В своих поздних работах художник возвращается к началу, к периоду Дада, например: Дева, вдова и жена 1946г., Колорадо Медузы т. д. Макс Эрнст (1891–1976) – немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа. Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам, а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение. Макс Эрнст (нем. Max Ernst 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Макс Эрнст вместе с художником Хуаном Миро работал над оформлением театральных и балетных постановок Сергея Дягилева.
Внук Макса Эрнста Эрик и его внучка Эми – и художники и писатели. Макс Эрнст (нем. Max Ernst, 2 апреля 1891, Брюль, Германия— 1 апреля 1976, Париж)— немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Макс Эрнст никогда не был самонадеянным художником и, как признавался он сам, нетронутый лист бумаги вызывал у него комплекс целомудрия.
Художник, скульптор, один из основателей дадаизма, крупнейший представитель сюрреализма Макс Эрнст (Max Ernst) родился 2 апреля 1891 г. в Брюле (Германия) в семье Филиппа Эрнста и Луизы Копп.
Эрнст начал делать скульптуру в 1934 и проведенное время с Альберто Джакометти. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался mnage trois. Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства).
24 июня 1920 Эрнст и сын Луизы Ульрих 39Джимми39 Эрнст родились он также стал живописцем. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В 1912 году большое впечатление на него произвели выставки Зондербунд и футуристов.
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Изображены также поэты и писатели — Поль Элюар, Луи Арагон, Филипп Супо, Бенжамен Пере. Еще более зависимая от случая, чем коллаж, эта техника состояла в том, что на лист бумаги переводилась текстура какой-либо рельефной поверхности (куска холста, листьев и т. д. ). В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Коллекционер Жак Дусэ приобрел полотно «A lintrieur de la vue». Дада-Гоген, 1920г. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis).
По образным воспоминаниям Эрнста, «редкий образчик верного фантома» Лоплоп начал захаживать к нему «практически с каждодневными визитами». С приездом в Кельн Ханса Арпа, открывается дом дада.
То есть попросту срубил дерево. Он отрицает все в целом», – писала Д. Бона. Особенно «прославилась» кельнская выставка 1920 г., среди инициаторов которой был и Эрнст. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
В это же время Эрнст выставляет свои работы в первом немецком Осеннем салоне, организованном в Берлине, а также принимает участие в выставках «прирейнских экспрессионистов», проходивших в Бонне и Кельне. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. В последней части объединены еще три дня недели.
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира.
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. В то же период художник начал практиковать новую технику которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». Благодаря своим знаменитым «романам-коллажам», в которых художник «рационально «упаковывал» артистические галлюцинации в четкие и ясные формы», он получил титул «Мастер изобразительной алхимии». О картинах Макса Эрнста говорят, что «это совсем не то, чем хочется украсить свою гостиную». Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку и симпатизировавший ему лейтенант перевел его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать.
Рога у Козерога сделаны из рессоры автомобиля, скипетр – из молочных бутылей, а верх – украшен коробкой из-под яиц. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Дадаизм, который, в общем-то, «ни в социальном, ни в художественном смысле не представлял собой сколько-нибудь программного и. целостного течения», прекратил свое существование еще в 1921 г. По словам М. Хозиева, автора книги «Сюрреализм в искусстве», «это была та «пустота», то «ничто», пройдя сквозь которые, художники. После краткого времени вместе в Сайгоне, трио решило, что Праздничный останется с Полом. Тогда же он совершил поездку в Париж. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования.
Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Вошёл в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Он попадает в лагерь из которого ему удалось спастись лишь с помощью своего друга Поля Элюара. В 1915 году получил повышение до бригадира.
Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. В результате «соавторства с Лоплопом» было рождено множество образов и портретов Эрнста-птицы («Лоплоп представляет Лоплопа», 1931 г. «Лоплоп, верховная птица», 1927 г. ). В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги.
В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Рисовать Макс начал с пяти лет. «Уже в школе само звучание слов «долг», «обязанность» вселяло в меня ужас и отвращение, – вспоминал художник.
Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В 1915 году получил повышение до бригадира. С помощью техники фроттажа Эрнст оформил 34 листа тематической коллекции «История природы» (1925 г. ), в которой соединил описания органических и неорганических веществ и тел.
