Rene Francois Ghislain Magritteродился — 21 ноября 1898, Лессин, умер — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист. Рене Магритт (Rene Magritte) умер в возрасте 68 лет 15 августа 1967 года от онкологического заболевания и был похоронен в Брюсселе на Схарбекском кладбище. Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene Franois Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист.
Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Публике всегда нужны простые и понятные символы. На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни.
А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Магритт также создал множество автопортретов. Так, благодаря выставке публика ознакомилась с ещё одной гранью творческого гения бельгийца. Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. Мысли великого романтика XIX века созвучны настроению, возникающему при созерцании картин Рене Магритта. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Яркий пример – работа Вероломство образов. Магритт утверждал: «Искусство изображения — это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть Искусство изображения имеет целью с помощью чисто визуального восприятия внешнего мира и с помощью одного лишь зрения усовершенствовать зримое».
Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Всего за два года до смерти, комментируя это плотно, Магритт наконец определился ради чего, он рисовал всю жизнь совсем не так и не то, что было принято: «В картине «Карт-бланш» наездница заслоняет собой деревья, а они заслоняют ее. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов.
Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве.
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Его картины называют парадоксальными. На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). Делалось это намеренно.
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Он был старшим из четырёх сыновей. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Однако ни одно из этих произведений не могло претендовать на роль мирового шедевра. Что автор хочет этим сказать.
Действительно, живописное изображение трубки имеет мало общего с реальным и осязаемым объектом, но лишь обозначает его. Например, для Сальвадора Дали, по его собственному признанию, мир идей Фрейда значил столько же, сколько мир Писания для средневековых художников или мир античной мифологии — для мастеров Ренессанса.
Это всегда тайна. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Семья Магриттов переезжала с места на место. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта.
«Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник.
Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды.
Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. После Второй мировой войны Магритт начал публиковать статьи в разных газетах, в частности в газете «Красное знамя». «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
В подарок человечеству он преподнес свои картины. Пятый солдат, племянник адмирала Вилкерштейна, преспокойно открыл бакалейную лавочку и пообещал выплатить долг частями. Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. Поистине невыполнимая задача.
Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Где сон, где реальный мир. Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю.
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Ты победил смерть». На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг.
А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Его главная цель — передача мысли средствами пластики. И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений».
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. В нем спящему мудрецу снится красивая бабочка и вдруг он понимает, что возможно, это бабочке снится, что это она умудренный годами старец. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне.
Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Если вы знамениты тем, что никогда не пачкаете одежду краской, может быть, соблазн среднего возраста, призывающий к разнузданному заляпыванию всего подряд, покажется невыносимо привлекательным. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта.
Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта. А разве любовь — это не слепота. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя.
В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна.
Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Для них это была любовь с первого взгляда.
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Ему позволили восстановить немецкое гражданство, но из армии ему пришлось уволиться – впрочем, он в ней так и так не служил, будучи секретным агентом, которому для проведения упомянутой операции пришлось надеть армейскую форму. С этого момента он – сюрреалист. Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Жизнь была тяжёлой.
Они возникают только в пору полнейшего покоя – абсолютного телесного и душевного здоровья – и в те мгновения, когда границы яви сливаются с границами царства снов. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Что же до раскрашенных винных бутылок, к настоящему времени они уже несколько десятилетий украшают логотип одного лондонского виноторговца.
Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства.
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Это мнение автора. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность.
Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя.
Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. А отвечать самим себе на них нам.
В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. На картине Освобождение, выражена тема двух миров. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его.
Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу. Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь.
По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». Его похоронили на Схарбекском кладбище.
Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958). Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. В 1946 он объединяется с несколькими другими бельгийскими художниками под знаменем манифеста "Сюрреализм в Полном Солнечном свете". Однако перемена, по его словам, была осуществлена намеренно – с целью подбодрить своих соотечественников. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Сочетание несочетаемых в природе, но вполне природных форм и предметов Художник, тесно сотрудничающий с сюрреалистами, всегда просил называть его «магическим реалистом» ибо его работы не столько обращены к подсознанию, сколько побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Тем не менее, он был художником: его первая выставка, где он показал работы, написанные под влиянием де Кирико, была разнесена критиками в пух и прах.
Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира».
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну.
Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В 1922 – 1923 годах он работал чертежником на фабрике обоев, а затем до 1926 года был дизайнером в сфере рекламы. Тихая провинциальная жизнь Шарлеруа крутилась вокруг фабрики и единственным развлечением ребёнка стали прогулки с соседской девочкой по местному кладбищу. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. После выставки Бретон официально простил «отступника». Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ.
Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. Здесь мы подходим к теме естественности мифологического, которая проходит через всё творчество Рене Магритта. В качестве награды за возвращение к истокам, судьба одаривает Магритта всемирным успехом. К сожалению, он так и не был опубликован. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок.
Все — реальность, философия, религия — сплетаются в единый клубок сюжета картины «Плагиат». Для любого художника было бы большой удачей найти такого здравого ценителя, как Дэвид Сильвестр. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины «Женщина», «Голубое кино», «Платье приключения» и др. ).
Магритта обожают студенты и рекламщики. Художник всегда хотел быть полезным людям. Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался – и стилем и взглядами и манерами. Его следы затерялись.
О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. О детстве Рене Магритта известно немного. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт.
В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. Художника, в отличие от того же С. Дали интересует не мир фантазий и сновидений, а парадоксальные свойства изобразительного языка.
Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.
В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
В Академии изящных искусств, куда Магритт поступил в 1916 году, его учили Жисбер Комбаз, Констант Монта. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. – Настаивал он.
Но самым главным достижение можно считать признание на Родине. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Большинство снимков являются постановочными.
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой.
Защита эстетики». В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Передвигаясь по запутанным, неопрятным коридорам серого вещества, вы на каждом шагу сталкивались со звездными вспышками блестящих идей. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка».
Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».
Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Через три года Магритт сблизился с Пьером Буржуа и Пьером Луи Флуке, который чуть позже начал издавать «Журнал поэтов». Вся тайна и магия в необъяснимом и несоразмерном сочетании образов.
Его картины называют ребусами, загадками. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Название её – «Сын человеческий». К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости.
Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Мне эта картина напоминает дзенский коан.
В шестидесятых «магический реализм» на картинах Магритта приобретает черты позабытого, но не утерянного символизма. Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. А что же Магнус Шульман.
Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». Он выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов.
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно.
В 1946 году он вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест «Сюрреализм в свете дня», который был направлен против парижских сюрреалистов и их «любви к искусству». Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. То есть драма, конечно, была: любовь с первого взгляда, возраст Ромео и Джульетты и даже родители, которые насильно разлучили героя с героиней: Жоржета Бергер была увезена из маленького провинциального городка Шарлеруа в Брюссель.
В конце 1948 года Магритт возвращается к стилю и темам довоенного сюрреалистического искусства. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Но способен ли он «выдержать экзамен».
«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид.
На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Ты проник в зазеркалье, но остался. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Именно так мы видим мир. Многие картины сквозят контрастом тяжести камня и невесомости неба. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье.
Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
Скучные, унылые пейзажи, маленькие домики, почти поголовная нищета – Бельгия конца XIX-начала XX века очень сильно отличалась от современного центра Евросоюза. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. И человечество ответило ему благодарностью.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи.
То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье – Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати.
В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр».
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Образы Магритта узнаваемы во всем мире.
Такие картины оправдывают метод. Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). Похоронен на Схарбекском кладбище. Но, когда всматриваешься в содержание полотна и понимаешь что и как там изображено, переживаешь ощущение открытия. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека».
Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий.
Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать.
На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника plein-soleil в 1945-1947 и epoque vache в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и Рене Магритт вернулся к своей манере письма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла.
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Ключом здесь также становится название. Это всегда тайна.
В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью.
Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни. Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими.
Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа.
Почему такое сочетание. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей.
Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами. Ведь так или иначе Постороннее — это все равно не мое тело мало того, оно вторгается без разрешения в общую массу телесности, которую и без того тяжело нести. И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег.
Но и тебе не дано ничего увидеть. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой.
Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. ред. ). Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. В их числе и картина «Голконда» (1953). Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»).
Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Защита эстетики». Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины).
Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. К попыткам интерпретировать его картины с помощью психоанализа художник относился иронично: Они решили, что моя Красная модель — пример комплекса кастрации. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом.
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Однако пока что они не могли быть вместе. В период с 1932 по 1945 гг.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. К этому времени уже рождены такие известные полотна как «Голконда» и «Империя света».
Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. В1927 годуустраивает свою первую выставку.