Сряди «ночных» картин Эль Греко, мастер пишет одну, для него не вполне характерную по тематике «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72). Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. Эль Греко написал несколько картин "ночной" тематики, в том числе и необычную для него «Мальчик, раздувающий лучину».
Образы людей из народа, созданные Мурильо, на редкость реалистичны и разнообразны, среди них – калеки и нищие, дети бедняков играющие с собакой или в кости, занятые едой, подсчетом мелких монет, продажей фруктов и т. д. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Маврикия» (1580–82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи.
В этой сложной и противоречивой обстановке складывается неповторимый живописный стиль великого мастера. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни.
Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Для того, чтобы глубже почувствовать мастера, важно иметь представление об его учителях.
Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Возникает несоответствие искажение. Девочка изображена с несвойственной детям серьезность и спокойствием.
Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. МАЛЬЧИК, РАЗДУВАЮЩИЙ ЛУЧИНУ Картина испанского живописца Эль Греко «Мальчик, раздувающий лучину». Сурбарана занимала прежде всего тайна мистического общения человека с Богом (немногочисленные картины мастера на античные и исторические сюжеты намного слабее его религиозных композиций). Что-то я видела в Риме, в Будапеште. Сурбаран написал серию картин «Подвиги Геракла», которая не похожа ни на одну другую из его работ.
Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом» или «Пьета Бандини»На изображении трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский. Сюжет переходит тесные границы рамы и изливается навстречу зрителю. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Мастер никому не льстил, никогда не приукрашивал и не идеализировал изображаемых им людей. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
В картине «Святой Лаврентий» (1636) тема мученичества представлена художником как триумф: он словно показывает не шествие на казнь, а последующее небесное торжество святого. Боковые створки триптиха открываются по очереди он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа. А рисунок и фигуры – как воспоминание о Микеланджело.
В них без труда угадываются наиболее характерные испанские народные типы («Мученичество Святого Филиппа», 1639). Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши. Интересно, что оттиск первой картины из этой серии «Геркулес борется с немейским львом» изображен на современной серебряной монете Испании, выпущенной в 2011г. Для него злой рок всегда живой.
Эль Греко почти одним цветом пишет изображение мальчика в ночи. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.
Возвышенность происходящего события тонко подчёркнута самим характером живописи: строгим ночным пейзажем, мягкими, почти прозрачными тенями, окутывающими фигуры. Вышедшая в 1981 году книга Ф. Мариаса и А. Бустаманте «Художественные идеи Эль Греко» способствовала представлению о живописце как об эрудированном и тонком мыслителе, приверженце философской эстетики неоплатонизма.
Чудеса продолжались и далее. Каково же было мое удивление, когда я вошел в мастерскую Эль Греко и увидел, что ставни на окнах закрыты и вот таким образом было трудно разглядеть, что находилось вокруг. Это единственное произведение, написанное Веласкесом на исторический сюжет, отображает подлинное событие – взятие испанцами в ходе военных действий голландской крепости Бреда (1624). (прил., рис.
Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. 5). Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Оно всему дарило радость и город выглядел празднично.
Среди участников этого своеобразного воровского «братства»– карманники, домушники, проститутки, шулеры и т. д. 1. В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586–88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586—88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. По содержанию (но не по стилю) эти произведения во многом перекликаются с работами Эль Греко. Рибера прославился также как наиболее значительный испанский гравер до Гойи.
Резкие ракурсы (срезаны фигуры). Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Согласно преданию, при создании этого полотна художнику позировала его собственная дочь. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид).
Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые оттенки, а также градации серо-черных и серо-коричневых тонов. Августин и св. Лучше ехать в Испанию, в Толедо, в Мадрид.
Цвет, как дань Тициану, он его не повторяет. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море).
На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши. Порыв замирает на полузвуке, полужесте.
Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». Полное название картины «Мальчик, раздувающий лучину, в компании дурачка и обезьянки». После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость.
В Риме, мастер так же растет как портретист и ему заказывают портрет Винченцо Анастази (1575г). 1660 «Святое семейство с птицей», 1645-1650). Картина «Молитва Святого Бонавентуры» (1629, прил., рис.