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное» позже превращенная в «Голова человека заинтригованного полетом неевклидовской мухи». В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. В 1933 г. Макс Эрнст был включен национал-социалистами в «черный» список, а в начале Второй мировой войны интернирован французскими властями как «представитель враждебной державы». Полотна Эрнста этого периода становятся поистине завораживающими.
Здесь он, в частности, написал картину «Битва рыб» (1917 г. ). Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Родители не понимали Макса и он вынужден был порвать с ними. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Реальные элементы здесь свободно объединяются с нереальными.
В 1915 году получил повышение до бригадира. Свою принадлежность к сюрреализму художник продемонстрировал, написав в 1922 г. картину «Встреча друзей». Поллоку и другим мастерам нью-йоркской школы особенно понравился метод дрипинга они широко применяли его впоследствии в своих композициях. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Возвратившись в 1949 году в Европу, Эрнст с успехом экспонировал свои работы на самых престижных выставках и даже получил Гран-при на Венецианской Бьеннале 1954 года.
Так, картина «Слон Салеб» представляла фантастическое видение в пустыне. Тогда же он совершил поездку в Париж. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
В апреле того же года вышел посвященный художнику номер журнала «View». Место было очень уединенным, в отдалении от небольшого городка. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс и т. д.
В 1922 году Эрнст поселился в Париже. В 2005, «Макс Эрнст: Ретроспектива» открылась в Музее искусств Метрополитен и включенных работах, таких как Целебес (1921), Император Ubu (1923) и Фирезид Анджел (1937), который является одной из нескольких окончательно политических частей и снабжен субтитрами Триумф сюрреализма изображающего неистовое похожее на птичку существо, которое символизирует волну фашизма, который окутал Европу. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Сбор денег занял три месяца27.
Каникулы художник провел в Порнике, на Бретанском берегу. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
Здесь есть и петухи и персонажи с петушиными головами и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции.
Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Такой путь – от дадаизма к сюрреализму прошел и Макс Эрнст. и др. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма.
(Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica» — большую картину разделенную на множество отсеков представлявших разные сюжеты. Вскоре у Луизы, которую он называл Лу или Розой, родился сын Ульрих, которого отец переименовал в Джимми и дал ему прозвище Минимакс (в семье Эрнст очень любили придумывать друг другу имена и прозвища). Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе.
Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Я видел. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе организованном кинофирмой Лёв-Левин. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В результате этого скандала отец отрекся от Макса и лишил его наследства.
В 1930 г. в творчестве художника появляется один из самых любопытных персонажей его картин – «Птичий начальник по имени Лоплоп». В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Еще в период дадаизма (это течение прекратило свое существование к 1922 году) Эрнст изобрел особый способ рисования на холсте или бумаге, под которую подкладывался кусок дерева, обладающий ярко выраженной фактурой и при нажиме эта органическая структура древесины проступала на плоскости изображения. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Отрицает все ценности. Дадаизм (название дада было найдено намеренно случайным образом в раскрытом наугад словаре) был течением, отражавшим настроения интеллигенции времени первой мировой войны.
Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. Вместо предисловия в каталоге были напечатаны стихи Поля Элюара, Бенжамена Пере и Робера Десноса. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Плодотворным был для Эрнста 1929 год, когда он издал коллаж-роман Безголовая о ста головах и вместе с Бунюэлем и Дали приступил к работе над фильмом Золотой век.
Встреча оказалась знаменательной. В начале 1910 гг. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. Затем он был переведен в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс) устроенный в здании кирпичного завода.
После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1940–1941 годах Эрнст написал полотно «Европа после дождя» (Уэдсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут). В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. У него нет ни к чему уважения: ни к войне, ни к жизни, ни к мужчине, ни к женщине. Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Композиция представляет собой изображение запущенной местности, как будто оплавленной огненным дождем вьющиеся растения ползут по руинам и подбираются к неподвижным фигурам постисторических дикарей. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Эрнст еще несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
Они встретились в Дюссельдорфе. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В 1915 году получил повышение до бригадира. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Макс Эрнст оказал влияние на формирование абстрактного экспрессионизма в американской живописи.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Сбор денег занял три месяца.
