красавицей матерью. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. «Очень привлекателен ее контекст, так как это Караваджо и караваджисты, а караваджизм — это течение, которое охватило все европейские страны и означало просто новый этап в развитии искусства после Ренессанса», — говорит почетный президент ГМИИ им.
Ведь Караваджо повторил «Мальчика» в более зрелом возрасте, когда усовершенствовал технику и состоялся как художник. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны. Его всё чаще можно было повстречать в художественных салонах и на званых раутах в домах известных коллекционеров.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем».
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Также картина может иметь совсем другое значение, которое пытался показать зрителям автор, а именно: повествование о душевной боли и терзаниях отразделенной любови.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо.
«Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло. — Но оно и не было ограничено во времени. Пришлось завести кошку. Оплачивала все это мать, которая его боготворила.
Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. А Орацио Борджанни увлекался изображением натуралистических деталей. Поза у Вакха неудобная. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Здесь есть всё, за что любят Караваджо: энергия и напряжение, свет и тень, но главное — правда.
Более того, вторую работу считают лучше первой. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял.
Не в силах забыть её образ, он тосковал и испытывал внутреннюю пустоту, но завершил работу, выразив в ней признательность этому юному созданию, которое помогло ему побороть болезнь и выжить. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Как бы сейчас сказали, он почти 3D художник, так как его герои настолько естественны, что кажется они сейчас покинут полотно и будут жить обычной жизнью.
А пока его глубоко тронула несчастная участь полюбившейся ему неунывающей Аннуччи, как и многих её подруг, которых он хорошо знал. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Но однажды под влиянием одной вспомнившейся мелодии в памяти ожили безмятежные дни юности, проведённые в Венеции, встречи с одержимым музыкой Монтеверди, который раскрывал перед ними сокровища сказочного города и заставлял вслушиваться в плеск волн, неожиданно пришло долгожданное озарение. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника.
Его охватило волнение. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. В такие минуты ему казалось, что вместо юной монахини перед ним представала покойная мать, тоже Лючия, всегда такая ласковая и заботливая, особенно когда в раннем детстве он болел и она не отходила от него ни на шаг. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио.
Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Аннучча была признательна ему за заступничество. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. И это самое ценное в картине. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Но кульминацией выставки стал «Мальчик, укушенный ящерицей». Ответить трудно.
Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Шедевр мастера итальянского восстановления сразу после закрытого показа войдет в экспозицию выставки «Караваджо и последователи».
Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Их отношения стали более доверительными и близкими после одного скандала, чему он стал очевидцем и невольным участником. Он же набивал себе цену и, как разборчивая невеста, не торопился с ответом, благо крыша над головой у него была, да и в кармане кое-что позвякивало. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
Характер у юноши был вздорный. Он убирает лишние детали, чтобы не отвлекать внимание от главного и придать образу большую весомость и поэтичность, поднимая его над серой обыденностью и оставаясь при этом верным избранной натуре. Экспозиция построена от работ его первых последователей, Орацио Борджанни (1578-1616) и Карло Сарачени (1570-1620), к творениям видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста.
Сицилия приютила горе-путешественника, где он и скончался. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Единственно, к чему он часто прибегал, — это запалить свечу перед образом Богоматери и истово помолиться.
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. О судьбе портрета ничего не известно.
Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения. Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Мягкие и едва уловимые переходы от света к тени создают атмосферу умиротворённости, способствующей неспешному созерцанию самой картины. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Он выступает посредником между Небом и Землёй.