Оба персонажа картины ведут себя на редкость естественно и эмоционально. Тем более что работы Эль Греко, так же как и Веласкеса, надо смотреть в подлинниках. В Венеции творят прекрасные художники, среди которых Веронезе, Тинторетто, Тициан. Для него злой рок всегда живой.
В 1626г. В Житии канонизированной церковью Святой Агнессы (Инессы), знатной римлянки (ок. Спутник же Педро ничего необычайного явно не видит. Неслучайно он так часто воплощал на холсте облик Богоматери и Святого семейства – композиции, где мог проявить себя лирический дар мастера («Воспитание Богоматери», ок. Большой популярностью пользовались и жанровые картины художника («Девушки у окна», 1670).
Никакого пейзажа, перспективы. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570) Холст, масло. Изображения святых – весьма значительная часть творческого наследия Эль Греко. При этом фигуры пишутся в противоположных ракурсах (М. Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577—1579) Это его первые заказы в Толедо.
Нет другого художника, который так затруднял бы проникновение в свой внутренний мир. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. Первоначальное художественное образование Рибера получил в мастерской Франсиско Рибальты в Валенсии (на востоке Испании), а затем – в Риме. Рисунок и форма, где появляется искажение и деформация эти Микеланджело. Сделано для собора в Толедо.
Это сложный цвет. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. В конце жизни характер живописи художника значительно изменился. И, несмотря на то, что на его полотнах уже не встретишь образцов той духовной мощи и глубины, которыми так потрясают зрителя произведения Веласкеса, Риберы или Сурбарана, слава Бартоломе Мурильо и в последующие столетия неизменно росла. Выражения лиц полны страстных лирических переживаний, контрастирующих со сдержанными, но выразительными жестами.
Необычно положение правой кисти апостола Иакова – традиционная для Эль Греко кисть со сведенными вместе средним и безымянным пальцами расположена ладонью вверх и, казалось бы, держит нечто невидимое. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Но, начиная с конца 1620-х гг., он посвятил себя исключительно живописи. Трогательная хрупкость и угловатость совсем еще юной девушки на картине сочетаются с грациозностью, скромность и целомудрие подростка – с большой внутренней силой. В 1576 году художник отправился в Испанию. Картина «Пряхи» (прил., рис.
Эль Греко, так же как и Тинторетто был сражен в Италии Тицианом и Микеланджело. В результате чего можно сделать вывод что Эль Греко неоднократно вдохновлялся его работами. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610–14). Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, вспыхивает, гаснет. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610—14). Будучи уже известным художником, в 1577г.
Такова была интерпретация великого мастера. Объем растворяется на плоскости, а плоскость приобретает космическую глубину. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город и где толпы торжествующих троянцев. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. По части колорита и использования светотени Сурбаран подражал своему знаменитому современнику Микеланджело Караваджо (вследствие чего был даже прозван современниками «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Феерическая работа, гигантский масштаб, он подавляет своим размером. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Так, на картине «Отрочество Марии» (ок.
Лучина озаряет лицо и тело. Это полотно по праву считается одним из лучших в его наследии. В картине «Видение брату Педро из Саламанки» (1638) на переднем плане два персонажа – сам брат Педро и его спутник, которому изумлённый герой указывает на свое видение, которое как таковое художником не показано. 60, 5 x 50, 5 см Частная коллекция Эль Греко написал ряд ночных картин, среди которых и нехарактерную для него по тематике «Мальчик, раздувающий лучину».
Его искусство, лиричнское и проникновенное, хотя подчас несколько излишне сентиментальное, пользовалось необычайным успехом у современников. Ранее Эль Греко не писал портретов в полный рост, к тому же столь официальных. В данном случае, красный цвет это напоминание раннего Тициана. Об этой традиции свидетельствует не только живопись Мурильо, но также плутовские романы и повести многих испанских писателей того времени, в том числе и произведения знаменитого Сервантеса.
Бенедикта и Св. К сожалению. Возможно так распорядилась судьба, неведомый нам Божий промысел, который отправил мастера, в совершенстве владеющего тайнами иконописи, ее особым сакральным языком, понимающего роль иконы как проводника человека из мира видимого в мир невидимый, в Италию эпохи позднего Возрождения, мастера которой пели гимн человеку, красоте, форме, цвету, жизни. На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии.