Ее каталог был выполнен в виде списка современных мифов среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Он скоро женился на студенте истории искусств, которого он встретил в 1914. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них — «День рождения» Доротеи Таннинг. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Эрнст был призван и служил и на Западном и на Восточном фронте. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. Среди друзей их скандальный союз называли «семьей втроем». Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
Затем это становилось темой их причудливых произведений. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В 1922 г. друзья выпустили сборник странных совместно написанных стихотворений «Несчастья Бессмертных» и это событие еще более скрепило их дружбу. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Эрнст полагал, что художник, находясь в процессе творчества, сам становится живым инструментом. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Даже любовная связь Макса Эрнста с Талой, женой человека, которого он называл своим братом и «вторым «я», не стала причиной их раздора. У Макса было шестеро братьев и сестра. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. У кубистов они заимствовали приемы коллажа. Лучшими образцами подобных композиций служат «Царь Эдип» (1922, частное собрание), «Качающаяся женщина» (1923, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф), «Двое детей подвергаются угрозам соловья» (1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. Страх перед возвратом начала земного времени звучит и в работе «Глаз тишины» (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис).
Подобно своим друзьям-дадаистам Полю Элюару и Андре Бретону, он обращается к «более методичному, чем у Дада исследованию бессознательного». По окончании войны Эрнст жил в Кёльне. Искусство для него – игра, а не обязанность», – писала о живописце Доминик Бона.
В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии.
С 1936 года Эрнст увлекался методом декалькомании изобретенным О. Домингесом. Кредо «ниспровергающего движения» дадаистов («дада» на языке французской детворы означает «маленькая деревянная лошадка») выражал лозунг «Ни во что не верить». Брак, впрочем, вскоре распался.
В 1914 Эрнст встретил Ханса Арпа в Кельне. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В том же году Оскар Домингес представил новый метод — декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Но даже в армии Эрнст не прекращал занятий живописью. В 1946 г. молодожены переехали в Седону, расположенную в горах Аризоны.
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» прочитанная им в последний год учебы в лицее. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Впрочем, уже в следующем номере были представлены две работы Эрнста с апологетическим комментарием Поля Элюара. уходили в сюрреализм, а некоторые – в абстракционизм». В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. После демобилизации Эрнст вернулся в Кельн. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси.
Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвященный его творчеству с 1918 по 1936 годы. По мнению Элюара, Эрнст был не просто талантливым, а гениальным. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. После демобилизации Эрнст поселился в Кельне, где вместе Йоханнесом Теодором Бааргельдом он основывает группу дадаистов. Макс Эрнст изучив рассуждения великого Леонардо об образах, которые возникают перед зрителем при рассматривании бесформенных пятен изобрел живописный прием — фроттаж.
В среде дадаистов это считалось наивысшей оценкой. Тем периодом датируется картина «Встреча друзей» (фр. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Трио встретилось в Сайгоне. Художественные средства дадаистов сближают их с другими течениями двадцатого столетия. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику.
В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. Умер мастер сюрреализма в 1976 г. в Париже, за день до своего восьмидесятипятилетия. В 1924 он резко уехал, сначала для Монако и затем для Сайгона, Вьетнам. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. В 1915 году получил повышение до бригадира.
В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). Владение стало известно как Холм Козерога.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Для того, чтобы добиться точной передачи внутренней иррациональности, сюрреалисты устраивали сеансы гипноза и пр. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). Брак Эрнста с Луизой был недолгим.
Сам художник утверждал, что в процессе работы над фроттажами он стремился довести себя до состояния галлюцинаций, чтобы «на основе случайных линий вообразить фантастические пейзажи». В 1926 году Эрнст вместе с Хоаном Миро выполнил декорации к балету Ромео и Джульетта.
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. «По ту сторону добра и зла». Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. К слову об отношениях с отцом. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Контракт впрочем закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). За неимением французской визы он воспользовался паспортом Поля Элюара. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Задорный игривый, шаловливый – это человек, которому легко жить. Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Вместе со своим единомышленником Бааргельдом он стал организатором группы дадаистов. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
Что нередко выражалось в алогичном сочетании людей и вещей в художественных композициях, в подчеркивании контраста между природой и техникой. В том же году Эрнст переехал в Париж. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву».
Эрнст и Пегги Гуггенхайм позже были женаты (1942–1946). В 1938 Пегги Гуггенхайм купила значительную часть работ Эрнста и выставила их в своем музее в Лондоне. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения.
Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). была написана одна из самых известных картин Эрнста «Весь город» изображающая безлюдный ландшафт, раскинувшийся под огромным солнечным диском. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д.
