Рафаэль написал «Мадонну в зелени» для одного из своих ближайших друзей, Таддео Таддеи. В своей работе я хочу поделиться с вами творчеством великого Рафаэля и дать описание картины «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».
Рафаэль отделяет Марию от реального мира. В ней Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви. Лучше всех расположена Мария.
Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Масло, доска, 215х158 см. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Доверяя знанию и опыту Роберто Лонги (1890 – 1970), выдающегося историка искусства, специалисты датировали картину 1505 годом, на основании того, что в этот период Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе да Винчи.
Треугольник всей группы, треугольник, образуемый линией ноги, колена и складкой одеяния Богоматери. Она придерживает младенца рукой. С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. В другой картине исполненной во Флоренции, художник представил святое семейство. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).
Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Пространственность картины создается и формируется уже тем, как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, держащей младенца на руках. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес.
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал Мадонну в гроте Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Чистые, праздничные краски, музыкальные ритмы линий, балетная грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Реставрационные работы часто преподносят сюрпризы и открывают неожиданную правду. Пожалуй, Мадонна в кресле – самая необычная из мадонн Рафаэля. Впервые он работал над новой темой абсолютно самостоятельно.
Рафаэля называли Мастером Мадонн. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. «Мадонна Грандука» дерево, масло, 1504.
«Сон рыцаря» — едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. см. Картина задумана специально для небольшого формата. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн. Рафаэль не склонен к экспериментам. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Природа играет роль аккомпанемента образу мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой.
Дерево, масло, 107х77 см. Ее фигура поставлена строго в центре. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). В 1935 году в процессе обработки картины Рафаэля изображающей Екатерину Александрийскую со всеми атрибутами, реставраторы к своему удивлению обнаружили портрет молодой светской дамы с единорогом. Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино Передача ключей композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Фигуры образуют треугольник. «Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514.
Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Лучшая из них "Мадонна в зелени". Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля.
В дальнейшем мы увидим, как он работает с формой круга уже в зрелые годы, добиваясь абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. 1513, Картинная галерея, Дрезден.
Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. «Мадонна Альба» холст, масло, 1511.
«Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514).
По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. «Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. Плавные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира ее окружающего. Когда Рафаэль писал Мадонну Конестабиле, ему было около семнадцати лет.
Еще богаче по мотиву изображения Святого семейства вроде мюнхенской «Мадонны Каниджани» (рис. 60), где Мария, Иосиф и мать Иоанна собираются вокруг двух детей, т. е. Снова форма тондо. Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности. Георгий, около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма.
Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Сейчас «Положение во гроб» находится в римской галерее Боргезе. Особую прелесть придают лицу Марии опущенные, полузакрытые глаза, обращенные на божественного сына. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии.
Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди. Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело.
И в природе царит весна. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Согласно апокрифическому рассказу, во время несения креста щегол сел на голову Иисуса и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. «Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости.
Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника.
Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем.
Рафаэль обращается к образу св. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев — Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.
Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Флорентийский период (1504-08). Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.
1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Доска, масло, 122х80 см. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение.
За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи.
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа.
Кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. В образе Марии соединены религиозные и материнские чувства. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Холст, масло, 265х196 см.
Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну». Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Галерея Уффици, Флоренция В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. В 1589 году украшала Трибуну Уффици.
С начала XVIII века находится в Питти. «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире.
Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. Поучительный, в смысле противопоставления предыдущему, пример из позднейшего римского периода можно видеть в «Мадонне Божественной любви» (Неаполь), которая, хотя и не целиком восходит к самому Рафаэлю, все-таки дает полное представление о его новых устремлениях. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Лица, тела персонажей идеализированы. Облака, клубясь, растворяясь, превращаются в головки ангелов или головки ангелов, растворяясь, превращаются в облака. В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений.
Для всех Мадонн флорентийского периода свойственны сложные пейзажные фоны. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. «Мадонна делла Седия» (Мадонна в кресле). Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального.
Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Лучшая из них Мадонна в зелени. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии.
Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. Художник объединяет мать и ребенка не тем, что они общаются друг с другом, смотрят друг на друга, как это часто бывало у кватрочентистов, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке — на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой. Переход от простых построений в «мадоннах» к многофигурным композициям был слишком быстрым и не всё в картине удалось. Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504.
Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Эрмитаж, Ленинград все три – около 1500-02). «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Вернувшись к своему замыслу после поездки в Перуджу в 1507 году, художник начал разрабатывать тему как драматичную. отдельную публикацию 1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). Это не реальность, а зрелище. Пинакотека Ватикана, Рим 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо».
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Это эрмитажная Мадонна с безбородым Иосифом. «Мадонна в зелени» структурно гармонична – от группы фигур (во главе с ласковым образом Девы Марии, которая поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя) до широкого ландшафта с искристым, зеркальным озером, которое тянется с одной стороны панели до другой. В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке.
Заказ на «Оплакивание Христа» Рафаэль получил в 1504 году от графини Аталанты Бальони, которая хотела найти облегчение своих страданий после гибели сына в изображении смерти Иисуса и скорби Его Матери. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Его взгляд устремлён на Спасителя. Платье Мадонны гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. образуется группа из пяти человек. В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив.
Георгия. см. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Масло, доска, 55, 2х40 см.
Картина Обручение Марии (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино. Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. отдельную публикацию В 1502-1503 гг. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см.
Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. «Мадонна Каниджани» является шедевром в композиционном отношении, поскольку она уже превосходит все, на что был способен Перуджино: картина по-умбрийски четка и прозрачна, но в то же время насыщена флорентийским богатством движения. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). «Мадонна Коннестабиле». время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.
Здесь несколько треугольников. Рафаэль часто использует эту форму. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. В картине нет ничего лишнего, второстепенного.