Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. руб. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира».
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Он сажает Мадонну изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. У Леонардо нет линии, есть только формы. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Точно так же прославлял он со знанием специалиста, у которого не было в этой области соперника, очарование пышных, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия).
Как они ошиблись. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию.
Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Богородица ли она вообще. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо.
В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан.
По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Борются люди и кони. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Продолжая искать скрытый смысл, рассмотрим полотно с двух кардинально противоположных точек зрения. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. При сходной композиции у картин разный колорит.
Для него началась пора беспокойных скитаний. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Неудивительно, что дело закончилось склокой. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Еле заметны, еле уловимы переходы.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Уделял он внимание и рукам. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте».
Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Композиция произведения построена в виде пирамиды.
Это значит, что он был намного крупней. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Содержание его рисунков самое разнообразное. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Но это была грация элегическая.
У них все блестит и сверкает. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Если на одной картине соединено несколько фигур, то она распадается на перпендикулярные полосы, точно незримые пилястры разделяют фигуры. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет».
Леонардо покинул город. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Тела приобретают округлые формы. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см).
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Все тело отражает данное душевное движение. Картина, как известно, не была окончена. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй.
К мягкости стремятся и краски. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Нет более углов. Ладонь ее правой руки лежит на плече маленького мальчика, который по официальной версии являлся Иоанном Крестителем. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Кеннет Кларк, автор капитального труда о Леонардо, считает, что Мастер привез эту картину из Флоренции уже готовой. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Он прожил там до 1499.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке.
Об оттенках они не заботились. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. В картине изображены 4 фигуры, где сидящая дева Мария являет собой вершину пирамиды.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Пластически высечены контуры.
Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся. Это было создание великого художника и великого ученого вместе.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца.
На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Никогда не изображал он отречение и муки. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемым мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. У Леонардо все полно движения.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. На второй он куда более холодный, одеяние Мадонны светлее, скалы написаны в более светлых тонах, одежда ангела синяя, а не красная, как на первой картине. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Обычно церковь диктовала художникам, как рисовать, что рисовать, сколько фигур должно быть на картине, где стоять и что изображать.
Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Все спуталось в дикий клубок. И не только лица. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.