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати его последних картин в «Valentine Gallery», не имевшая впрочем большого успеха, продать удалось всего одну картину. С ним у Макса не заладилось. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению.
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Два скоро стали друзьями и их отношениями, продлившимися в течение пятидесяти лет. Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Выставки вызвали ажиотаж информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами.
В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Разница лишь в том, что Брак и Пикассо использовали вырезки из бумаги как дополнения к картине, а Эрнст – «в качестве материала». Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
Брак, впрочем, вскоре распался. И решил эту проблему с помощью топора. В период дадаизма Эрнст создавал и живописные композиции, для которых также характерен прием комбинирования («Шляпа делает человека», 1920 «Злаковый велосипед», 1920–1921, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк «Слон Целебес», 1921, Галерея Тейт, Лондон). Его причудливые беспредметные полотна-фантазии, в которых с «полным размахом господствует абсурд, насмешка, страх», чаще раздражали, чем нравились. В 1938 Пегги Гуггенхайм купила значительную часть работ Эрнста и выставила их в своем музее в Лондоне.
Абсолютно особая техника коллажа, придуманная им, была основана на «случайной встрече двух различных реальностей на неподходящем плане». Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Более того, приехав в Париж, Эрнст жил с семьей Элюаров под одной крышей, в «муках, причиняемых любовью и дружбой». Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Использовал художник и другие автоматические техники: брызгал на полотно краской (эта придуманная Эрнстом процедура получила название «дриппинг») или же клал две только что написанные картины одну на другую, в результате чего получал новые неожиданные изображения на обоих холстах.
В 1925 изобрёл технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). Символически воспринимаются его работы Бракосочетание неба и земли (1962) и Памятник птице, над которой он работал в 1928-1969 годах. В 1935-1936 гг.
Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. В послевоенной Европе и Америке он был очень знаменит, но сегодня как только заходит разговор о творчестве за пределами реального все вспоминают лишь одиозного пиарщика Дали. Его отец, человек довольно своенравный и властный, работал в школе для глухонемых. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала.
Тот же самый год, вдохновленный частично де Ширико и частично изучая прейскуранты товаров почтой, руководства обучающего помощника и подобные источники, он произвел свои первые коллажи (особенно способы Фиата, портфель литографий), техника, которая прибудет, чтобы доминировать над его артистическим преследованием в последующие годы. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило чтобы влюбиться. – с чрезмерно оттопыренными губами. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества.
Далее мастер тщательно прорисовывал контуры и некоторые детали, что закрепляло эту «движущуюся галлюцинацию». Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. В этот период художник исполнил множество работ в технике коллажа. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. Рисовать Макс начал с пяти лет.
За ней в апреле 1920 года последовала другая, под названием «Ранняя весна дада» (нем. «Мастер сновидений, самый великий породитель галлюцинаций» Макс Эрнст был одним из наиболее отчаянных экспериментаторов-сюрреалистов XX в. Он выражал свой бунт в картинах, настолько попирающих общепринятые нормы, что зрители, глядя на них, зачастую испытывали состояние шока. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем).
В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Полиция закрыла эту выставку. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Брак, впрочем, вскоре распался. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Брак впрочем вскоре распался. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною.
Так была зафиксирована галлюцинация. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Эрнст убедил Элюара не покидать их. Наряду с другими художниками и друзьями (Марсель Дюшан и Марк Шагал), кто сбежал из войны и жил в Нью-Йорке, Эрнст помог вдохновить развитие Абстрактного экспрессионизма.
Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter» и вызвала агрессию у публики — разъяренные посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. А для молодого немца одаренный французский поэт стал первым, кто по-настоящему «смог понять его живопись и принять его протест». В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур.
Он выражает бешенство и ненависть. В 1921 он встретил Пола Елуарда, который стал близким другом на всю жизнь. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Однако беззаботность этого человека была лишь видимостью и, вероятнее всего, за маской «веселого малого» где-то глубоко внутри художник скрывал сложные противоречивые чувства, «интриги и раны». Подобные картины были насыщены элементами и образами, свойственными немецкому романтизму, — темными таинственными чащами, мрачными пещерами, одинокими скалами, безжизненным светом луны, призрачными фигурами и лицами, которые, словно ночной кошмар, выглядывали из плотного переплетения ветвей и лесных зарослей («Большой лес», 1926, Художественный музей, Базель «Охотник», 1926, частное собрание, Брюссель «Ночной вид ворот Сен-Дени», 1927, частное собрание, Брюссель «Орда», 1927, Городской музей, Амстердам).
Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Он провёл шесть недель в доме предварительного заключения в Ларжантьер, куда за ним последовала Леонора Каррингтон. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965).
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Елуард купил две из картин Эрнста (Целебес и Эдипа Рекса) и выбрал шесть коллажей, чтобы иллюстрировать его сборник стихов Rptitions. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Все больший отпечаток на произведения художника накладывает ощущение приближающейся войны («Ангел над домом», 1936 г. «Европа после дождя-2», 1940-1942 гг. ). Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс ит. д. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р.
Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Эрнст был демобилизован в 1918 и возвратился в Кельн. В 1933 году национал-социалисты включили Эрнста в черный список. В конце концов Гала досталась Полю, они вернулись в Париж в сентябре. он становится членом общества «Молодой Рейн», куда входили Й. Куллеман, К. Оттен и другие художники. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В заключительной картине этой серии «Ева, единственная, оставшаяся с нами» художник применил еще одну разработанную им технику граттажа: он наносил на холст густой слой краски, а потом несколько раз его соскабливал. Встреча оказалась знаменательной. Они отправляли друг другу письма с исправлениями, пока не приходили к варианту, который устраивал обоих. Брак, впрочем, вскоре распался.
«Великое искусство Макса Эрнста, занимающее место между существующим миром и обратной стороной вещей, очень мощное, но вызванное темными силами и уже до такой степени расцветшее и такое абсолютное, не могло не пленить Поля Элюара», – писала Д. Бона. Это был окончательный разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7.
Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия — от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. С детства нетерпимый ко «всякой регламентации жизни», он ненавидел школьные порядки. Однако благодаря ходатайству Элюара вскоре он был отпущен на свободу. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Многие свои работы Эрнст повторяет в разных техниках.
В 1906 году, в ночь когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы.
Они встретились в Дюссельдорфе. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и в Мюнхене с Паулем Клее. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Работа с Русскими балетами спровоцировала негодование в кругу его единомышленников сюрреалистов, в особенности у Бретона, который устроил скандал на премьере балета. В 1922 г. художник переехал в «столицу искусства и мысли» Париж.
Одной из лучших фроттажных работ художника считается «Птица в лесу» (1927, Галерея Цвингер, Кёльн), где показаны непроходимые заросли и сплошные сплетенные ветви, среди которых скрывается одинокое живое существо — птица, неизвестно кем заключенная в клетку. Его альтер эго в картинах, которые он назвал Loplop, было птицей. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице.
А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Это апокалипсис старой Европы. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Тогда же он совершил поездку в Париж. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. Эрнст Макс (1891-1976) – немецкий и французский художник, график, скульптор.
Все персонажи в картине Эрнста помечены цифирками (как это делалось на заказных групповых фотографиях в Германии в 1910-е годы), а слева и справа помещены списки изображенных. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций.
И фигура королевы напоминает виолончель. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Как только сборник был опубликован в марте 1922 года, поэт решил лично передать Эрнсту его экземпляр. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
Фроттаж стал излюбленным методом Эрнста и в живописных полотнах. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Во многом благодаря Пегги эмигрант Эрнст вошел в первые ряды американских «соблазнителей авангарда». В 1935 обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В 1925 г. вместе с Дж. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
Покинув Мари-Берт Оранш, Эрнст в 1937 году встретил Леонору Каррингтон, с которой уехал в Сен-Мартен дАрдеш. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18.
Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Единственная в группе женщина — Галя, жена поэта Элюара, юная муза, вдохновлявшая поэтов и художников (через несколько лет она стала женой Сальватора Дали). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
Особенно это казалось важным после Второй мировой войны, которая привела европейцев к осознанию своих ошибок, к коллапсу прежней идеологии в Европе. Дж. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж.
В начале 40-х гг. Дадаистские коллажи составили альбом «Да будет мода, да сгинет искусство» (1919).
умерший. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Трудно поверить, что эти причудливые полотна, в которых «непросто понять, где мир реальный, где безумие», написал «миролюбивый и милый художник с глазами цвета лазури».
Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В 1925 Эрнст основал студию в 22, рута Tourlaque. Одиннадцатого ноября 1918 он был возрожден». В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В сентябре 1939 внезапное начало Второй мировой войны заставило Эрнста быть интернированным как «нежелательный иностранец» в Кэмпе де Милле, под Экс-ан-Провансом, наряду с поддерживающим сюрреалистом, Хансом Беллмером, который недавно эмигрировал в Париж.
Признанный лидер и идеолог движения Тристан Тцара «не перестает петь дифирамбы» молодому художнику. Эрнст развил восхищение птицами, которое было распространено в его работе. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Нередко она приобретала скандальный характер, намеренно эпатируя публику. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31.
появляются первые коллажи художника, которые сам автор называл «почтовыми открытками». С начала 20-х гг. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне.
А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Тенистые леса и скалистые ущелья, мрачные гроты и громадные раковины наполняются тайной жизнью: там обитают фантастические существа («Нимфа Эхо», 1936 «Песнь сумерек», 1938, обе — Музей современного искусства, Нью-Йорк). В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. Живописью Эрнст серьезно занялся в 1909 году. «Дадаизм мечет громы и молнии. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Тот же самый год его работы был показан в Salon des Indpendants.
Подобный эффект был особенно интересен своей непредсказуемостью. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой.
Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия— от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском.
Это же повторилось и через год, на второй, последней выставке дадаистов. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Эрнст создал свой собственный художественный мир, обладающий только ему присущей поэтикой. Последний написал много стихотворений и критических эссе, посвященных Эрнсту.
По словам Т. Тцары, метод, который изобрел Эрнст, состоял в том, «чтобы наклеить на холст картинки изначально не имеющие никакой связи между собой, но, совмещенные друг с другом, они в конце концов приобретают какой-то смысл, сходство с чем-то». В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США.
Loplop часто появлялся в коллажах работы других художников, таких как Loplop представляет Андре Бретона. Очевидно принимая mnage trois сначала, luard в конечном счете стал более озабоченным делом. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. «Хотя «Эрнст» по-немецки означает «серьезный», «важный», он – полная тому противоположность: улыбчивый, непринужденный, с радостным настроением. Макс Эрнст рано начал рисовать получив первые уроки от отца. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). «Необычные, оригинальные, ни на что не похожие творения» молодого немца были настолько скандальными и возмутительными, что благодаря им автор быстро приобрел репутацию «индивида строптивого и безрассудного». Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Макс Эрнст родился 2 апреля 1891.
Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна, в Брюле. Владение стало известно как Холм Козерога. Он скоро попросил, чтобы его жена и Макс Эрнст присоединились к нему оба должны были продать многочисленные картины, чтобы финансировать поездку. Так рождались работы и образы себя». Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом».
В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Теплый прием его творчества среди друзей дадаистов подал Эрнсту идею что его место среди них, в Париже. В 1937 встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Это был первый из пяти (по другим данным – трех) браков и многочисленных любовных романов Макса.
В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Постоянно экспериментируя, в 1925 г. Эрнст изобрел технику фроттажа, которая стала «фундаментальным новшеством изобразительного языка авангардистов». эта пара вовсю задавала тон «нью-йоркской арт-сцене».
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. С 1909 г. Макс Эрнст серьезно занялся живописью, в которой его привлекли «безграничные горизонты возможностей и смыслов». У Макса было шестеро братьев и сестра. Эрнст и Гуггенхайм прибыли в Соединенные Штаты в 1941 и были женаты в следующем году.
Череда арестов и освобождений продолжалась до 1941 г., пока Эрнст не эмигрировал в США. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965). В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. Эрнст выставил здесь топор и чурбан, чтобы возмущенные зрители могли найти выход своей ярости. В 1925 году Эрнст разработал новый живописный прием, получивший название «фроттаж», то есть «натирка». В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26.
Отдаленно эти коллажи напоминают «наклеенные бумажки» кубистов. Своим стремлением включать в композиции реальные предметы дадаисты предвосхитили возникший несколькими десятилетиями позднее поп-арт0. В 1927-м он женился на Мари-Берт Оранш, с которой прожил до 1936 года. В 1926 вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева.
Получались интересные абстракции, большинство из которых пронизаны чувством острой иронии. «Его коллажи не украшение, они сами являются картиной», – считала Д. Бона.