Обратите внимание на свечение картин Эль Греко, если вам удастся увидеть их в подлинниках. Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Доменикос Теотокопулос (абсолютно непроизносимое для испанцев имя, вот таким образом и псевдоним появился Эль Греко, то есть по-просту грек) обучался иконописи в родном Ираклионе.
Недаром Мурильо заслужил у современников уважительное прозвище художника Мадонн. Сам Эль Греко сидел на табуретке, ничем не занимаясь, но бодрствуя. Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению. При инвентаризации, проведенной Хорхе Мануэлем, она проходила под названием Дующий (Soplуn). Композиция в его картинах при всей правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных.
В это время Крит, вместе с Кипром и Афоном, являлся центром византийской живописи. Пылкая фантазия и горячий темперамент живописца Эль Греко сочетаются с аналитической рассудочностью и трезвым расчетом Эль Греко-иконописца и экстатическим нервом Эль Греко-мистика. Моденский триптих (ок. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Сурбаран все чаще обращается к нежным и лиричным образам: мадонны с младенцами, дети. Вот одна из сохранившихся икон Доменикоса.
Вскоре художник переехал в Толедо, прекрасную и многоязычную культурную столицу Испании. Создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Тот же принцип применен художником и в их резких неожиданных ракурсах. В то же время его кисти принадлежат и запоминающиеся сцены из народной жизни. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу.
Одно из наиболее известных его произведений –«Апостолы Пётр и Павел» (1587-1592), где изображены два верховных апостола христианской церкви, которые являют собой и две характерные противоположности (прил., рис. Картины он подписывал своим греческим именем и даже греческими буквами иногда добавляя в подписи Крес (критянин). Например, в его новелле «Ринконето и Кортадильо» со знанием дела изображен преступный мир Севильи. В то время христиане по указу императора Диоклетиана подвергались жестоким гонениям. «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.
Маврикия» (1580—82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. Обратите внимание как иконописцы изображают кисти и стопы. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586—1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Без комментариев. Моденский триптих (ок. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.
Богиня показана спиной к зрителю (что очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. Но на рубеже 16-17 веков художники работали абсолютно иначе. Веласкес внес много нового во все жанры живописи, к которым он обращался. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Голландцы, напротив, сбились в беспорядочную толпу. Тишина соседствует со звуком. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. Апостолы Эль Греко (Знаменитый и неизвестный до него в Испании Апостоладос. 14). И после Эль Греко никто несколько столетий не писал ничего подобного.
1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Зачастую живопись маслом теряет у художника материальность, плотность красочного слоя. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Уже достаточно взрослым для того времени (в 26 лет) художник уезжает в Венецию, что не удивительно, так как Крит в то время был колонией венецианцев.
Но кого бы ни изображал на своих полотнах Веласкес, – членов королевской семьи или придворных шутов, знатных дам с их кавалерами или юродивых и калек, – он с одинаковым старанием, глубиной и объективностью стремился раскрыть внутренний мир модели, следуя примеру великих мастеров итальянского Возрождения и достиг в этом деле невиданных высот. История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Мы их так же в дальнейшем увидим у Эль Греко.
«Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. В его произведениях появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности, в создаваемых им образах видны мягкость, теплота, нежность. Однако Филипп II не оценил талант Эль Греко. Художественный язык Эль Греко достигает утонченного артистизма. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства.
«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) Дующий (Soplуn) Одна из ночных картин Эль Греко. Экстатизм здесь присутствует. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). К юбилею в Пушкинский привезли одну картину.
Интересно, что такой сюжет был известен со времен античности. Большая удача. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь.
Расцвет его искусства наступил в Испании. Бенедикта и Св. Но, согласно Житию, когда стражники сорвали с Агнессы одежду, ее густые волосы чудесным образом отросли и целомудренно укрыли ее подобно плащу. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. В Испании, как писал в одной из своих работ Ф. Энгельс, «гуманизм XV и XVI веков, первая форма буржуазного просвещения, в своем историческом развитии перешел в католическое иезуитство». погода была прекрасной, нежно светило весеннее солнце. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Состояние, которое сложно описать языком слов. И все это не случайно. Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Качество цвета идет от Тициана.
«Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Разгорающийся огонь освещает лицо мальчика, капли воска падают с начавшей плавится свечи, однако света еще недостаточно чтобы осветить комнату, вся она остается во тьме. В руках святой держит орудие своей казни (решётку, на которой позже его сожгут).
Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары (папского головного убора) на столе и перекличка двух красочных пятен – красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно. Цвет с выбеленностью. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
В «Мученичестве св. Король, однако, не сумел по достоинству оценить дарование приезжего художника, которому впоследствии суждено было прославить испанское искусство далеко за пределами страны. И экстатизм цвета, экстатизм формы (от Микеланджело).
После 8 лет, проведенных в Италии, 35-летний Доменикос уже навсегда переезжает в Испанию. «Успение Богородицы» (ок. Эль Греко – как же я его люблю, но в Москве его практически негде посмотреть. В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость своих образов (главным образом различных святых) с их внутренней выразительностью.
Но после личной встречи с Иисусом он стал горячим проповедником христианства. Эль Греко использует эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине.
Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Расцвет его искусства наступил в Испании. Особое сияние исходит и от самих полотен. Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601). Духовное начало в нем решительно преобладает над материальным. Он явно взволнован, но не испытывает страха выражение его лица сдержанно и сурово. Так форма левой ладони апостола Петра напоминает крыло голубя, символа Святого Духа. Такова была интерпретация великого мастера. Условны, несимметричны и далеки от канонической красоты изображения мужских и женских лиц.
Вот таким образом кое-что из великого Тициана. Только с наступлением XX века мы в полной мере можем приблизиться к пониманию его творчества (хотя сказать, что он был непризнан современниками, было бы неправдой, заказов у него было множество). Красный цвет в центре – он ни с чем не сравним, его невозможно описать. Как только он попадает в Испанию, он кардинально меняется. Непрерывная линия, очерчивающая контур фигур, становится, по словам М. В. Алпатова, в произведениях живопсца «сжатой формулой ритма, которым пронизано все живое, вся органическая материя».
Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. он был избран членом римской академии Святого Луки. В одном из сохранившихся писем современников художника есть такие строки: «. Кажется, что лицо Педро пронизано светом, но этот эффект вызван не природным освещением, а внутренним состоянием потрясённого человека. В «Мученичестве св. Во всех своих произведениях на религиозную тему Мурильо поражает широтой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление возвышенными идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.
Все сказанное выше смело можно отнести и к полотнам толедского мастера. Проникнутые мистическим настроением, они далеко выходят за пределы церковного искусства. Размер картины 67 х 89 см, холст, масло.
Мастер создал целый ряд подобных «ночных» произведений. Эль Греко. Христа ведут на казнь, срывают с него одежду и делят между собой. Для украшения одного из залов мадридского дворца БуэнРетиро в 1634г. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Но благодаря сложной системе рефлексов, умению достигнуть цветовой гармонии или, напротив, резкого цветового диссонанса, Эль Греко заставляет свои полотна буквально светиться и, если прибегнуть к евангельскому выражению, «говорить языками человеческими и ангельскими». Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601).
Он не боится вводить в свою живопись даже черную и белую краску. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай».
Но Венера Веласкеса воплощает именно испанский национальный идеал красоты: она изящна, пропорции её фигуры далеки от канонов античной «правильности». Августин и св. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. Известно, что изначально художник создавал традиционные для поздневизантийской иконописи произведения, работая в Кандии. К числу лучших произведений, созданных Веласкесом, относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650), который сам заказчик недовольно назвал «слишком правдивым», многочисленные портреты короля Филиппа IV, его всесильного министра графа Оливареса инфанты Маргариты и знаменитая серия «Шуты и карлики» (1630-1640-е), в которой образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием.
Здесь будем внимательнее и обратим внимание на некоторые традиции иконописи: непропорционально удлиненные фигуры их летящая постановка, как бы отсутствие у изображенных персонажей земного веса, жесты-сакральные символы, обратная перспектива, которая в отличие от традиционной перспективы не убегает к неведомым горизонтам, а сходится непосредственно в сердце зрителя, делая именно его, зрителя, центром повествования и этим самым замыкая волшебный круг Единства человека и Высшего Горнего мира. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». «Ниже – выше» ковровый принцип икона, Византия.
После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Фигуры производят впечатление непропорциональных, странных, как бы вырастающих от земли. Достигнув высокого уровня мастерства уже в молодые годы, Веласкес, начиная с 1623г.
.